Сразу оговоримся, что речь пойдет о запчастях нового образца. Не секрет, что на ранних моделях ВАЗ Нива стояли несколько иные гидрики, чем те, которые ставятся сейчас. Однако и те и другие имеют свойство изнашиваться со временем, поэтому замена может потребоваться даже без появления тревожных симптомов. Автомеханиками рекомендуется проверять гидрокомпенсаторы спустя каждые 40 тысяч км пробега. Таким образом, можно вовремя определить их состояние и подготовиться к замене. Ездить с неисправными ГК довольно рискованно, поскольку могут прогореть клапаны.
Гидрокомпенсаторы — очень полезная придумка, изначально разработанная на Жигули, а затем модернизированная и для Niva Chevrolet. Они позволяют больше не заниматься регулировкой и проверкой зазоров между клапанами. Вместо этого в головке блока теперь расположены плунжерные пары, на которые идёт подача масла. В результате нагрузка на ГРМ существенно снижается, расход топлива также становится ниже.
Как определить поломку
Очевидно, что замена гидрокомпенсаторов Нива 21214 требуется, если вы заметили несомненные признаки износа. Кроме того, косвенными указаниями на их проверку могут послужить посторонние стуки в районе ГРМ. Также стоит обратить внимание, если у вас внезапно увеличился расход масла. Это может быть следствием того, что клапан перестал плотно закрываться и происходят постоянные утечки.
Для того чтобы как можно реже прибегать к замене ГК, необходимо тщательно следить за качеством моторного масла. Оно должно подходить на двигатель данного автомобиля. Помимо этого, не стоит забывать о регулярной смене фильтров в смазочной системе.
Как проверить состояние компенсаторов? Для этого нужно снять крышку клапанов и с помощью плоской отвёртки попробовать продавить плунжер, просунув её между рокером и толкателем. Если он возвращается в обратное положение после нажатия, значит, гидрики вполне исправны и причину стука стоит искать в ином. Если ГК «зависает» в том же положении, в котором вы его прижали, он явно требует замены. Купить ГК на внедорожник Нива не составит особого труда, они есть во всех специализированных магазинах.
Меняем своими руками
Перед тем как провести эту операцию, вам нужно будет откачать из отверстия ГБЦ находящееся там масло. Если это не сделать, вы не сможете закрутить ГК до упора и клапан не будет работать так, как положено.
Для того чтобы замена гидрокомпенсаторов на Ниве 21214 прошла успешно, подготовьте:
- Отвёртки;
- Набор торцевых ключей;
- Чистая ветошь.
Автомобиль следует поставить на место с хорошим освещением и обезопасить: снять клемму на минус с аккумулятора, поставить упоры под колеса.
Далее проводим последовательные действия по замене гидриков:
- Если двигатель снабжён пластиковым корпусом, демонтируем его;
- Используя отвёртку, ослабляем хомут на патрубке, который соединяет инжектор и воздушный фильтр;
- Снимаем патрубок;
- Демонтируем все трубки, подведенные к ГБЦ;
- Отворачиваем крепления крышки клапанов и снимаем её;
- Выставляем по метке шестерню коленчатого вала;
- Используя хомуты, фиксируем ими цепь на шестерёнке;
- Торцевым ключом фиксируйте звёздочку распределительного вала, затем отверните гайку, которая ее удерживает;
- Теперь нужно открутить крепления натяжителя цепи и отвести его, не затронув при этом трубку, которая к нему подходит;
- Снимаем с распредвала звездочку;
- Отворачиваем гайку масляной рампы и крепления фиксаторов;
- Откручиваем крепления распределительного вала и демонтируем его;
- Снимаем рокера с пружинами;
- Выкручиваем гидрокомпенсаторы;
- Теперь нужно аккуратно снять масляную рампу, протереть ее чистой ветошью, удалить загрязнения из колодцев гидрокомпенсаторов. Затем ставим рампу на место, вкручиваем новые гидрики с моментом в 2 кг*с;
- Собираем всё в обратном порядке, соблюдая нужные моменты затяжки.
После окончания работ обязательно проверьте, нормально ли работают новые компенсаторы. Стук в первые двадцать минут вполне нормален, пока они не заполнены маслом. Если по истечении этого времени стук не прекращается, попробуйте поднять обороты мотора до двух тысяч на 1 или 2 минуты, чтобы давление масла выросло.