Тормозная жидкость в автомобиле — это расходный материал с ограниченным сроком хранения и эксплуатации. Он имеет свойство впитывать влагу из воздуха. Срок замены тормозной жидкости в среднем составляет 2 года, но может быть короче или дольше в зависимости от класса и условий эксплуатации.
Эта статья поможет вам понять, на сколько хватает тормозной жидкости, сколько ее хватает в автомобиле, в открытых и закрытых емкостях и при разных условиях хранения.
Ограниченный срок службы тормозной жидкости обусловлен ее химическим составом. Большинство ТА (кроме DOT 5) основаны на гликолях — двухатомных спиртах с высокой температурой кипения, но очень гигроскопичными — способными поглощать водяной пар из воздуха. При увеличении концентрации воды на 1% температура кипения снижается примерно на 20 ° C (нелинейная зависимость). Если «сухая» тормозная жидкость DOT 4 закипает при 260 ° С, при повышении концентрации влаги до 3,5% — только при +155 ° С. В результате при нагревании под давлением в механизмах торможения двигателя образуются паровые пробки. TJ. Газ, в отличие от жидкости, поддается сжатию, поэтому тормозное усилие резко падает.
В связи с тем, что расширительный бачок тормозной системы не имеет абсолютного уплотнения, он может пропускать молекулы воды, которые связываются с TFA. Вот почему срок службы тормозной жидкости составляет около 2 лет: за этот период она может поглотить около 3% воды. Степень гигроскопичности будет зависеть от марки, и чаще всего используется DOT 4.
Ресурс тормозной жидкости считается исчерпанным, когда концентрация влаги достигает 3,5%. Продолжать движение автомобиля без замены опасно из-за значительного снижения эффективности тормозной системы.
Чтобы предотвратить преждевременное накопление влаги, производители тормозной жидкости герметично закрывают ее, используя дополнительную прокладку под колпачком. После открытия емкости эта пломба разрушается, и срок хранения тормозной жидкости сокращается. Если емкость закрыта неплотно и хранится во влажном помещении или на открытом воздухе, процесс насыщения влагой ускоряется и может прийти в негодность в течение нескольких недель.
Гигроскопичность и срок годности тормозной жидкости напрямую зависят от ее состава и класса.
Сколько хранится тормозная жидкость
Срок годности указан на этикетке, а дата на корпусе указывает месяц и год производства, нажмите, чтобы увеличить
Срок годности тормозной жидкости в закрытой таре обозначается с помощью разного рода маркировок:
- печать на этикетке;
- лазерная гравировка или печать прямо на таре или крышке.
Срок годности тормозной жидкости после вскрытия и вскрытия емкости зависит в основном от качества емкости, герметичности крышки и условий хранения.
Ресурс жидкости, заливаемой в гидравлическую муфту трансмиссии или тормозную систему автомобиля, больше зависит от условий ее работы.
Если дата изготовления жидкости на самой бутылке износилась и оказалась неразборчивой, можно посмотреть на дно упаковки, где производитель указывает дату изготовления. Следовательно, продукт точно не будет старше этой даты.
В условиях, близких к идеальным, тормозная жидкость может дольше сохранять свои свойства, и при возникновении проблем в системе, таких как утечки в расширительном бачке, главном цилиндре или тормозном цилиндре или соединениях, а также во время эксплуатации во влажном тропическом климате, она стоит чаще менять тормозную жидкость.
Если срок годности тормозной жидкости в упаковке, указанной на этикетке, истек, использовать ее нельзя! Даже в запечатанном контейнере может произойти разрушение добавок, разделение TFA на компоненты и другие негативные процессы, которые ухудшают технологические свойства продукта.
Поскольку срок службы тормозной жидкости после открытия сильно сокращается, важно хранить ее в плотно закрытой таре. Если TG изменил цвет, стал мутным или хранился в неплотно закрытом контейнере, его нельзя использовать для доливки.
Как проверить годность тормозной жидкости
Есть несколько способов проверить пригодность тормозной жидкости, но все они не очень точны.
Методы испытаний тормозной жидкости:
- Визуально по цвету. Чистый TJ классов DOT 3, 4 и 5.1 имеет желтый, красноватый, янтарный оттенок, DOT 5 — красный, розовый, фиолетовый. Заменить тормозную жидкость стоит, если она изменит цвет на темный, станет заметно мутным, так как это свидетельствует о наличии продуктов коррозии, разрушения присадок и других негативных процессах.
- По температуре кипения. Жидкость вносится в емкость и нагревается до температуры выше +150 ° С, которая измеряется мультиметром с термопарой. Нормальный ТД закипает при нагревании выше +200 ° С, если показатель ниже — влажность присутствует. Закипание при +150 ° С и ниже — однозначно указывает на необходимость замены.
- По электропроводности. Свежий ТД почти не проводит ток, а с увеличением процента влажности увеличивается и проводимость. Для проверки понадобится мультиметр, включенный в режим измерения постоянного напряжения на диапазон до 20 В. Один щуп подключается к «плюсу» аккумуляторной батареи, а второй опускается в расширительный бачок. Оптимальными являются показания до 8 В. Напряжение выше 10-11 В однозначно указывает на повышенную влажность и неадекватность ТЗ. Однако из-за внутреннего сопротивления самого измерителя показания могут быть неточными. Кроме того, они зависят от тормозной жидкости, так как начальная проводимость варьируется от одного производителя к другому.
- Для сопротивления. Требуется мультиметр, включенный в режим измерения сопротивления на диапазон до 20 МОм (обычно максимальный диапазон). Его зонды погружаются в ТД на расстоянии около 1 см друг от друга и выполняется измерение. Для чистого ТЗ сопротивление около 3 МОм, для увлажненного — 2 МОм. Если показание ниже, процент влажности увеличивается. Однако точно определить невозможно, так как начальное сопротивление будет различным для разных трансформаторов тока. В идеале, имейте под рукой эталон в виде чистой жидкости или измерьте его перед заполнением (записью), а затем проверкой на предмет обслуживания.
- По плотности. Для измерений необходим ареометр, рассчитанный на диапазон примерно 900-1100 г / л. Нормальная плотность гликолевой тормозной жидкости составляет примерно 1030–1070 г / л и уменьшается по мере накопления влаги. Если прибор показывает менее 1030 г / л, значит, процент влажности выше нормы. Как и два предыдущих метода, метод не очень точен, если исходные показатели не известны в стандарте. Если известно, какой ТАС испытывается, то показатели его плотности в норме можно найти на сайте производителя.
- Специальный тестер. Существуют специальные инструменты, которые измеряют влажность тормозной жидкости по проводимости. Его принцип заключается в измерении сопротивления жидкости. Больше воды, меньше сопротивления. Профессиональный счетчик с поддержкой калибровки и разными режимами стоит несколько тысяч рублей. Любительский можно купить примерно за 300-700 рублей, но его показания верны только для популярного ТЗ класса DOT 4.
Перечисленные методы подходят для выявления явно проблемных ТА, а точный процент содержания воды можно определить только в лабораторных условиях!
Как правильно хранить
Пригодность тормозной жидкости для пополнения системы после технического обслуживания зависит от условий, в которых она хранилась.
Поэтому, если при обслуживании тормозной системы не удалось использовать весь ТД из баллона и вы хотите его сохранить, важно строго соблюдать правила хранения:
- Храните жидкость в оригинальной емкости. Переливать ТАС в другую емкость не нужно, так как при переливании он может собирать воду из воздуха.
- Бутыль герметично закрыть. Перед засорением желательно выпустить из емкости побольше воздуха, сжав ее. Если есть сомнения в герметичности бутылки, можно обмотать горлышко сантехническим скотчем ФУМ.
- Хранить ТГ в сухом месте. Срок хранения открытой тормозной жидкости зависит от относительной влажности воздуха. Не должно быть больше 70-75%. Лучше всего хранить заливную жидкость в багажнике, так как влажность воздуха обычно ниже.
- Избегайте нагрева и прямых солнечных лучей. Экстремальные температуры и ультрафиолетовое излучение могут непредсказуемо повлиять на свойства TFA, например вызвать разложение добавок.
- Хорошо закрыть расширительный бачок. Чтобы не допустить скопления влаги в уже залитом ТЗ, необходимо проверить герметичность бака и следить за его перепускным клапаном.
- Наблюдайте за тормозным контуром. Если шланги, шланги, арматура «запотевают», тормозная система требует ремонта и ремонта. Даже если тормоза работают хорошо, влага из воздуха будет попадать в TJ через микроскопические зазоры, сокращая срок его службы.