Все велосипедисты однажды сталкиваются с вопросом смены шатуна. Его замена потребует от владельца хотя бы базового понимания этого вопроса.
Как правильно его выбрать, с каким усилием затягивать, на какие характеристики следует прежде всего обращать внимание вовремя покупки?
Велосипедные шатуны – описание
Велосипедный шатун или педальный рычаг — своего рода связующее звено в передаче усилий на звездочку и каретку.
Вся резьба в велосипеде должна быть затянута не просто так, а с установленным усилием 34–50 Н*м. Материалы используют для производства различные: чаще алюминий, для недорогих моделей сталь, редко карбон и титан.
Форма разная, П-образная или с полостью в середине. Разберем общеизвестный параметр — это конечно длина. В основном измеряется она стандартно, между серединой каретки и педалями.
Подбирают длину сообразуясь с ростом, маркой велосипеда, стилем езды. Низким необходимо подбирать короткие, высоким подлиннее. Для экстрима целесообразнее использовать короткие. Так просвет дорожный увеличится и зацепиться педалью за землю будет затруднительно.
Типы шатунов и способы их крепления
Динамика движения, конечно, обуславливается не одним фактором, один из них — это длина рычагов. Она колеблется 150–185 мм.
Например:
- гоночные велосипеды примерно 177.5 мм;
- трековые байки 160–185 мм;
- подростковые 155–177.5 мм.;
- универсальный диапазон для всех 165–177.5.
Типы шатунов по методике установки и монтажу:
- двусоставные — устанавливают правый вначале, ведущие звездочки,но левый ставят раздельно;
- разборные —зафиксировать правый болтами к звездочкам;
- не разборные, монолитные — объединены изначально с кареточным валом.
Крепеж к кареточному валу осуществляется по-разному:
- Квадрат — закрепление производится на квадратных осевых наконечниках. При помощи гайки подтянуть, находятся в середине входной полости самого рычага. Сверху можно установить защиту-пыльник.
- Клиновидный — встречается не часто, на детских велосипедах и устаревших моделях.
- Шестигранное — устанавливают на скоростных байках при помощи шестигранника.
- Шлицевое (зубчатое) — в середине оси находится сквозная полость. Его диаметр увеличен на креплениях, рычаги соединены канавками с выступами, затягиваем с усилием шестигранником. Лучше это сделать в несколько заходов.
Монолитные (односоставные)
- Первый тип — объединяет вместе вал и оба шатуна.
- Похожа на толстый металлический прут.
- Сейчас эту конструкцию можно увидеть лишь на BMX.
- Эта система тяжеловата, но зато прочная.
- Конструкция литая, потому и специальные инструменты не потребуются. И не надо думать с каким усилием затягивать шатун.
Двухсоставные
- Правый практически «впрессован» в кареточный вал (втулку со звездочкой).
- Это одна деталь, левый фиксируется на втором конце вала, его стягивают болты.
- Такой способ сборки еще недавно считали устаревшим и неинтересным.
- Но в 2004 году возродили эту конструкцию заново на заводах Shimano. И усовершенствовали её до того, что она стала неузнаваемой кареткой и более крупными подшипниками.
- Эту конструкцию сейчас используют и другие производителями.
Разборные
- Самая распространенная система, имеет широкое применение на горных велосипедах.
- Монтируются только в паре с 7, 8, 9 скоростными кассетами.
- Разборные имеют 3 звезды.
- Можно отдельно менять часть звездочек, что особенно актуально при их ремонте, износе.
Снятие и установка шатунов
При наличии нужных инструментов и опыта эту деталь можно поменять за 15 минут. Но если ни того, ни другого нет? Тогда есть проверенный способ, сдать свой байк в ближайшую мастерскую. Это надежно и не надо думать с каким усилием затягивать шатун.
Не бесплатно, но сделают все в лучшем виде. Многие умельцы пытаются сделать ремонт самостоятельно без инструментов, а просто подручными средствами. В итоге можно повредить не только деталь, но и кареточный узел и раму.
Причины для демонтажа
Основные причины для демонтажа:
- замена изношенных звездочек (при разборной системе);
- текущий ремонт каретки, его периодическая регулировка;
- затягивание шатунов, процедура более эффективна со снятием;
- механическое повреждение;
- после дождя может попасть песок в шатун-вал.
Порядок действий
Снимаем или скручиваем пыльник.
Исходя из системы крепления, необходимо использовать подходящий съемник, скручиваем гайки. Если она не поддается или идет туго, используем смазку WD-40, жидкость БСК немного подождите.
Понадобится:
- шлицевое соединение — шестигранник 10;
- квадратное соединение — шестигранник 8;
- накидной ключ —14.
Взять съемник, аккуратно вывернуть шатун, пока он не выдавится с каретки. Действуйте осторожно, не сорвите резьбу.
Очищаем, хорошо смазываем, или если необходимо производим замену. Проверьте и убедитесь, что все надежно зафиксировано, в противном случае люфта во время поездки не избежать.
Установка производится в обратном порядке:
- очистить все места соединения от грязи, смазать смазкой, но не много чтобы она не вылезла и не налипала на нее грязь;
- на правый натяните цепь, затем наденьте деталь на ось, сначала с небольшим усилием закрутите винт, подтяните если нужно;
- наденьте правый, не перепутайте местоположение;
- установите заглушки и оденьте цепь на звездочку.
Не забываем:
- квадратном соединении — необходимо убрать накладку-переходник;
- шлицевом — накладку наоборот, необходимо надеть.
С каким усилием затягивать шатуны?
Производители всегда обозначают в спецификации числовое значение момента затяжки т.е. с каким усилием затягивать шатуны. Придерживайтесь только этого значения, ни больше ни меньше. Усилие затяжки болта 34–50 Н*м., но многое зависит от марки.
Чтобы соединения не расшатывались, их необходимо затягивать не слабо, но и не сильно, что бы не было деформации или обрыва крепежа. Усилие в резьбе можно по традиции охарактеризовать — моментом затяжки. Чтобы создать это усилие и повысить контроль, применяют динамометрический ключ (съёмник).
Чтобы не ошибиться в значимости момента затяжки, сделать их более точными нужно делать измерения на чистой резьбе. Потому что трения в резьбе могут существенно извратить данные динамометрического ключа. Если резьба не держится, при значении затяжки, прописанном в инструкции, стоит применить различные уплотнители резьбы.
Шатун — это деталь, на которую приходится одна из самых основных нагрузок при передвижении. Поэтому стоит всегда следить за его состоянием и вовремя менять изношенные запчасти. Главное знать с каким усилием затягивать шатун на велосипед.