Основные характеристики моторного масла

Обслуживание

Характеристики моторного масла показывают, как ведет себя вещество при различных температурах и при разных условиях нагрузки. Это помогает автовладельцу выбрать максимально подходящий смазочный материал для двигателя. Важно обращать внимание не только на маркировку (особенно вязкость и одобрение производителя), но и на технические характеристики моторных масел, такие как кинематическая и динамическая вязкость, щелочное число, сульфатная зольность, летучесть и другие. Для большинства владельцев машин эти индексы абсолютно ни о чем не говорят. На самом же деле, они скрывают качество масла, его поведение под нагрузкой и другие эксплуатационные характеристики.

Предлагаем рассмотреть каждый параметр отдельно

Вязкость

Это основное свойство, которое делает продукт пригодным для использования в различных типах двигателей. Она может быть выражена в единицах кинематической, динамической, условной и удельной вязкости. 

Кинематическая вязкость

Является основным эксплуатационным параметром для всех типов масел. Это отношение динамической вязкости к плотности жидкости при той же температуре. Кинематическая вязкость не влияет на состояние масла, но она определяет характеристики температурных данных. Это мера внутреннего трения состава, т.е. его сопротивления собственному течению. Чем меньше масло меняет свою вязкость при различных температурах, тем выше его качество.

Динамическая вязкость

Динамическая вязкость масла (абсолютная) описывает силу сопротивления, которая возникает, когда два слоя вещества, расположенные на расстоянии 1 см друг от друга, движутся со скоростью 1 см/с. Это произведение кинематической вязкости масла и его плотности. Проще говоря, она указывает на влияние низкой температуры на сопротивление запуску двигателя.

Индекс вязкости

Скорость, с которой кинематическая вязкость уменьшается с повышением температуры, определяется индексом вязкости масла. Это показатель пригодности масла для конкретного применения. Чем он выше, тем ниже зависящая от температуры вязкость и, следовательно, тем выше качество. То есть индекс вязкости – это “степень текучести” масла.

Испаряемость

Скорость испарения (может также называться летучестью или потерей) описывает массу смазочного масла, которая испаряется за один час при температуре +245,2°C и рабочем давлении 20 мм рт. ст. Чем выше вязкость масла, тем ниже его паропроницаемость. Специфическое поведение паров зависит от типа базового масла, т.е. определяется производителем. Хорошая летучесть указана до 14%, хотя коммерчески доступны масла с летучестью до 20%. Как правило, для синтетических масел это значение не превышает 8%.

Коэффициент коксования

Проще говоря, термин коксование относится к способности масла образовывать в своем объеме смолы и осадки, которые считаются вредными загрязняющими веществами смазочного материала. Процесс напрямую связан со степенью рафинированности. На это влияет, в частности, какое базовое масло изначально использовалось для производства конечного продукта, а также технология производства.

Содержание сульфатной золы

Сульфатная зола моторного масла (сульфатная зола) является показателем наличия в масле присадок, включающих органические соединения металлов. При работе смазочного материала все присадки и примеси вырабатываются и сгорают, образуя золу (шлак и сажу), которая оседает на поршнях, клапанах, кольцах.

Щелочность

Это значение определяет, как долго масло способно нейтрализовать вредные кислоты, которые вызывают коррозионный износ деталей двигателя и усиливают образование различных видов отложений. Чем выше щелочное число, тем дольше масло способно нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и сгорании топлива. Это означает, что его можно использовать дольше (хотя на это значение влияют и другие параметры). Низкие моющие свойства губительны для масла, так как на деталях образуется неудаляемый нагар.

Плотность

Чем выше плотность, тем хуже масло проходит через все каналы и зазоры в двигателе, а значит, затрудняет вращение коленчатого вала. Это приводит к повышенному износу, образованию шлама, нагара и увеличению расхода топлива. Однако смазка низкой плотности также вредна – она делает защитную пленку тонкой и нестабильной и быстро выгорает.

Температура вспышки

Это самая низкая температура, при которой пары нагретого моторного масла при определенных обстоятельствах образуют с воздухом смесь. Она способна при воспламенении взрываться. В точке вспышки моторное масло еще не воспламенилось. Температура вспышки определяется путем нагревания моторного масла в открытом или закрытом тигле.

Температура застывания

Температура по Цельсию, при которой нефть теряет свои физические свойства, характерные для жидкости, т.е. застывает, становится неподвижной. Важный параметр для водителей, живущих в северных широтах, и для других автовладельцев, которые часто запускают двигатель “на холодную”.

Добавки

Помимо вышеупомянутых основных характеристик моторных масел, вы можете найти дополнительные лабораторные анализы на содержание цинка, фосфора, бора, кальция, магния, молибдена и других химических элементов. Это все добавки, повышающие производительность. Они защищают двигатель от заедания и износа, а также продлевают срок службы самого масла за счет предотвращения окисления или лучшего сохранения межмолекулярных связей.

Но наряду с улучшением, они оказывают и обратный эффект. В частности, они накапливаются в виде углеродных отложений в двигателе или попадают в каталитический нейтрализатор, где и накапливаются.

Срок годности

В большинстве автомобилей замена моторного масла производится в зависимости от пробега автомобиля. Однако на канистрах некоторых марок смазочных материалов четко указан срок годности. Это связано с химическими реакциями, происходящими в масле в процессе его работы.

Читайте также:  Иммобилайзер «Калины-2» и альтернативный запуск без чип-ключа
Оцените статью
Лада Калина