При увеличенном свободном ходе рулевого колеса на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099, проверьте осевой зазор и радиальный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.
Если ощущается свободный ход в шарнире или появилась коррозия на шаровом пальце, замените шаровой шарнир в сборе с наконечником.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ! Обязательно замените порванный пыльник шруса, иначе попавшие в шрус грязь и вода быстро выведут шрус из строя.
Заменить пыльник шруса можно, не снимая наконечник с рулевой тяги.
Погнутые внутренние наконечники рулевых тяг подлежат обязательной замене.
- Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите упорные бруски под задние колеса. Вывесите соответствующее колесо, установите автомобиль на опору и снимите колесо.
- Очистите гайку крепления рулевой тяги к поворотному рычагу и нанесите на резьбовое соединение жидкость типа WD-40, чтобы легче отвернуть гайку рулевой тяги.
- Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.
- Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.
- С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
- Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму, отогнув отверткой концы стопорной пластины.
- Ослабьте затяжку обоих болтов и отверните болт крепления снимаемой рулевой тяги.
- Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить рулевую тягу от рулевого механизма.
- Снимите рулевую тягу.
- Зажмите рулевую тягу в тисках за шестигранник на соединительной муфте. Ослабьте контргайку крепления наконечника рулевой тяги.
- Отверните наконечник рулевой тяги, считая число оборотов. Запишите это число. Заверните новый наконечник рулевой тяги на такое же число оборотов, что и при отворачивании наконечника.
- Для замены пыльника снимите его уплотнительное кольцо.
- Снимите пружинное кольцо.
- Снимите пыльник с рулевого наконечника.
- Удалите верхний грязный слой смазки (если заметно, что грязь попала внутрь шарнира, то такой шарнир придется заменить) и нанесите новую консистентную смазку. Заложите в новый пыльник на половину его объема консистентную смазку и установите пыльник на шарнир, надев до упора кромку пыльника на посадочное место на корпусе шарнира.
- Установите пружинное и уплотнительное кольца.
- Проверьте правильность установки колец и плотность прилегания кромок колпачка.
- Установите на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 рулевую тягу в порядке, обратном снятию. Болты крепления рулевых тяг к механизму рулевого управления заверните моментом 70-86 Н-м (7,8-8,6 кгс-м). После этого законтрите болты, загнув края стопорной пластины.
Функциональная роль пыльника на рулевой наконечник
Каждый автовладелец знает, что количество «пыльников» в транспортных средствах превышает несколько десятков, однако, каждый из них имеет свое назначение.
Основной задачей данных элементов является исключение попадания загрязняющих веществ, с фракциями превышающих пылевые частицы.
- защитная — он предупреждает проникновение в шарниры и смазочные материалы различного рода загрязнений (пыль, грязь, мусор, вода)
- удерживающая — элемент исключает выход смазки за пределы трущихся деталей шарнира.
Исходя из вышеперечисленных опций, несложно прийти к заключению, что утраченная целостность корпуса пыльника приводит к утрате смазочных материалов, на место которых приходят загрязнения извне.
Они выступают абразивом и приводят к быстрому износу деталей. От состояния пыльника зависит эффективность защиты и длительная и исправная работа элементов, поэтому, рекомендуется регулярно совершать контроль и при наличии незначительных отклонений (трещин, порывов и т.д.) производить замену.
Свойства доброкачественных пыльников
Для того, чтобы рулевой пыльник справлялся с возложенными на него функциональными задачами, он должен характеризоваться следующими свойствами:
- эластичностью: узлы, нуждающиеся в его защите, являются подвижными, поэтому во избежание его порыва данное качество очень важно;
- сохранностью свойств для широкого диапазона температур (при низких — не терять эластичности, а при высоких — не размягчаться);
- невосприимчивостью к агрессивным факторам;
- способностью выдерживать влияние горюче-смазочных материалов.
Специалисты автосервисов рекомендуют производить оценку состояния пыльников не реже, чем один раз в месяц. Такой подход позволит своевременно среагировать на износ детали и заменить ее, тем самым сохранив качественно – эксплуатационные характеристики прочих элементов.