Давление воздуха в шинах автомобиля практически главный параметр, определяющий ВСЕ потребительские свойства шины и влияющий на эксплуатационные особенности автомобиля. Регулярная проверка давления в шинах автомобиля — это и безопасность, и экономия топлива, и сохранность резины, подвески и т.п. К сожалению, большинство современных водителей игнорируют эту истину.
Повышенное давление в шинах (перекачанные шины) делают реакции автомобиля острее, способствуют снижению расхода топлива (ведь сопротивление качению снижается). Но при этом все неровности машина проходит жестче — страдают и ездовой комфорт, и ресурс подвески, кронштейнов аккумуляторных ящиков, брызговиков и навесного оборудования на раме. Кроме того, неравномерно изнашивается сама покрышка — быстрее «стирается» средняя часть беговой дорожки протектора.
Основные недостатки при повышенном давлении грузовых шин:
- Неравномерный износ (повышенной истирание центральной части корда)
- Снижение сопротивления к проколам и другим повреждениям
- Вероятность появления пилообразного износа (для блочного типа рисунка протектора)
- Уменьшение комфортности вождения
- Увеличение риска повреждения элементов подвески автомобиля
- Снижение управляемости автомобилем
При недостаточном давлении наблюдаются повышенные деформации шины, нагрев, что ведет к ускоренному износу или разрушению. Увеличивается сопротивление качению, что приводит к повышенному расходу топлива, ухудшается управляемость.
Как следствие неправильного давления в шине является ее износ, а значит вероятность взрыва шины очень высока, и дополнительные расходы на замену шины не заставят себя ждать.
Основные недостатки при повышенном давлении грузовых шин:
- Неравномерный износ (повышенное истирание боковых зон протектора)
- Повышенный расход топлива
- Риск изменения структуры резиновой смеси (в результате высоких температур) и последующего расслоения
- Отслоение в надбортовой зоне (раскрытие заворота каркаса)
- Повышенный износ в зоне контакта с ободом
- Снижение управляемости автомобилем
Посмотрев на графики, приведенные ниже, становиться совершенно ясно, что придерживаться правильного давления в шинах не только разумно но и выгодно!
- Недостаточное давление на 17% — снижает пробег шины на 10%.
- Избыточное давление на 20% — снижает пробег шины на 22%.
Следуйте рекомендациям производителей грузовых шин, установленных на вашем автомобиле и тогда покрышки прослужат вам очень долго.
Почему важно следить за давлением?
Неправильное давление в шинах – причина следующих последствий эксплуатации автомобиля:
- Сокращается срок службы шин.
- Увеличивается расход топлива.
- Изнашиваются детали ходовой части.
- Возрастает риск стать участником ДТП.
- Усиливается нагрузка на все узлы (раму, кузов, кабину, двигатель и т.д.).
Поддерживать давление в шинах грузового автомобиля – обязанность водителя, а контроль исполнения – механика, завгара, владельца бизнеса.
Где узнать, какое давление должно быть?
Нормативные показатели давления указаны в таблице, которая содержится в технической документации к машине. Но если руководство по уходу и эксплуатации утеряно или пришло в негодность, можно подсмотреть сведения в таблице на металлической табличке, прикрепленной к корпусу кабины в дверном проеме, как у Газели. Но и тогда нужно учитывать ряд факторов, влияющие на степень закачки шин.
Какое давление должно быть у грузовой Газели?
Для большинства модификаций грузовых Газелей в мануале сказано, что давление в шинах нужно поддерживать на уровне 2,9 атмосферы.
Однако производитель не учитывает, что данный параметр может отличаться в зависимости от эксплуатационных особенностей:
- В каком режиме чаще всего эксплуатируется грузовой автомобиль (груженый или порожний).
- Модель шин. Каждый производитель указывает максимально допустимое давление в шинах, давая гарантию, что она не взорвется во время движения грузового автомобиля.
Система расчета у всех водителей своя. Большинство из них, передвигаясь чаще всего пустым или полупустым, закачивает 2,9 атм., как того требует производитель. Давление в шинах грузовой Газели, которая эксплуатируется при полной загрузке постоянно, поднимают до 3,5-4,0 атм. Такая система подходит не только для Газели, а и для шин других грузовых машин.
Почему завышают давление в шинах грузовых автомобилей?
Профессиональные водители авто преследуют цель сохранить машину исправной. Для того чтобы накат был легче, а износ резины меньше, они завышают давление, делая его на 0,5 атм. выше, чем в официальных таблицах давления в шинах грузового автомобиля. Езда при этом становится менее комфортной, вибрация и тряска ощущается сильнее, особенно когда авто едет порожним.
Система контроля плотности воздуха в скатах грузовой машины
Существуют допустимые отклонения показаний манометра, связанные со следующими факторами:
- Падение степени сжатия воздуха со временем. Отклонения в 0,3-0,4 атм. от данных в таблице считается нормальным, если последний замер производился месяц назад.
- Если контроль производится сразу после окончания поездки, показания манометра будет выше на 20% от нормативного.
Опытные водители утверждают: Врут не только манометры, но и датчики, предусмотренные производителем машины. Во время движения резина греется, и воздух внутри баллона также. В результате датчик показывает, что колесо перекачанное. Но как только авто остановится, датчик покажет нормальные данные, как только температура придет в норму.
Контроль закачки колес нужно производить раз в две недели, не реже. В противном случае можно прозевать момент. Покрышка начнет быстро изнашиваться, машина будет хуже управляться, расход топлива увеличится.
Зависимость давления и радиуса
Сводные таблицы допустимых показаний манометра включают перечень покрышек различного профиля. Давление также разнится. Так, если сравнивать радиус 17,5 и, скажем, 22,5, то в последнем случае давление будет выше. Причем разница будет весьма значительна. Для радиуса 17,5 рекомендуемые показатели:
Если покрышка 22,5, то это будет 5,0/6,0 атм. соответственно. Но эти показатели соответствуют полной загрузки машины.
Визуальные признаки несоответствия
В процессе эксплуатации авто, резина должна изнашиваться равномерно. Односторонний износ здесь не причем, скорее всего это свидетельство неправильно выставленного развала-схождения. Но если шина имеет износ по центру протектора, то вы ездите на перекачанных колесах.
Обратная ситуация с недостаточной накачкой. В этом случае износ виден с двух сторон от центра, причем одинаковый. В любом случае имеет смысл задуматься, исправить ситуацию и понаблюдать за тем, как стирается протектор. Косвенными симптомами является повышенный расход топлива, тяжесть хода, тряска, вибрации. Чтобы всегда иметь возможность контролировать ситуацию, нужно возить с собой манометр (механический или электронный).