Двухосный автомобиль повышенной проходимости грузоподъемностью 2 тонны ГАЗ-66 был поставлен на конвейер Горьковского Автозавода в 1964 году. Модель предназначалась для комплектации армейских частей и использования в народном хозяйстве. За 35 лет производства было изготовлено около миллиона экземпляров, и большая их часть активно эксплуатируется не только в России и странах бывшего СССР, но и в дальнем зарубежье. С учетом возраста и условий работы логично, что многие машины периодически требуют ремонта трансмиссии, в частности карданных валов.
Как устроена передача на «Шишиге»
Трансмиссия автомобиля реализована с использованием раздаточной коробки, поэтому в конструкции передачи три кардана:
- Промежуточный вал карданный ГАЗ-66, соединяющий коробку передач и «раздатку»
- Карданный вал привода заднего моста
- Аналогичный кардан для соединения РК и редуктора передней оси
Одна из особенностей ГАЗ-66, это выверенный баланс его конструкции, поэтому «аналогичный» в данном случае означает полную идентичность переднего и заднего карданных валов. От других карданов «шишиговский» отличает наличие защитного колпака со стороны фланца редуктора моста. Раздаточная коробка расположена таким образом, что карданы одинаковы по своей длине и конструкции, что позволяет использовать их вместо друг друга. Тем более что весовая нагрузка на переднюю и заднюю ось тоже одинаковы.
Когда ломается кардан
Главные враги кардан-передачи ГАЗ-66, это коррозия, неопытность водителя и несоблюдение рекомендаций по обслуживанию и эксплуатации. Изначально прочные карданы со временем стареют, а так как машина часто используется в сложных дорожных и погодных условиях, то этот процесс ускоряется интенсивной коррозией.
Одним из условий при разработке машины было повышение ее ремонтопригодности, и конструкторы с задачей справились. Но всегда есть риск, что повреждения окажутся слишком значительными и (или) многочисленными, чтобы всерьез рассматривать возможность восстановления или обойтись заменой только отдельных элементов – крестовины, вилки или фланца.