Компрессия представляет собой давление, которое создается в двигательном цилиндре во время его вращения стартером, когда система подачи топлива еще не вступила в работу. Компрессия является одним из основных показателей жизнеспособности двигателя. Номинальные значения компрессии для различных двигателей при нормальных атмосферных условиях составляют 28-40 атмосфер.
Проверка компрессии дизельного двигателя предполагает проведение диагностики цилиндропоршневой группы, которая осуществляется специальным прибором – компрессометром или компрессографом. Прибор имеет в своем составе отсечной клапан, препятствующий сбрасыванию давления при проворачивании коленвала.
Разница между двумя приборами состоит в различном способе вывода информации. В компрессометре для данных целей служит циферблат стрелочного манометра, а компрессограф позволяет выводить данные на монитор компьютера либо распечатывать на бумаге отчет по результатам тестирования.
Порядок проверки компрессии
- Выполнить отсоединение разъемов клапанов прекращения топливоподачи насоса высокого давления.
- Отключить дозатор насоса высокого давления.
- Снять одну из свечей накаливания.
- Подсоединить к фланцу свечи накаливания компрессометр либо компрессограф.
- Произвести замер компрессии при включенном стартере. Замер считается законченным, когда показания компрессометра перестают повышаться.
- Повторить замер, установив прибор на место следующей свечи. Записать результаты каждого теста.
- Установить свечи на место.
- Присоединить разъемы клапанов прекращения топливоподачи и включить дозатор насоса высокого давления.
Условия проверки
Номинальное значение компрессии и величину предельного допуска можно посмотреть в эксплуатационной документации на автомобиль.
Проверка компрессии должна производиться при частоте вращения коленвала 200-250 об/мин. Также необходимым условием для точности замеряемых показаний является состояние воздушных фильтров. При забитом фильтре показания компрессии могут быть искажены.
Замер компрессии производится в тех температурных условиях, в которых обычно происходит реальный запуск двигателя. Существует прямая зависимость между температурой окружающей среды и минимальной компрессией, при которой возможен запуск двигателя. Данная характеристика для конкретного двигателя может быть получена в результате серии тестов, проведенных в условиях станции технического обслуживания.
Замер компрессии двигателя — самый простой и наиболее часто применяемый способ оценить состояние и износ двигателя (оценка состояния колец, выработка гильзы и герметичность клапанов). Проверка компрессии (измерение давления сжатия в цилиндре) нужна чтобы узнать «реальную» компрессию в цилиндрах двигателя и сравнить её с номинальными. а также для обнаружения «больного» цилиндра. Так замер компрессии позволяет выявить неисправность в цилиндре, далее диагностику продолжают уже специализированным диагностическим оборудованием.
Для измерения компрессии двигателя используют диагностический прибор — компрессометр. Есть еще более дорогие приборы — компрессографы. Это тот же компрессометр, только с возможностью графической фиксации параметров замера компрессии по цилиндрам.
Как правильно мерять компрессию на дизеле?
Проверка компрессии на дизельном двигателе проходит за первые 3 оборота коленвала. Именно такое количество оборотов позволяет получить необходимый стартовый показатель, который должен быть в системе. Если показатели не будут совпадать с указанными регламентно в документации мотора, скорее всего, предстоит ремонт двигателя.