Каждый автолюбитель рано или поздно задумывается о доработке двигателя. Первое, чем можно усилить двигатель – воздушный фильтр нулевого сопротивления. Увы, в силу заводской сборки, штатные фильтры значительно «съедают» мощность движка. Однако чтобы исправить подобную проблему и вернуть лошадиные силы автомобилю достаточно установить фильтр нулевого сопротивления.
Назначение
Среднестатистический автомобиль потребляет 12–15 м 3 воздуха на каждые 100 км пробега. Чтобы избежать попадания пыли и мусора из воздуха в двигатель под капотом размещают воздушный фильтр.
Помимо механической очистки, фильтр в бензиновых двигателях становится регулятором температуры горючей смеси и обеспечивает шумоизоляцию впускного тракта. Штатные фильтры изготавливают из плотной бумаги, сложенной в несколько слоев. Плотный материал оказывает сильное сопротивление поступающему воздуху и уменьшает мощность двигателя, примерно на 5–10%.
Однако если убрать узел из подкапотного пространства, попадающие внутрь абразивные частицы могут ускорить износ деталей цилиндро-поршневой группы. В заводских фильтрах все частицы мусора задерживаются на бумаге, что в дальнейшем может привести к чрезмерному обогащению смеси и неполному ее сгоранию.
Чтобы оградить себя от подобных проблем достаточно установить фильтр нулевого сопротивления. Благодаря продуманной конструкции нулевик уменьшает уровень сопротивления на впуске воздушного потока, не теряя при этом пропускной потенциал.
На современных спорткарах фильтр нулевого сопротивления устанавливают сразу при сборке. Однако помимо фильтрующего элемента на спортивных автомобилях доработана система отвода отработанных газов. Подобный ход позволяет без ущерба для машины вывести увеличенное количество газов на высоких оборотах и свести потерю мощности при пуске воздушного потока к минимуму.
Детально ознакомится со структурой и свойствами фильтра перед покупкой или установкой можно на видео:
Чем фильтр нулевого сопротивления отличается от обычного?
Стандартные фильтры изготавливают из сжатых бумажных волокон, а массы воздуха проникают через микроотверстия, в структуре материла. После того как абразивные частицы забивают проникающие отверстия, возникает явление «поверхностной нагрузки». Воздушный поток «ищет» другой путь для попадания внутрь, поскольку поверхность фильтрующего элемента оказывает высокое сопротивление. В таком случае мощность двигателя будет снижаться, а расход топлива непомерно расти.
Согласно стандартам минимальной очистки, материал для штатных фильтров должен быть жестким, а волокна максимально спрессованы, из-за чего бумажные фильтры имеют большее сопротивление по умолчанию.
В конструкции фильтра нулевого сопротивления используется хлопковая ткань, которая зажимается между алюминиевым экраном. Тканевые волокна пропитываются специальным маслом. В результате, частицы пыли задерживаются на волокнах и становятся частью фильтрующего узла, что приводит в действие новую схему очистки. Такая система позволяет увеличить рабочую область элемента приблизительно в пять раз и пропустить дополнительный воздушный поток.
Плюсы и минусы нулевика
Ознакомившись с конструкцией и отличиями заводского бумажного фильтра и нулевика, можно с уверенностью назвать преимущества второго:
- Благодаря сложной конструкции, нулевик обеспечивает низкое сопротивление без снижения качества очистки, защищая систему впуска от попадания мусора, а двигатель от износа.
- Конфигурация ткани позволяет не менять фильтр каждые 10 тыс. км пробега. Достаточно просто обновить пропитку и промыть элемент.
- После замены узла автомобилист получит несколько дополнительных лошадиных сил. Вероятнее, увеличится крутящий момент при средних и низких оборотах.
Тем не менее, как и любой апгрейд, тюнинг силового узла при помощи современного фильтра имеет и свои недостатки:
- Для получения фактического увеличения крутящего момента придется проделать несколько дополнительных операций: демонтировать штатный элемент вместе с вкладышем и установить конусный нулевик на датчик массового расхода или на его патрубок.
- Устанавливать фильтр на двигатель объемом до 1,8–2 литров – не имеет смысла. Прирост в мощности составит не более 5 лошадиных сил, а физически даже самый опытный водитель не сможет это почувствовать.
Показателем объема двигателя можно пренебречь, если производится комплексная доработка: установка спортивных распредвалов и расточка цилиндров. Для повышения отдачи впускной системы вместе с нулевиком приобретают увеличенную дроссельную заслонку.
Разновидности фильтров нулевого сопротивления
На сегодняшний день автомобильная промышленность предлагает всего два вида воздушных фильтров нулевого сопротивления:
- С пропиткой. Самый распространенный и эффективный вариант. Добавляет до 7% мощности, хорошо очищает воздушный поток. Среди минусов выделяют частую необходимость обслуживания и замену масляного состава.
- Сухой. Визуально похож на стандартный бумажный фильтр, однако дает прирост мощи до 5% благодаря хлопковой начинке. Не требует постоянной замены жидкости, но, как показывает практика, на деле менее эффективен.
Многие производители дополняют конфигурацию очистных элементов своими наработками и усовершенствованиями. Определить для себя лучшего производителя необходимо опираясь не на содержимое инструкции и хорошую рекламу, а на возможности и потребности автомобиля.
Установка воздушного фильтра в автомобиль
Существует два способа установка элемента под капот. Если первый весьма простой и стандартный, то второй путь придумали заядлые автомобилисты в погоне за красотой и мощностью.
- В штатное место. Для установки достаточно демонтировать заводской фильтр и установить новый нулевик. Производители уверяют, что при подобной установке можно получить только до 5% дополнительной мощности. Тем не менее заводская система подсоса воздуха находится около крыльев или снизу двигателя, где температура воздуха заведомо ниже. Если нулевик установить в стандартное место, то воздух будет захватываться снизу – холодный, увеличивая мощь, таким образом, на дополнительные пару процентов.
- Отдельный. Изготовители считают, что установка фильтра в обход штатного места – лучший вариант. Смотрится под капотом максимально эффектно, дает рост мощности до 7–10%. Однако чаще всего автомобилисты устанавливают такой нулевик около двигателя. А разогретый мотор увеличивает температуру воздуха до 50–60°С. Плотность горячего воздуха значительно ниже, чем у холодного и при захвате такого потока фильтр теряет до 10% обещанной мощности.
Плотность воздуха при 20°С равна 1,204 кг/см 3 , а при 50°С приблизительно 1,109 кг/см 3 . Разница в 10% может принести автомобилю больше вреда, чем пользы.
Обслуживание фильтра и его сохранность – особенности очистки
Поскольку фильтр нулевого сопротивления предполагает многоразовое использование, каждые 10–15 тысяч км пробега его нужно промывать. Фильтр рассчитан на 20 промывок, после чего его стоит заменить новым.
Фильтрующую поверхность очищают от мусора и грязи, возможно с применением щетки. Делать это необходимо в теплой воде с использованием мыльного раствора или шампуня. Чтобы удалить устаревший масляный состав используют специальное вещество, приобрести которое можно в любом автосалоне. Реагент оставляют на фильтре в течение 10–15 минут, а затем смывают под проточной водой.
После мытья элемент встряхивают и обрабатывают новым слоем масляного вещества. Сушить фильтр запрещено, тем более с применением фена или другого нагревательного оборудования.
В целом, использование нулевика будет целесообразно на спортивных автомобилях. Заметить изменения тяги на семейном авто практически невозможно. В финансовом плане, нулевик обслуживать дешевле, но изначальная его стоимость значительно превышает штатный.