Схема вентиляции в покрасочной камере на первый взгляд практически не отличается от классического приточно-вытяжного варианта.
Однако при погружении в конструкцию такой системы мы можем заметить массу отличий, касающихся как самой схемы, так и правил распределения воздушных потоков.
Поэтому в данной статье мы разберемся со всеми нюансами конструкции такой вентиляции, предложив собственный вариант обустройства воздухообмена в самодельном покрасочном боксе.
Зачем нужна вентиляция в покрасочной камере?
Санитарные правила и нормы техники безопасности запрещают окрашивание автомобилей в непроветриваемом помещении самым категорическим образом. Поэтому вентиляция покрасочной камеры является общеобязательным элементом данной рабочей зоны.
Впрочем, особые требования к системам воздухообмена в данном случае объясняются не только безопасностью, но и технологическими нюансами – перед покраской автомобиля рабочую зону избавляют и от пыли, и от мелких насекомых и от прочего «мусора», способного повлиять на качество лакокрасочного покрытия.
Кроме того, после нанесения покрытия покрасочный бокс трансформируется в сушильную камеру, гарантирующую быстрое отвердение лакокрасочных материалов. Причем процесс интенсивного твердения краски обеспечивает все та же система вентиляции в покрасочной камере.
В итоге одна и та же система воздухообмена вынуждена работать буквально «за троих», обеспечивая безопасность персонала, идеальные условия для нанесения краски и последующую «сушку» покрытия.
Обзор типовой конструкции вентиляции покрасочной камеры
С подобными задачами справится далеко не каждая вентиляционная система. Ведь в этом случае нам необходим интенсивный воздухообмен, осуществляемый в течение довольно длительного времени. Кроме того, не стоит забывать о потерях тепла, связанных с интенсивным притоком холодного воздуха с улицы, и токсичности «выхлопа» вытяжной ветви, удаляющей из рабочей зоны взвесь из воздуха и лакокрасочных материалов.
Поэтому большинство покрасочных камер оборудуют вентиляционными системами приточно-вытяжного типа с механическим побуждением потоков.
Такая система состоит из следующих элементов:
- Приточного канала, направляющего поток воздуха с улицы в камеру.
- Приточного вентилятора, обеспечивающего высокую пропускную способность одноименного канала воздухообмена.
- Вытяжного канала, направляющего поток воздуха из камеры на улицу.
- Вытяжного вентилятора, обеспечивающего механическое побуждение одноименного потока.
- Фильтровдля приточного и вытяжного канала, очищающих воздух от пыли и частиц краски.
- Рекуператора или калорифера, подогревающего приточный поток.
При этом в процессе строительства такой системы необходимо принять во внимание следующие нюансы конструкции:
- Забор воздуха осуществляется на уровне кровли строения, в котором расположен покрасочный бокс. Так мы уменьшим объемное содержание пыли в притоке.
- Приточный поток обязательно нагревается до температуры 15 градусов или выше. Иначе в покрасочной камере появятся частицы конденсата водяных паров.
- Оптимальная схема движения потока воздуха: сверху – вниз. Поэтому вентиляционная решетка приточной системы располагается под потолком, а вытяжной системы – и на уровне пола, и в зоне притолоки.
- Вытяжной канал оборудуется системой тонкой фильтрации, формируемой на основе кассет с абсорбентами (материалами с высокой поглощающей способностью). Такие фильтры впитывают даже газы.
- В приточном и вытяжном канале монтируются узлы регулировки пропускной способности воздуховодов, с помощью которых можно влиять изменять интенсивность воздухообмена в системе.
- Все напорное оборудование, обеспечивающее приток и вытяжку воздуха в покрасочной камере, придется монтировать за пределами рабочей зоны. Поскольку даже защищенный от искрения ротора вентилятор может спровоцировать детонацию горючих паров лакокрасочного покрытия.
Кроме того, помимо приточно-вытяжной схемы с механическим побуждением потоков в основе конструкции вентиляции покрасочной камеры можно использовать еще один вариант – одномоторную приточно-вытяжную схему.
В этом случае на механическом побуждении работает только приточная ветвь вентиляции. Ну а вытяжка функционирует на основании естественного побуждения. Причем на выбор вентиляционных систем в камерах покраски автомобилей влияют параметры воздухообмена.