Если автомобиль расходует ненормально много топлива, это может быть вызвано самыми разными причинами, и далеко не все из них свидетельствуют о неполадках двигателя или топливной системы. Так, повышенный расход топлива может быть обусловлен агрессивным стилем вождения, активным использованием кондиционера или печки, употреблением моторного масла слишком высокой вязкости, перевозкой тяжелых грузов и даже установкой колес неподходящего размера.
Но помимо этого, разумеется, существует и целый ряд неисправностей, симптомом которых является большой расход топлива. Ниже мы перечислим десять самых главных причин повышенного потребления топлива.
Неисправности
Загрязнение фильтров
Засорение воздушного фильтра ограничивает поступление кислорода в двигатель и искажает показания датчиков-расходомеров воздуха, что приводит к нарушению состава топливно-воздушной смеси и перерасходу топлива. Загрязнение топливного фильтра, с другой стороны, вызывает падение давления в топливной системе, что тоже приводит к нарушению нормальной работы двигателя и способствует ненормированному расходу топлива. Также падение давления может быть связано с повреждением топливного насоса.
Засорение катализатора или сажевого фильтра
На автомобилях с бензиновым двигателем одной из причиной повышенного расхода топлива может быть засорение или повреждение катализатора. Нарушение нормального отвода выхлопных газов вызывает переобогащение топливно-воздушной смеси, что сопровождается увеличенным расходом топлива. На автомобилях с дизельным двигателем аналогичная проблема вызвана засорением сажевого фильтра.
Засорение или повреждение форсунок
При засорении или повреждении форсунок искажается форма факела распыла топлива, что нарушает смесеобразование и приводит к бесполезному сгоранию топлива во впускном коллекторе и катализаторе. Расход топлива при этом существенно возрастает, равно как и нагрузка на двигатель и систему доочистки выхлопных газов.
Выход из строя свечей зажигания
Несвоевременная замена свечей приводит к тому, что нарушается нормальный процесс воспламенения топливно-воздушной смеси. Это увеличивает расход топлива, а кроме того, сокращает ресурс работы катализатора. Также к повышенному расходу топлива может приводить неправильно настроенное зажигание.
Неисправность датчиков
Блок управления двигателем рассчитывает состав топливно-воздушной смеси на основании показаний ряда датчиков. Соответственно, если один из этих датчиков неисправен, смесеобразование нарушается и происходит перерасход топлива. К числу наиболее важных датчиков, влияющих на состав смеси и, как следствие, на потребление топлива, относятся:
- кислородные датчики (лямбда-зонды);
- датчики-расходомеры воздуха;
- датчики положения дроссельной заслонки;
- датчики температуры хладагента и впускного коллектора.
Также повышенный расход топлива может быть связан с неисправностью самого блока управления двигателем.
Неисправность клапана ЕГР
Большой расход топлива может быть обусловлен неисправностью клапана EGR (системы рециркуляции выхлопных газов). Если клапан заклинивает в открытом состоянии, выхлопные газы попадают во впускной коллектор и нарушают состав топливно-воздушной смеси.
Неисправность сцепления и АКПП
Одной из причин высокого расхода топлива может быть износ сцепления, в частности — диска. Если для того, чтобы тронуться с места, приходится держать высокие обороты двигателя, это автоматически приводит к перерасходу топлива. Другая возможная причина большого расхода — неисправность узла блокировки гидротрансформатора АКПП.
Износ узлов двигателя
Большой расход топлива может быть связан с износом деталей и узлов двигателя. В частности, потребление топлива возрастает при повреждении поршневой группы, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Падение компрессии обычно сопровождается повышенным расходом топлива.
Неоптимальная температура двигателя
Ненормально высокий расход топлива может быть связан с перегревом двигателя или, наоборот, с работой при низкой температуре. При перегреве двигателя топливо быстро испаряется, что, естественно, приводит к увеличению его потребления. Если же двигатель не успевает нагреться до рабочей температуры (например, при частом перемещении на небольшие расстояния с длительными остановками), то ЭБУ повышает впрыск топлива для прогрева двигателя.
Неисправности тормозной системы и низкое давление в шинах
Как ни странно, одной из причин повышенного расхода топлива может быть неисправность компонентов тормозной системы. В частности, подклинивание тормозных суппортов приводит к тому, что возрастает сопротивление качению, на преодоление которого приходится тратить больше энергии и, соответственно, топлива. По этой же причине высокому потреблению топлива способствует и низкое давление в шинах.
Что делать?
Для выявления причины повышенного расхода топлива необходимо провести ряд диагностических мероприятий. Помимо диагностики двигателя и датчиков, может потребоваться также замер давления топлива, компрессии и другие процедуры, позволяющие с точностью установить неисправность. Решение проблемы повышенного расхода топлива, естественно, будет зависеть от результатов диагностики. Поскольку круг факторов, вызывающих перерасход топлива, весьма широк, грамотно определить причину может только опытный специалист.
Последнее время слишком стремительно растут цены на бензин, поэтому владелец думает о том, как сэкономить топливо и вспоминает о причинах, которые вызывают повышенный расход. Также об этом думает покупатель нового автомобиля, он обязательно узнает о расходе автомобиля. Сейчас средняя цена на заправочных станциях за литр 95-го бензина составляет 38 рублей и при этом есть слух, что цены будут продолжать расти. Некоторые станции делают цену чуть дешевле, но при этом качество такого бензина оставляет желать лучшего, так как октановое число повышается с помощью присадок, то есть вам продают 92-ой бензин, выдавая его за 95-й.
Конечно же дело возможно не в этом, так как еще существует механизмы в автомобиле, которые не вечны и поломка какого-либо из них ведет к повышенному расходу. Самой банальной причиной является шины автомобиля, если у них есть изношенность или просто на всех колесах неравномерное давление.
Технические причины
Многие считают самой главной причиной неправильную работу электроники. В любом инжектроном автомобиле имеется электроника, которая управляет мотором, именно ее неисправность ведет к увеличению расхода. Самая частая поломка, это неисправные датчики, которые рассчитывают оптимальное значение подачи воздуха и топлива.
Вот список этих датчиков:
- датчик кислорода;
- датчик температуры;
- датчик заслонки двигателя;
- датчик расхода воздуха, который чаще всех выходит из строя, если его не чистить и во время не менять воздушный фильтр.
Именно эти датчики определяют, какой будет смесь, подаваемая в двигатель, «богатой» или же «бедной», которая ведет к уменьшению мощности и к увеличению расхода топлива. Так как это относительно современные технологии, то определить исправность данных датчиков на глаз не получиться, поэтому придется ехать в сервис для диагностики или перебирать каждый датчик по отдельности.
- Неравномерное давление в топливной системе, является второй по популярности причиной. Есть три состояния данного давления: ниже; выше; нормальное. Если давление понижено, падает мощность двигателя, а модели, оборудованные АКПП, дольше не переключают на следующую передачу и держат большие обороты мотора, что в результате увеличивает расход топлива. Скорее всего, здесь еще замешена неисправность инжектора. Если вы зальете плохое топливо и во время этого не заметить, то постепенно КПД вашего двигателя будет понижаться, а расход топлива наоборот увеличиваться. Поэтому необходимо часто проверять, чтобы форсунки мотора не засорялись, потому что их чистка длится достаточно долго и обходится в среднем в 2000 рублей в зависимости от мотора и марки производителя.
- Воздушный фильтр. Когда воздушный фильтр сильно загрязнен, то в мотор поступает мало воздуха и происходит так называемое воздушное голодание. Из-за этого увеличивается расход топлива, поэтому рекомендуется смотреть на его чистоту и иногда проводить чистку или же вовсе менять. Чаще это необходимо делать в летнее время, так как чаще приходится ездить по проселочной пыльной дороге.
- Прогорел или разрушился катализатор. Безусловно, у каждого автомобиля разная конструкция, но в основном у всех моделей со временем прогорает или даже разрушается катализатор, что влияет на повышение расхода топлива. Это происходит из-за того смесь становится слишком горячей, из-за этого теряется и мощность мотора. Это явление опытные люди в ремонте называют давлением мотора, так как он не может продавить выхлопные газы. Иногда просто прислушивайтесь к звуку катализатора и смотрите на его состояние.
Физические причины
Основной причиной является температура, как самого двигателя, так и воздуха, поэтому в расходе присутствует понятие сезонность. Бензин может испаряться, поэтому летом в южных регионах в горячем моторе, топливо испаряться из топливной системы и никак не действует на мотор, поэтому вы можете заметить в данном случае действительно большой расход топлива. Самой оптимальной температурой двигателя считается диапазон от 80-ти до 90 градусов Цельсия.
В другом случае если у вас карбюраторный двигатель, вы не прогрели его и начинаете движение на подсосе, ваш расход топлива также увеличивается в разы, так как в мотор перестает поступать нужное количество воздуха, а количество необходимого бензина увеличивается.
Изначально на подсосе расход повышается примерно на 20%, но если мотор уже прогрет, и вы забыли выключить подсос, то расход увеличится более чем на 50%.
Также очень неплохим фактором является использование кондиционера в летний период времени. Дело в том, что работающий кондиционер создает нагрузку на двигатель, а бортовой компьютер в это время увеличивает расход топлива, для того чтобы сохранить мощность двигателя.
Конечно же еще влияет стиль езды, вид используемой коробки передач, объем двигателя, используется ли прицеп и многое другое. Здесь все проще, чем агрессивнее ваш стиль езды, тем больше расход топлива, механическая коробка передач при правильном использовании уменьшает расход по сравнению с автоматической. Большой объем мотора влияет на расход, а в случае с прицепом, это просто лишний вес, который создает нагрузку на двигатель.