К автомобилю для перевозки большого груза нужно прикреплять прицеп. Это можно сделать посредством ТСУ и плотного соединения с его розеткой. Электропроводка прицепа (кабель), ведущая к его фарам, при подключении к проводке основного транспортного средства будет сигнализировать находящимся сзади участникам дорожного движения о выполнении водителем разнообразных действий. Для правильного присоединения сигналов предварительно должны быть подготовлены схемы подключения прицепа и распиновки розетки фаркопа.
Виды разъемов, распиновка и схемы подключения
Разъем фаркопа, также называемый иногда штекером, позволяет стыковать электро-проводные элементы соединяемого с автоприцепом основного транспортного средства.
Различают такие виды разъемов:
- тринадцатиконтактный разъем розетки, чаще использующийся в России;
- европейский или американский стандарт, имеющий 7 пин, представляющий семи пиновые разъемы;
- особенный (специальный) разъем.
Распиновка розетки фаркопа на семь контактов предполагает использование проводников (проводов), диаметр сечения (толщина) которых составляет 1,5 мм и 2 мм, а именно: 6 проводов по 1,5 мм и 1 провод — 2 мм.
Схема распиновки 7-контактного фаркоп-разъема:
- «L» — провод, который идет к левому поворотнику;
- «54G» — направлен к задней противотуманке;
- «31» — провод-«минус» (2,5 мм);
- «R» — к правому повороту;
- «58R» — провод, который отвечает за правый габарит и подсветку таблички государственного номерного знака;
- «54» — стоп-сигналы;
- «58L» — направление на левую «габаритку».
Распиновка розетки по 13 пиновой схеме подключения проводки фаркопа (распределение по цветам):
- Желтый — левый поворотник и аварийное включение сигнализации.
- Синий — противотуманки (если такие предусмотрены конструкцией авто).
- Белый — «минус», он же «масса», отрицательный заряд (подключается к кузову автомобиля. Дает по 35 А на поворотники, габаритные фонари, «стопы»).
- Зеленый — правый поворот-сигнал.
- Коричневый — правый габаритный фонарь и освещение номерного знака.
- Красный — стоп-сигналы (отсутствие этих автосигналов на прицепе вашего авто является нарушением согласно действующих правил дорожного движения).
- Черный — левый габаритный огонь, частичное номерное освещение.
- Розовый — фара заднего хода.
- Оранжевый — «плюс», «положительный полюс» или питание авто, которое работает за счет аккумулятора, даже при выключенном зажигании машины.
- Серый — в отличие от оранжевого, этот контакт обеспечивает работу только при включенном зажигании.
- Черно-белый — контакт, имеющий отрицательный заряд (противопоставляется положительному серому контакт-сигналу в электрике на фаркопе).
- Сине-белый — гнездо, которое остается запасным; сюда можно подключать сигнал-провод.
- Оранжево-белый — отрицательный заряд к «оранжевому» контакту распиновки.
Особенности подключения
Если вам нужно дополнительно прикрепить розетку ТСУ, ее следует установить в подрозетник фаркопа, а после этого подсоединить контакты согласно распиновке разъема фаркопа, электросхема подсоединения проводов. Добросовестные производители вкладывают в коробку с продаваемым товаром инструкцию размещения. Если такая распиновка отсутствует, каждому автовладельцу придется определять принадлежность тех или иных контактов самостоятельно.
Важно подготовить все необходимые инструменты и материалы для работы перед тем, как приступить к раскручиванию или закручиванию каких-либо болтов, шурупов, других крепежных деталей на автомобиле, автофаркопе либо прицепном автоустройстве.
Среди обязательных для предварительной подготовки к подключению ТСУ инструментов и средств (учитывая комплект электрики) выделяют следующие:
- собственно розетка для фаркопа;
- демонтажные приспособления (для снятия бампера, как вариант — для подрезки заднего бампера, если они будут необходимы);
- изолента, термоусадка;
- крепежные элементы, в том числе крепежная пластина;
- отвертки и гаечные ключи (набор разных размеров гаечных ключей);
- паяльник;
- провода (при отсутствии их в комплекте рекомендуется выбрать медные провода указанной толщины);
- клеммы соединительные для контактных концов проводов (могут продаваться вместе с фаркопом, в противном случае легко купить самостоятельно на рынке, базаре или в строительном гипермаркете);
- схема подключения розетки фаркопа (желательно на бумажном носителе).
Для тех автовладельцев, которые решили устанавливать ТСУ и осуществить монтаж розетки своими руками, следует учесть такое правило: толщина каждой из жил в многожильном проводе должна быть не менее 1,5 мм.
Как подключить
Подключение розетки фаркопа не представляется сложной задачей, особенно при наличии такого универсального составляющего элемента, как разъем фаркопа. Удобно, когда розетка и вилка имеют соответствующее количество разъемов. Розетка состоящая из 7 гнезд соответствует 7-ми контактной вилке фаркопа, а разетка с 13 гнездами — 13-ти контактной распайки евро.
В этом случае с наличием специального разъема подключение фаркопа состоит в обычном совмещении гнезда и соответствующей ему розетки. Предварительно стоит ознакомиться с расположением и внешним видом подключаемых разъемов. Если визуально они совпадают, можно пробовать присоединить одно к другому.
Качественная розетка фаркопа имеет крышку, предохраняющую от внешних воздействий в то время, пока автофаркоп не присоединен к прицепу.
Упрощенное подключение
Сделать подключение электрики можно более простой процедурой. Для этого следует лишь объединяя некоторые проводки в группы, составить более результативный симбиоз подачи электросигналов. Итак, можно срастить попарно контакты двух фар заднего хода, 2-х стоп-сигналов, габаритных огней и противотуманок, так как они всегда при использовании загораются синхронно. Выполняйте крепление кронштейнами, если это необходимо для навешивания дополнительной розетки.
Альтернативный вариант подключения
Следующим способом подключить ТСУ является внесение изменений в электросистему машины. Изменения эти заключаются в соединении одних проводов, ведущих к задней световой, сигнальной электрике прицепа автомобиля, с проводами от сцепного устройства. Если на вашем автомобиле — более сложная электрическая схема, на подключение проводки вашего фаркопа придется потратить чуть больше времени, чем в предыдущем случае.
Если световые и сигнальные лампы вашего авто функционируют без участия специального микропроцессора, подойдет вариант подключения семиканального (имеющего 7 контактов) фаркоп-разъема. Перед началом процедуры проверьте, есть ли нужное количество проводов достаточного, но не избыточного сечения. При необходимости можно изготовить элементы проводки самостоятельно, взяв медные двух- или трехжильные 1,5-миллиметровые провода с маркировкой «ПВС».
При выполнении подсоединения напрямую у вас перед глазами обязательно должна быть как схема подключения фаркопа, так и схема розетки вашего авто!
Для подключения следует подать по одному одножильному проводу на поворот-сигналы, «стопы», фары противотуманные и габаритные, освещение номерного знака. Кроме этого, следует подсоединить 2 провода, которые называют «на массу», и на фару заднего хода (при наличии такой). Все перечисленные 11 жил составляют проводку фаркоп-розетки.