Автомобильное колесо обычно состоит из шины, обода и ступицы.
Виды колес
Классификация колес осуществляется по их назначению и конструкции:
- ведущие;
- ведомые;
- управляемые.
По дизайну бывают:
- диск;
- без диска (со втулками со спицами или барабанами).
Виды шин
Шины классифицируют по следующим основным параметрам.
По методу уплотнения:
- камерные;
- без камеры.
По форме профиля:
- обычный;
- широкий профиль;
- арочный;
- пневмокатки.
По возможному изменению внутреннего давления:
- с фиксированным давлением;
- с регулируемым давлением.
По виду каркаса:
- с диагональными нитями;
- с радиальными нитями.
Как выбрать колеса?
Основные требования к колесам следующие:
- полное соответствие используемой шине по габаритам, жесткости и конструкции обода;
- надежное крепление к ступице, что позволяет легко монтировать и демонтировать колесо;
- высокая прочность, долговечность и коррозионная стойкость;
- минимальное биение и дисбаланс.
Как выбрать шины?
Основные требования к шинам следующие:
- хорошо держит дорогу;
- низкое сопротивление качению;
- соответствие упругих свойств параметрам автомобиля и условиям движения;
- низкий уровень шума при езде;
- высокая прочность и долговечность;
- низкое давление на грунт (для автомобилей с повышенной и высокой проходимостью).
Кроме того, к автомобильным шинам и колесам, а также другим механизмам и системам автомобиля также предъявляются общие требования:
- обеспечение минимального веса (масса колеса легкового автомобиля из листовой стали около 6,5 кг, литого алюминиевого колеса легче на 1 кг, а штампованного колеса легче на 1,5 кг);
- высокая надежность;
- минимальное обслуживание;
- технологичность.
Рассмотрим, какие конструктивные меры обеспечивают соответствие шин требованиям.
Хорошая курсовая устойчивость достигается прежде всего за счет подбора состава резины в шине, оптимального рисунка протектора для заданных условий эксплуатации и поддержания необходимого давления в шинах. Однако увеличение коэффициента сцепления шины с дорогой за счет изменения состава резины в ряде случаев может привести к значительному сокращению срока службы шины из-за ее быстрого износа.
Низкое сопротивление качению достигается в основном теми же мерами, что и хорошее сцепление с дорогой, однако снижение сопротивления качению может в ряде случаев сопровождаться снижением коэффициента сцепления шины с дорогой.
К высокой прочности и долговечности относятся требования безопасности, а именно:
- исключение разрыва шины из-за повышения давления сверх установленного (как правило, стойкость гарантируется при повышении давления в шинах легковых автомобилей на 0,2 МПа); в основном это обеспечивается конструкцией каркаса шины;
- исключение разрыва шины центробежными силами, возникающими на высоких скоростях, обеспечивается прежде всего конструкцией каркаса шины; при этом шины маркируются маркировкой, соответствующей максимальной скорости, при которой данная шина может использоваться;
- надежность плотного и прочного прилегания бортов шины к бортам обода гарантируется прежде всего высоким качеством изготовления обода и отсутствием дефектов, возникающих в процессе эксплуатации;
- замедлить или предотвратить резкое падение давления при проколе: бескамерная шина самая безопасная, так как герметизирующий слой заполняет прокол; для легковых автомобилей некоторые фирмы предлагают шины с внутренней тороидальной вставкой, опираясь на которую при полном падении давления в шинах автомобиль может проехать несколько десятков километров.
Низкое давление на грунт обеспечивается за счет увеличения пятна контакта за счет увеличения ширины, диаметра шины и снижения давления в ней.
Последний является наиболее эффективным и используется в виде системы контроля давления в шинах.
Остальные параметры характеризуются в первую очередь подбором резиновой смеси в шине.
Шины машины отличаются значительной эластичностью, а их деформации в радиальном, продольном и поперечном направлениях оказывают существенное влияние на эксплуатационные качества автомобиля.
Автомобильные шины производятся в России по стандартам и делятся на легковые, грузовые (включая прицепы, полуприцепы и автобусы); с регулируемым давлением: для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
Шины изготавливаются с разным рисунком протектора:
- дорога (Д);
- универсальный (У);
- внедорожный (ПП);
- зима;
- карьера (кар).