Как проверить износ сайлентблоков своими руками

Как проверить износ сайлентблоков своими руками

Средний срок службы автомобильных сайлентблоков составляет около 100000 км, но он может быть сокращен из-за особенностей эксплуатации и качества деталей. Дешевые неоригинальные аналоги могут износиться уже через 50000 км. В неблагоприятных условиях (резкие перепады температур, бездорожье, грязь, агрессивное вождение) даже высококачественные детали теряют свою долговечность вдвое. При аккуратной езде по хорошим дорогам и в умеренном климате сайлентблоки могут прослужить гораздо дольше среднего.

Если расчетный срок службы резинометаллических шарниров истек или появились описанные выше симптомы, необходимо провести диагностику подвески. Осмотр и поиск неисправностей следует проводить в соответствии с процедурой, описанной ниже. Для этого рекомендуется припарковать автомобиль на яме или поднять его на домкрате, чтобы можно было легко осмотреть элементы ходовой части.

Как проверить износ сайлентблоков своими руками

Процедура выявления заключается в следующих шагах:

  • Инспекция. В первую очередь необходимо осмотреть сайлентблоки, а именно резиновую часть. На исправной детали не должно быть расслоений, разрывов и деформаций (например, перекоса втулки). Единственное правильное положение втулки при нагруженной системе подвески — ровно посередине. Если обнаружены видимые дефекты, деталь подлежит замене.
  • Проверьте, нет ли люфта и свободного хода рычага. После снятия колеса с дороги или подъема автомобиля на домкрате, используйте ломик для оказания давления на рычаг, отталкивая его от сопряженного силового элемента — рамы или подрамника. Поврежденный сустав двигается неохотно и на короткое расстояние, а после прекращения действия силы возвращается в исходное положение. Значительное смещение втулки относительно центра, деформация резины (когда центральная втулка почти касается внешнего отверстия гнезда), появление зазора между втулкой и резиной, трещины, открывающиеся при сжатии/отвинчивании, указывают на износ.
  • Проверьте рычаги с грузом. Если осмотр и ручная раскачка не выявили явных дефектов, проверьте кинематику резинового элемента при работе под большой нагрузкой. Для этого ритмично нагружайте подвеску, например, раскачивая автомобиль, стоя в дверном проеме. Лучше делать это снизу, привлекая помощника. Таким образом, можно сразу заметить износ сайлентблоков, так как между резиновым элементом и втулкой появится зазор, а крупные трещины и разрывы будут сразу видны. Во время нагрузочных испытаний подвески центральная часть сайлентблока (закрепленная болтами) не должна двигаться! Обычно двигается только внешняя часть с рычагом, балкой или другим компонентом, а резина работает на кручение. Движение средней части и ее болта указывает на то, что звено ослабло.
  • Послушайте. Одновременно с проверкой под нагрузкой прислушайтесь к звукам. Обнаружение источника скрипа или стука быстро выявит изношенный или поврежденный резинометаллический шарнир.
  • Проверьте штангу стабилизатора. После рычагов управления можно проверить стойки стабилизатора и сам стабилизатор. Лучше всего делать это с двумя помощниками, раскачивая машину из стороны в сторону, например, стоя на порогах. Если стойки («кости») имеют большой ход, или стабилизатор «гуляет» на резиновых стойках — резинометаллические шарниры стабилизатора требуют замены.
  • Проверка задних сайлентблоков. Простой способ определить, изношены ли сайлент-блоки задних амортизаторов — поставить автомобиль на кочку и попросить помощника покачать заднюю часть вверх-вниз. В этот момент обратите внимание на то, как ведут себя нижние крепления стоек в креплениях рычага или балки. Повреждения проявляются в сильном изгибе центральной втулки, ее отсоединении от резины, трещинах и разрывах, которые становятся заметны при движении резины.
  • Проверьте жгут проводов. На автомобилях с зависимой или полузависимой задней подвеской (мост, балка) подвесьте заднюю ось на домкрате или подъемнике, а затем покачайте колеса с обеих сторон в продольном направлении. Это можно сделать либо вручную, либо постучав по шине ногой с умеренным усилием. Если колесо сильно перемещается вперед-назад, а сайлентблок демонстрирует большую свободу движения, то он неисправен.

Как проверить износ сайлентблоков своими руками

К сожалению, нет простого способа определить, когда пришло время заменить сайлентблоки подрамника или рамы. Поскольку они обычно расположены в труднодоступных местах и постоянно нагружены телом, их трудно увидеть без частичной разборки. В некоторых случаях самостоятельно заменить сайлентблоки очень сложно или невозможно. Это относится, например, к стойкам стабилизатора, алюминиевым рычагам управления, опорам двигателя и опорам коробки передач. В такой ситуации лучше всего покупать полностью новые компоненты с запрессованными на заводе сайлентблоками.

Читайте также:  Снятие и монтаж бардачка в «Лада Калина-2»
Оцените статью
Лада Калина