Появление черного нагара на свечах зажигания может подсказать автовладельцу о проблемах, которые есть в его машине. Причинами такого явления могут быть низкое качество топлива, проблемы с зажиганием, несоответствие топливовоздушной смеси или неправильно отрегулированный карбюратор и так далее. Все эти проблемы можно довольно легко диагностировать, взглянув на черные свечи.
Возможные причины нагара
Прежде чем ответить на вопрос, почему свечи черные, нужно решить, как именно они почернели. Ведь это зависит от того, в какую сторону смотреть. В частности, свечи могут почернеть все вместе или только одна, две подряд. Кроме того, свеча может почернеть только с одной стороны и, возможно, по всему диаметру. Также различают так называемые «влажные» и «сухие» нагары.
Следует отметить, что частота появления и характер нагара напрямую зависят от имеющихся разломов (если они есть).
Нагар на новых свечах зажигания начинает образовываться не менее чем через 200-300 км пробега. Кроме того, рекомендуется ездить по автомагистрали примерно с одинаковыми оборотами двигателя и нагрузкой. Тогда свечи зажигания будут работать оптимально и можно будет более объективно оценить состояние узлов автомобиля.
Количество и тип нагара зависят от качества используемого топлива. Поэтому старайтесь заправляться на проверенной заправке и не ездите на бензине или подобных смесях. В противном случае будет сложно установить истинную причину образования нагара (если таковой имеется.
В карбюраторном двигателе обороты холостого хода должны быть выставлены правильно.
Теперь перейдем непосредственно к вопросу о том, почему появляется черный нагар на свечах. Основных причин может быть несколько.
Если вы заметили почернение только с одной стороны, скорее всего, это вызвано прогоревшим клапаном. То есть нагар на свече падает снизу на боковой электрод (а не на центральный).
Черные свечи зажигания могут быть вызваны поломкой клапана. Ситуация похожа на предыдущую. Нагар может проникнуть в нижний электрод.
Неправильно подобранное калильное число свечи вызывает не только повреждение при дальнейшей эксплуатации, но и неравномерное почернение в первое время. Если указанное число мало, форма углеродного конуса изменится. Если он большой, то только вершина конуса станет черной, а тело станет белым.
Калильное число — это мера времени, которое требуется свече зажигания для достижения калильного зажигания. При более высокой степени нагрева он греется меньше. Установите в двигатель свечи зажигания с номером термического класса производителя.
Сплошной черный налет на свечах свидетельствует о позднем зажигании.
На форсунке или карбюраторе могут появиться черные пробки из-за слишком богатой топливно-воздушной смеси. Что касается первого, то велика вероятность неисправности датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), который выдает информацию о составе смеси в ЭБУ. Также возможно разгерметизировать топливные форсунки.
По этой причине бензин поступает в цилиндры даже при закрытой форсунке. Что касается карбюратора, то причинами могут быть следующие факторы: неправильно отрегулированный уровень топлива в карбюраторе, разгерметизация игольчатого запорного клапана, топливный насос создает избыточное давление (сильно выступает толкатель трансмиссии), разгерметизация поплавка или царапины на стенках камеры.
Значительный износ или разгерметизация шарового крана экономайзера топливного режима на карбюраторных двигателях. То есть в двигатель подается больше топлива не только по мощности, но и на штатных режимах.
Забитый воздушный фильтр может быть причиной черной свечи зажигания. Обязательно проверьте его состояние и при необходимости замените. Также проверьте пневмопривод.
Проблемы с системой зажигания: неправильный угол зажигания, нарушение изоляции высоковольтных кабелей, нарушение целостности крышки трамблера или бегунка, неисправности в катушке зажигания, проблемы с самими свечами зажигания. Эти факторы могут вызвать прерывание искры или слабые искры. Из-за этого не все топливо кончается, и на свечах зажигания образуется черный накал.
Проблемы с клапанным механизмом двигателя. В частности, это может быть прогар клапанов или их нестабилизированные тепловые зазоры. Это приводит к неполному сгоранию топливовоздушной смеси и образованию нагара на свечах зажигания.
На автомобилях с впрыском топлива может быть неисправен топливный регулятор и может быть избыточное давление в топливной рампе.
Что делать, если появился нагар
Первое, что нужно помнить, это то, что загрязнение масла и перегрев, которые вызывают нагар на свечах зажигания, очень вредны для системы зажигания. Перегрев особенно страшен, так как вызывает возможность выхода из строя электродов на свечах зажигания без возможности их восстановления.
Если в вашем автомобиле только почерневшая свеча зажигания, вы можете диагностировать проблему, просто заменив свечи зажигания. Если новая свеча тоже чернеет, а старая становится чистой, то дело не в свечах, а в цилиндре. А если ничего не изменилось, возникают вопросы к работоспособности самой свечи.
В некоторых случаях углеродистые отложения, которые естественным образом образуются в камере сгорания, могут отделяться от поршня при высоких оборотах двигателя и прилипать к изолятору свечи зажигания. Это приведет к перебоям в работе соответствующего цилиндра. В данном случае «тройка» двигателя. Это самая безобидная ситуация, потому что свечи чернеют. Вы можете избавиться от них, просто очистив их поверхность или заменив на новые.
Если у вашего двигателя черные и красные свечи зажигания, вы добавляете в топливо слишком много металлических присадок. Его не следует использовать в течение длительного периода времени, так как металлические отложения со временем образуют токопроводящее покрытие на поверхности изоляции свечи зажигания. Искры будут ухудшаться, и свеча зажигания вскоре выйдет из строя.
Очистка свечей от налета
Свечи зажигания необходимо регулярно очищать и проверять их состояние. Делать это рекомендуется примерно через 8…10 тысяч километров пробега. Очень удобно это делать при замене моторного масла. Однако при появлении описанных выше симптомов это можно сделать и раньше.
Сразу стоит отметить, что старый наждачный способ очистки электродов не рекомендуется. Дело в том, что при этом есть риск повредить защитный слой на них. Особенно это касается иридиевых свечей. У них тонкий центральный электрод, покрытый иридием, полудрагоценным и редким металлом.