Частота замены свечей зажигания прежде всего основывается на их типе, а точнее, зависит от материала центрального электрода, а также от рабочего состояния машины, качества топлива, своевременности замены масла, перебоев в работе двигателя и т.д.другие внешние факторы. По стандарту срок службы никелевых свечей составляет 45 000 км, платиновых — 80 000 км, иридиевых — 120 000 км. На практике они выходят из строя в 1,5-2 раза быстрее. Средний интервал замены свечей зажигания — 30-60 тыс.км.
Зачем менять свечи
Свеча зажигания предназначена для воспламенения топливовоздушной смеси (ТВС), образующейся в цилиндрах двигателя. При нормальной работе всех систем и идеальном состоянии деталей зажигание осуществляется в строго определенный момент с помощью искрового разряда, образующегося при разрыве воздушного зазора между центральным и боковым (боковыми) электродами. Выделяющаяся в результате энергия приводит в движение поршень, поэтому работа двигателя напрямую зависит от функциональности детали.
Необходимость замены свечей зажигания связана с тем, что они подвержены естественному износу из-за электроэрозии при температурах до 2500 ℃ и давлениях до 50 бар в камере сгорания, а также воздействию агрессивных веществ, содержащихся в камере сгорания продукты сгорания. В процессе работы электроды покрываются, становятся тонкими и плавятся, что приводит к увеличению расстояния, изменению формы и мощности разряда, вплоть до периодического или постоянного отсутствия искры.
На каждые 1000 км пробега расстояние между электродами классической никелевой пробки увеличивается на 5-10 мкм.
В идеале свечи следует заменять до появления явных визуальных признаков износа и его характерных симптомов:
- трудности с запуском двигателя;
- тройной двигатель;
- ухудшение динамики разгона;
- повышенный расход топлива;
- появление ошибок P0300-P0304, указывающих на пропуск зажигания.
Эти симптомы также могут появиться при пропадании искры из-за неисправных катушек зажигания, высоковольтных кабелей, а в моделях с карбюраторами — в случае неисправностей и неправильной настройки распределителя зажигания.
Соблюдение рекомендованного производителем интервала замены свечей зажигания в зависимости от пробега с учетом условий эксплуатации позволит избежать этих проблем и более серьезных последствий неисправностей системы зажигания.
Когда заменять свечи зажигания
Частота замены свечей зажигания в автомобиле зависит от конструктивных особенностей и рабочего состояния автомобиля, качества топлива и моторного масла, а также состояния остальных компонентов системы зажигания и исправности его настроек.
Правильный подход — определить, как часто следует менять свечи зажигания, по совокупности следующих факторов:
- материал центрального электрода;
- количество боковых электродов;
- интенсивность и продолжительность поездки;
- стиль вождения;
- вид и качество топлива.
Определение времени замены свечей зажигания только на основании пробега или маркировки приведет к ненужным расходам.
Как часто следует заменять многоэлектродные свечи зажигания
Свечи зажигания классической конструкции имеют только один боковой электрод. Вместе с ними выпускаются изделия с одним, двумя или тремя дополнительными. Вопреки распространенному мнению, эта особенность практически не влияет на эффективность розжига, но увеличивает ресурс детали. Искровой разряд только один — между наименее изношенными центральным и боковыми электродами, выбирая путь с наименьшим сопротивлением.
Срок службы многоэлектродных свечей зажигания не пропорционален количеству электродов, но в любом случае примерно на 20-30% больше, чем у обычных свечей зажигания того же типа. Эти детали подходят для моделей с системой искрового зажигания холостого хода. В этом случае одна катушка одновременно подает разряд на две свечи зажигания: одна зажигает смесь во время такта сжатия, а вторая работает на холостом ходу во время такта выпуска.
Как режим работы влияет на интервал замены свечей зажигания
Рекомендуемый интервал замены свечей зажигания, основанный на пробеге, указанном в руководстве по эксплуатации транспортного средства, и сроке службы упаковки, являются идеальными для условий. Его можно принять в расчет как максимум, после которого деталь необходимо заменить. На практике его характеристики обычно ухудшаются гораздо раньше.
Что сократит срок службы свечей:
- частые холодные пуски и поездки до 30км;
- движение в условиях интенсивного движения и с частотой вращения двигателя не более 2500 об / мин;
- резкие старты с места, повороты до «отсечки»;
- плохое качество топлива;
- преждевременная замена масляного и воздушного фильтров.
При малых пробегах и малых оборотах свеча зажигания не нагревается и не успевает очиститься. В результате на его поверхности образуется отложение серы, фосфора и других агрессивных веществ, содержащихся в топливе и масле, что способствует ускоренной коррозии и предотвращает образование искр.
Нагар на электродах и изоляторе также может появиться при нормальной эксплуатации из-за некачественного топлива с посторонними присадками, старого масла, слишком бедной или богатой топливовоздушной смеси. При чрезмерно активном вождении срок службы свечей зажигания сокращается из-за высокой температуры в камере сгорания и высокой частоты разрядов.
Как узнать, пора ли заменять свечи зажигания
Определить точно, с какой периодичностью нужно менять свечи зажигания невозможно, так как условия эксплуатации каждого автомобиля индивидуальны. В первую очередь необходимо ориентироваться на интервал технического обслуживания, указанный в инструкции или в сервисной книжке автомобиля, с учетом сложных условий. Практика показывает, что если автомобиль регулярно обслуживают и ездят в практически оптимальном режиме, то качественные никелевые свечи зажигания проезжают 30-40 тысяч км, платиновые — 50-60 тысяч км, а иридиевые — 80-100 тысяч км.
Поскольку не все факторы, влияющие на ресурс свечи зажигания, можно учесть и выявить, их желательно снимать и осматривать каждые 15 000 000 км. Это позволит не только своевременно обнаруживать признаки износа, но и проводить предварительную диагностику двигателя по цвету нагара.
Визуальные признаки необходимости замены свечей зажигания:
- значительное изменение формы или повреждение электродов, особенно центрального;
- трещины или другие дефекты изоляции;
- часто бархатистое покрытие или краска любого цвета;
- обильные отложения сажи на внешней стороне изолятора в области крышки катушки или взрывоопасного провода.
Предупреждением должно стать визуальное отличие свечи зажигания от других, наличие на ней более плотного нагара, масла или топлива. Косвенно это указывает на проблему с двигателем, системой зажигания или образованием смеси, но сама свеча зажигания могла быть причиной пропусков зажигания. Понять, в чем причина, поможет только проверка.
Используемые свечи не обладают видимыми отличиями от новых, их выдает только тонкий светло-коричневый или сероватый налет, который легко удаляется. Коричневое кольцо шириной около 1 см на внешней стороне изолятора также не является неисправностью. Это всего лишь коронный разряд, то есть частицы пыли и масла, притянутые к изоляции и оседающие на ней.