Батарея подвержена естественному износу в результате кипения, сульфатации электролита и разрушения активных пластин. В нормальных условиях эксплуатации эти процессы протекают медленно, а срок службы автомобильных аккумуляторов составляет от 3 до 5 лет.
Из-за редких коротких поездок, дополнительной зарядки и без своевременного обслуживания срок службы аккумулятора сокращается, что приводит к падению емкости, пускового тока и невозможности запуска двигателя. Чаще всего проблемы возникают в холодное время года из-за увеличения заряда аккумулятора и снижения эффективности его зарядки.
О том, как разряжается автомобильный аккумулятор, какие приметы на это указывают и как понять, когда пора менять автомобильный аккумулятор, мы расскажем в этой статье.
Главный признак того, что пора менять аккумулятор автомобиля — это резкое падение напряжения даже при небольшой нагрузке при парковке (пока ток потребления в этом режиме находится в пределах нормы, не более 80 мА). Даже если бы можно было увеличить напряжение разряженного аккумулятора до 12,7 В с помощью зарядного устройства, но после его установки в автомобиле и парковки более 12 часов оно падает обратно до 12,5 и менее. Измени это. Иначе в какой-то момент (часто морозным утром) у вас не получится запустить двигатель. Но есть и другие показатели и тесты, которые могут помочь определить, стоит ли покупать новую батарею.
Симптомы разряженной батареи: когда заглядывать под капот
Признаки износа автомобильного аккумулятора обычно более выражены при запуске двигателя и при увеличении нагрузки на бортовую сеть. Некоторые из них могут свидетельствовать как об истощении самого аккумулятора, так и просто о падении уровня заряда из-за неисправности генератора или повышенного энергопотребления, вызванного некорректной работой оборудования.
Основные симптомы разрядки автомобильного аккумулятора:
- стартер с трудом двигает руль, особенно при низких температурах, скорость явно снижается при удерживании ключа или кнопки стартера более 2-3 секунд;
- яркость бликов фар и освещения салона резко падает при выключении двигателя, а после запуска резко возрастает;
- аккумулятор разряжается после 12 часов стоянки;
- обороты холостого хода падают при включении дополнительных потребителей, а при включении кондиционера иногда глохнет двигатель;
- включение потребителя (габариты и фары, аудиосистема, компрессор для подкачки колес) на стоянке при выключенном двигателе вызывает заметное падение напряжения АКБ;
- при остановленном двигателе дворники, окна и люк с электроприводом двигаются слишком медленно и слишком сильно.
Если вы обнаружите описанные симптомы, вам следует заглянуть под капот и осмотреть аккумулятор. Очевидные признаки выхода из строя батареи и их причины перечислены в следующем разделе.
Признаки и причины разрядки автомобильного аккумулятора
Разряженный аккумулятор может выйти из строя в любой момент. Помимо того, что автомобиль может не заводиться в холодную погоду или после нескольких непродолжительных поездок, аккумуляторный ящик может быть разрушен утечками электролита, выходом из строя бортовой электроники из-за падений напряжения и т.д.
Нагрузка на генератор значительно увеличивается. Если вы заметили признаки разряда аккумулятора, следует принять меры по устранению причин его возникновения, а затем зарядить или заменить аккумулятор.
Признаки износа автомобильного аккумулятора могут появиться раньше при коротких пробегах, частых запусках, большом количестве дополнительного оборудования, например, ненормальной мультимедийной системе с более мощными усилителями и динамиками, или сбоях, вызывающих недостаточный заряд или чрезмерную разрядку. При этом в хорошем состоянии и при своевременном обслуживании аккумулятор может прослужить в 1,5-2 раза дольше положенного срока.
Как проверить, нуждается ли аккумулятор в замене
Однозначно о необходимости замены автомобильного аккумулятора говорит только повреждение корпуса, разрушение или замыкание пластин. В противном случае вы можете попробовать продлить срок службы аккумулятора, попробовав зарядить и протестировав его. Для предварительной оценки износа автомобильного аккумулятора перед тестированием следует:
Измерьте напряжение. В работающей батарее с нормальным остаточным ресурсом оно должно быть не менее 12,6 В при измерении через 3 часа после зарядки. Меньшие значения указывают на критический износ и если напряжение не достигает 11 В, существует вероятность короткого замыкания в одной из ячеек.
Проверить плотность электролита. Обычно при правильно заряженном аккумуляторе он должен составлять от 1,27 до 1,28 г / см3 при комнатной температуре.
Проверить плотность в разряженном аккумуляторе можно, но позже, чтобы оценить его состояние, необходимо сравнить полученные значения с табличными.
Проверить уровень электролита. Обычно уровень электролита должен быть на 1,5–2 см выше края пластин. У многих аккумуляторов есть отметки уровня внутри сервисных портов, на некоторых моделях это отображается поплавковым индикатором. Если уровень ниже нормы, его можно восстановить дистиллированной водой.
Проверьте сульфатирование. На отремонтированных аккумуляторах с заглушками открутите их, можно визуально осмотреть пластины. В идеале при зарядке на них не должно быть светло-серой пластины, допускается небольшое количество, но отложения на большей части площади указывают на высокую степень износа автомобильного аккумулятора.
Износ автомобильного аккумулятора можно надежно определить с помощью диагностического или испытательного оборудования.