Влажность в салоне автомобиля возникает в основном по двум причинам: попадание большого количества жидкости или неэффективная работа системы вентиляции. Избыточная влажность увеличивает риск коррозии деталей кузова, окисления контактов электропроводки и электронных схем, а также создает благоприятные условия для размножения бактерий и грибков, из-за чего в салоне автомобиля пахнет плесенью, а в холодное время года — стеклами постоянно затуманивается.
Допускается кратковременное появление запаха после дождя или длительного простоя, но если он ощущается постоянно, следует искать и устранять причину. Где внутри автомобиля появляется затхлый запах, как его устранить, как избежать скопления влаги? Расскажем в этой статье.
Откуда в машине влага
Первое, что вызывает влажность в машине — это вода из обуви водителя и пассажиров. Во время коротких поездок не успевает испариться, частично оседает на ковре и ковриках.
К другим частым причинам относятся:
- разгерметизация кабины на стыках деталей,
- засорение сливных отверстий и разрушение уплотнителей,
- засорилась сливная система кондиционера.
Источником избыточной влаги также могут быть потерявшие герметичность форсунки обогревателя или краны. Однако в этом случае вместо запаха сырости обычно присутствует характерный сладковатый аромат антифриза.
Основные источники и причины влажности в автомобиле:
- Ковролин и войлок под ним быстро впитывают влагу и не могут высохнуть без высыхания в холодную, влажную погоду и т.д. С обуви водителя и пассажира.
- Пролитая жидкость.
- На дне обнаружены технологические (сервисные) дыры.
- Неплотный герметик для стекла или поврежденные уплотнительные резинки — это утечка воды.
- В дождливую или снежную погоду вода попадает в салон автомобиля через зазоры между уплотнением и кузовом. Если вода замерзнет, это может деформировать уплотнения, что усугубит проблему.
- Поврежденный или забитый слив кондиционера не удаляет конденсированную влагу из воздуха. С поверхности испарителя через воздуховоды и соединения труб системы вентиляции.
- Двери и дверные карты Влагопоглощающая звукоизоляция, засорение канализации, корродированные щели, недостаточная антикоррозионная обработка или звукоизоляция.
- Попадание влаги через стыки или стоки.
- Через обшивку двери и пространство между ней и стеклом.
- Забиты воздуховоды. Забит воздушный фильтр.
- Несоответствующая звукоизоляция или антикоррозионная обработка. Через воздуховоды и соединения труб системы вентиляции.
- Нарушение правил установки люка. Естественное разрушение тюленей возрастом и экстремальными температурами. Деформации кровли в зоне стыка.
- Упавшие или треснувшие пробки рулевого моста, коса двигателя, патрубки кондиционера и печки, воздуховоды. Вода из моторного отсека попадает в салон через отверстия в панели двигателя.
- Проседающие заглушки, прилипшие к «колпакам» молдинги, протекающие прокладки зеркал и другие внешние элементы. Влага проникает в отверстия и щели внутри кузова, а оттуда — в салон автомобиля.
Когда после дождя или парковки вы чувствуете сырость в машине, но после обогрева салона запах влажной пыли и тряпки исчезает и не возвращается, нет причин для беспокойства. Если запах имеет характерные затхлые, затхлые и неприятные нотки, это означает, что микроорганизмы процветают в местах с повышенной влажностью.
Синтетические материалы для внутренней мебели не представляют особого интереса для бактерий и грибков, но натуральные ткани, кожа и органическая пыль могут стать для них питательной средой.
Чем опасна влага в автомобиле?
Запах влажности внутри автомобиля не только доставляет дискомфорт, но и является явным признаком избыточной влажности, порождающей ряд негативных явлений:
- Коррозия металла. Коррозия из-за влажности в салоне в основном затрагивает днище и пороги. Кроме того, часто страдают нижние части дверей и область стыка нижней части и моторного щита. Все это в конечном итоге может привести к дорогостоящему ремонту.
- Уничтожение отделочных материалов. Влажность в салоне способствует размножению бактерий и грибков. Из-за них естественные волокна обивочного материала разрушаются, образуя стойкие пятна плесени в укромных местах, таких как швы обивки, участки под сиденьями, багажником, скрытые полости панелей и т.д.
- Заболевания дыхательной системы. Основная причина, по которой влажность в машине опасна — это риск развития заболеваний. Бактерии и споры грибов при вдыхании с воздухом вызывают пневмонию, бронхит, могут спровоцировать приступы астмы, а при слабом иммунитете — инициировать воспалительные заболевания других органов.
- Разрушение проводки и электроники. Влага, попадающая на кабели в местах их подключения (клеммы, разъемы), приводит к образованию оксидов. То же самое и с электронными платами. Из-за плохого контакта перегорают предохранители, прерывается связь с датчиками, возникают различные сбои электроники.
Опасен ли затхлый запах в машине, зависит от частоты и интенсивности его проявлений. В любом случае стоит принять профилактические меры по удалению лишней влаги: следить за состоянием уплотнителей, контролировать чистоту слива, проверять состояние системы вентиляции и кондиционирования.
Как избавиться от влаги в машине?
Оптимальный способ устранения влажности в салоне автомобиля решается исходя из причины ее появления. Если вода попала на внешнюю часть обуви, просто высушите ее. Если источником является изношенный уплотнитель, неисправный слив или разгерметизация системы охлаждения, необходимо сначала устранить неисправность и только потом приступить к удалению влаги из салона.
Способы избавиться от влажности в салоне:
- влагопоглощающие материалы;
- осушение воздуха в салоне с помощью кондиционера или обогревателя;
- сушка автомобиля феном или термофеном;
- полная разборка и чистка салона;
- очистка вентиляционных и сливных отверстий.
Как предотвратить попадание влаги?
Накопление влаги в кабине можно предотвратить с помощью простых мер.
Следующие инструкции помогут вам уменьшить количество водяного пара и удалить затхлый запах из вашего автомобиля.
- Своевременно меняйте салонный фильтр, чтобы избежать выхода из строя системы вентиляции.
- Ставьте в комнату пакеты с силикагелем и меняйте их каждую неделю.
- Чтобы предотвратить деформацию и износ дверных уплотнителей, наносите силиконовую смазку каждые 3-6 месяцев. Предотвращает замерзание каучуков и помогает сохранять эластичность.
- Сливные трубы в автомобиле, предназначенные для отвода воды с лобового стекла, нужно 1-2 раза в год чистить тонкой проволокой и продувать пневматическим пистолетом.
- Не реже одного раза в год дезинфицируйте вентиляционную систему со специальными инспекторами. В качестве альтернативы можно использовать 2% раствор лизола А или хлоргексидина путем распыления рядом с отверстием для впуска воздуха в систему вентиляции с включенным вентилятором на высокой скорости и выключенной системой рециркуляции.
- Пенящийся очиститель кондиционера поможет, если в салоне при включении системы отопления, вентиляции и кондиционирования пахнет плесенью из-за загрязненного испарителя. Средство наносится на поверхности испарителя через воздуховоды или дренаж с помощью специальной трубки.
- Коврики из резины или сетки (EVA) помогут защитить обувь от попадания воды на коврик. Чтобы влага не оставалась в кабине надолго, перед парковкой ее необходимо слить.
- Вентиляция перед парковкой поможет исключить скопление конденсата. В холодную погоду вы можете оставить машину с включенным вентилятором салона и открытыми дверями на 2–5 минут, прежде чем выключить двигатель. Удаляет горячий влажный воздух.