Балансировка колес — это устранение дисбаланса путем перемещения центра масс вращающегося колеса как можно ближе к оси. Эта процедура необходима, если масса шин и колес смещена. Это происходит потому, что дисбаланс передается на компоненты подвески автомобиля.
В нашей статье мы подробно рассмотрим, когда необходима балансировка колес, как проводится эта процедура и можно ли ее выполнить вручную.
Что влияет на баланс колес автомобиля?
Практически невозможно точно распределить массу по центру шины и обода. Поэтому небольшой дисбаланс существует даже в новых продуктах.
Разница в несколько десятков граммов уже оказывает негативное влияние на поведение автомобиля во время движения, вызывая такие проблемы, как:
- Шатание колес и вибрация кузова при движении;
- Протектор шины неравномерно изношен и имеет «зазубрины»;
- Преждевременный износ подшипников ступиц, шаровых шарниров и сайлент-блоков подвески;
- Неравномерный и ускоренный износ протектора шин.
Устранение этого дисбаланса и связанных с ним проблем с помощью компенсирующих компонентов — это именно то, чем занимается балансировка колес.
Симптомы и последствия эксплуатации автомобиля с разбалансированными колесами напрямую зависят от того, насколько далеко и в каком направлении смещена масса в сборе от центра оси вращения. Существует три различных типа дисбаланса.
На практике чаще всего встречается комбинированный вид, и расположение компенсирующих грузов выбирается таким образом, чтобы обеспечить баланс на обеих осях. Наилучшего результата можно достичь, изменив положение шины на ободе. Иногда это не требует использования утяжелителей, но занимает значительно больше времени.
Как часто следует балансировать колеса?
Рекомендуется балансировать колеса каждые 10 000 — 15 000 километров пробега. Также следует проводить ее каждый раз, когда вы меняете колеса на сезон. Однако иногда может потребоваться дополнительная процедура.
Когда колеса необходимо балансировать чаще:
- После установки шины. Необходимо балансировать колесо после установки каждой шины на обод (также после ремонта), так как возможны изменения в их взаимном расположении.
- После наезда на выбоину или кочку. Даже если нет видимых повреждений шины и обода, колесо может разбалансироваться.
- При частом торможении с блокировкой колес на автомобилях без ABS. Резкое торможение вызывает неравномерный износ протектора шин, что приводит к изменению распределения веса автомобиля.
- Агрессивное вождение. Быстрое ускорение и торможение, прохождение поворотов ускоряет износ шин и тем самым влияет на балансировку колес.
- При езде по плохим дорогам. Дороги с поврежденным или гравийным покрытием и езда по бездорожью также быстрее изнашивают шины.
- При наличии вибрации на рулевом колесе. Вибрация и покачивание рулевого колеса — один из признаков дисбаланса.
- После длительной остановки автомобиля. Если автомобиль был обездвижен в течение шести месяцев или более, деформация резины неизбежна.
- Частота балансировки колес также зависит от характеристик шин и дисков:
- Низкопрофильные шины следует балансировать чаще, так как они легче и больше подвержены повреждениям.
- Чем шире шина по отношению к диаметру обода, тем больше она подвержена динамическому дисбалансу.
- Летние шины необходимо балансировать реже, чем зимние. Зимние шины более мягкие и поэтому быстрее изнашиваются при торможении и на плохих дорогах.
- Шипованные шины требуют дополнительной балансировки, если произошла частичная потеря шипов.
Можно ли не балансировать колеса при замене?
Водители часто спрашивают, нужна ли балансировка при сезонной замене колес и шин. В случае одного комплекта дисков ответ очевиден: балансировка обязательна при каждой смене шин. Если второй комплект шин находится на отдельных дисках, это зависит от условий хранения шин.
Дисбаланс колес возможен при соблюдении следующих факторов:
- С момента последней балансировки шины прошло менее 10 000 км.
- До последней замены не было вибрации или ощущения в рулевом колесе.
- Колеса хранились надлежащим образом: в подвешенном состоянии, под давлением и не подвергались перепадам температуры.
Как узнать, когда нужно балансировать колеса?
Опытный водитель легко распознает значительный дисбаланс колес, поскольку он оказывает непосредственное влияние на поведение автомобиля.
Типичные симптомы дисбаланса колес:
- Вибрация и колебания рулевого колеса, прогрессирующие с увеличением скорости.
- Ухудшение управляемости, отклонение от правильной траектории.
- Неравномерный шум шин на дороге.
- Задняя вибрация (задний мост разбалансирован).
- Протектор шины неравномерно изношен и имеет сколы.
Аналогичные симптомы могут возникать при неисправностях рулевого управления и подвески. Поэтому, если балансировка не решает проблему, следует провести диагностику этих узлов.
На необходимость балансировки колес указывает наличие дефектов шин и ободов, которые отсутствовали при визуальном осмотре.
Как сбалансировать автомобиль?
Общий принцип балансировки колес заключается в обнаружении отклонений от равномерного распределения веса относительно центра колеса и их исправлении путем перемещения шины и диска и/или добавления грузов.
Если обод деформирован, его сначала выпрямляют, а затем восстанавливают баланс. Перед выполнением этой процедуры необходимо очистить поверхность колеса и удалить из протектора все мелкие камни или другие предметы, которые могут повлиять на баланс.
Вертикальная балансировка предполагает нахождение самых легких точек на окружности колеса и их взвешивание. Продольная балансировка включает в себя поиск точек, которые вызывают смещение векторов инерции и балансировку таким же образом путем добавления грузов. Смещение шины в этом случае менее полезно, так как обычно именно шина, а не обод, является причиной дисбаланса.
Как отбалансировать колеса?
Существует 4 основных метода балансировки колес автомобиля, в зависимости от оборудования:
- Статическая балансировка (ручная). Колесо установлено на оси, которая свободно вращается и позволяет обнаружить смещение масс. Колесо вращается в вертикальной плоскости для статистического дисбаланса и в горизонтальной плоскости для динамического и комбинированного дисбаланса. При обнаружении неисправности колесо будет постепенно опускаться к точке дисбаланса. Технология проста и доступна, но точность невысока, а качество сильно зависит от квалификации и опыта специалиста. Сегодня эту услугу не предлагают профессиональные мастерские, но ее можно найти в гаражах.
- Динамическая балансировка стенда. Колесо устанавливается на ось балансировочного стенда и затем приводится во вращательное движение, во время которого датчики обнаруживают и измеряют дисбаланс. Затем оператор выбирает точки крепления колеса самостоятельно или в соответствии с инструкциями балансировочного станка, если таковой имеется. Процедура завершена, когда дисбаланс равен нулю.
- Автоматическая балансировка колес с помощью порошка. Колеса наполнены специальным порошком (также известным как гранулы или шарики), который под действием центробежных сил распределяется по внутренней поверхности шины и уравновешивает колесо. Благодаря статическому электрическому заряду, возникающему при трении, порошок прилипает к колесу и прилипает в нужных местах. Этот метод быстро и относительно просто балансирует колеса тяжелой техники, но сами гранулы стоят дорого и требуют соответствующей дозировки в зависимости от размера колеса и дисбаланса.
- Окончательная балансировка автомобиля. Колесо поднимается, и к нему крепится балансир, оснащенный роликом и датчиками. Ролик вращает колесо до скорости примерно 90-100 км/ч, а датчики регистрируют количество создаваемой вибрации и рассчитывают точки крепления и вес грузов. Поскольку колесо вращается вместе со ступицей, тормозным барабаном или диском и приводным валом, этот метод балансировки максимально точно уравновешивает все возникающие инерционные силы и устраняет биение. Преимуществом этой технологии является высокая точность, а недостатком — низкая доступность и высокая цена.
Как отбалансировать комплект шин в домашних условиях?
Если у вас нет доступа к шиномонтажной мастерской или если вы хотите сэкономить, балансировка колес своими силами возможна с помощью станка, который можно собрать в гараже. Самый простой гаражный балансировочный станок для колес представляет собой ступицу, надежно закрепленную на жестком кронштейне с горизонтальным основанием.
Колеса следует балансировать в следующем порядке:
- Установите колесо на ступицу и вращайте его вручную.
- Обратите внимание на колебания резины, диск «восьмерка» при вращении.
- Если имеются сильные перекосы и биения, балансировка вряд ли поможет.
- Пока колесо останавливается и балансируется, отметьте верхнюю точку мелом.
- Поверните колесо несколько раз на 90 градусов (четверть оборота) в обоих направлениях, дожидаясь остановки колеса после каждого поворота.
- Если колесо каждый раз находится в разном положении — нет явного статического дисбаланса, оно «условно сбалансировано».
- Если знак всегда вверху, то основная точка дисбаланса обнаружена, можно приступать к ее исправлению.
- Чем быстрее колесо возвращается в вертикальное положение, тем больше требуется груза. Его точное значение может быть предсказано только опытным путем. Без опыта можно начинать с веса 20-30 грамм.
- Чтобы устранить дисбаланс, подвесьте (не фиксируя его надежно) гирю перед меткой.
- Если после применения груза вес продолжает расти, увеличьте вес; если теперь он падает, уменьшите вес.
- Отрегулируйте грузики так, чтобы при повороте на 90 градусов колесо не останавливалось ни в одном положении. Выбрав оптимальный набор грузов, можно закрепить их.
Самостоятельная процедура балансировки в гараже не может реально заменить использование современного оборудования из-за низкого уровня точности. Поэтому, если есть возможность, лучше посетить мастерскую и полностью устранить дисбаланс. Это более надежно, а с учетом работы, связанной с балансировкой больших колес, намного проще.