В течение 500-1000 км после установки новых фрикционных или шипованных шин необходимо соблюдать определенный режим эксплуатации, который мы называем периодом обкатки.
Период обкатки зимних шин позволяет им избавиться от заводской смазки, следов ударов и мелких производственных дефектов, которые неизбежно возникают в процессе формовки и вулканизации. Такие свойства могут повлиять на сцепление шины с дорогой и сократить срок ее службы.
Правильная обкатка зависит от типа шин: шипованные и липучие шины ведут себя по-разному, поэтому и подход к «обкатке» разный.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое притирка зимних шин, когда и зачем она нужна, как и на какой дороге лучше притирать новые шипованные и сцепные шины.
Почему я должен использовать зимние шины?
Необходимость езды на шипованных зимних шинах определяется технологией производства. В процессе производства шипованных шин важно обеспечить плотную, но относительно свободную посадку металлического шипа в резину. Для обеспечения правильного прилегания и облегчения посадки шпилек отверстия заделываются специальной смазкой с помощью автоматической машины.
Одной из целей притирки шипованных зимних шин является удаление этого состава, который не только не нужен в эксплуатации, но и создает дополнительные проблемы.
В шинах с накладками шипы также постоянно находятся в предназначенном для них положении в протекторе, в то время как в шинах, только что сошедших с конвейера, разница в положении относительно глубины посадки шипов может составлять доли миллиметра.
Жирный диффузор и шипованная смесь значительно снижают сцепление с дорогой и затрудняют управление. На скользких дорогах существует опасность поскользнуться и повышенный риск несчастных случаев.
Учитывая эти характеристики фрикционных шин, возникает резонный вопрос: нужна ли обкатка фрикционным шинам? Оказывается, она необходима и в этом случае, поскольку на поверхности такой резины остается разделительный агент — смазка, облегчающая отделение изделия от формы в процессе производства. Если он остается на шине, это ухудшает адгезию.
Есть еще одна причина ездить в зимних шинах по снегу — необходимо смыть верхний слой протектора, под которым расположены каналы и рабочий слой шины.
Шипованные шины должны сначала шиповаться, а затем притираться. При установке шипов на шины, которые уже использовались, это гораздо сложнее, так как смазка вымывается, а отверстия забиваются грязью.
От чего зависит период обкатки новых зимних шин?
Правила притирки зимних шин включают в себя особые условия вождения. Важно соблюдать скоростной режим, избегать резких поворотов, ускорений и остановок.
Количество километров, необходимое для обкатки зимних шин, зависит от нескольких характеристик шины:
- Мягкость шин. Этот показатель не отражается на этикетке, но обычно связан с рабочей температурой и номинальной скоростью. Чем ниже температура и максимальная скорость, тем короче должно быть время обкатки.
- Ограничение скорости. Чем выше максимальная скорость шины, тем она жестче, так как рассчитана на более высокие температуры. Этот индекс указывает на скорость обкатки новой зимней шины. Для шин с маркировкой P и ниже лучше придерживаться скорости 50-70 км/ч, для Q и выше — 70-80 км/ч.
- Индекс нагрузки. Как и индекс скорости, он влияет на жесткость резины. Тяжелые шины более жесткие, чем шины для небольших автомобилей. Соответственно, если у вас есть запас по весу более 50% (например, на пикапе установлена резина, которая может перевозить до 1 тонны, но работает сама по себе и без нагрузки), то лучше увеличить время обкатки.
- Тип шин. Время обкатки для нешипованных зимних шин составляет 500-700 км, для шипованных — около 800-1000 км.
- Дорожные условия. Зимние шипованные шины следует устанавливать, когда температура воздуха выше нуля и пока на дороге не образовался твердый слой снега и льда. Липучки на зимних шинах также лучше всего устанавливать на ровной, чистой дороге, когда холодно, но еще нет льда или снега. Если время на «пересменку» не подошло и ударил сильный мороз, то для испытаний на снегу и льду скорость желательно снизить до 50-70 км/ч, а пробег — увеличить до 1000-1500 км. Причина в том, что в таких условиях шины ведут себя хуже и на них нельзя ездить быстро, а контакт с замерзшей водой снижает температуру резины, делая ее более жесткой.
- Давление. Чем выше рабочее давление колес, тем дольше время обкатки. Мягких шин с давлением до 2-2,3 бар (атм.) во время обкатки хватит на 500 км, так как они лучше прогреваются при работе, а жестких шин с давлением около 3 бар и более — более чем на 1000 км.
Главное, что определяет качество притирки — это ваш стиль вождения. Агрессивное вождение зимой не только опасно само по себе, но и приводит к ускоренному износу шин. Шипы, которые еще не в хорошем состоянии, могут легко выпасть из своих отверстий при старте или остановке.
Если проигнорировать период обкатки, можно быстро потерять значительное количество шипов. Поскольку они эффективны только в сравнении с шинами, имеющими не менее 85% шипов, а протектор шипованных шин имеет меньшее сцепление с дорогой, чем липучка, ездить на таких шинах в будущем опасно.
Индикатор обкатки
Индикатор обкатки шипованных шин — это маркер, сигнализирующий об окончании периода обкатки.
Он различается по форме в зависимости от производителя:
- узор снежинки или маленькие полоски вокруг шпильки;
- небольшие «бугорки» высотой менее 1 мм;
- тонкие (менее 0,5-1 мм) полосы поперек рисунка протектора;
- цветные метки на поверхности протектора.
Такая же специальная маркировка может использоваться на шинах-липучках, но они встречаются реже.
Цветные полосы на протекторе шины не являются индикатором. Это внутренняя заводская маркировка, которая не принесет вам никакой пользы и часто стирается еще до обкатки колес.
Как обеспечить правильную обкатку новых зимних шин?
Универсальная процедура притирки зимних шипованных шин выглядит следующим образом:
- Новые шины после установки на обод должны быть накачаны до нужного давления и отбалансированы.
- Давление в шинах указано в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля и на наклейке на дверной раме.
- Первые 100-200 км следует проехать с особой осторожностью и вниманием. Рекомендуемая скорость — 50 км/ч, с плавными стартами и остановками. Правильная обкатка должна проходить в неторопливом темпе, желательно вне интенсивного движения, так как частые остановки не позволят шинам как следует прогреться.
- После первой обкатки проехать примерно 500 км, поддерживая скорость не более 70-80 км/ч и избегая резких пусков и остановок. Лучше всего использовать зимние шины на средних расстояниях, около 100-200 км.
- Через 500 километров пробега проверьте состояние шин и проверьте метки накачки на шинах. Если индикаторы обкатки полностью удалены и нет следов смазки, вы можете вернуться к своему обычному стилю вождения. Если нет, процесс продолжается. Также обратите внимание на грязь, которую, если она присутствует, необходимо смыть.
- На следующих 500 км, если шины еще не прошли обкатку, можно немного увеличить скорость, но при этом следует избегать резких ускорений и торможений.
- Примерно через 1000 километров пробега на новых шинах снова осмотрите их, проверьте следы притирки и убедитесь, что они смазаны. Если они все еще присутствуют или если на улице сильный мороз (ниже -10°C), рекомендуется проехать на шинах еще 300-500 км. После этого шины должны быть практически насыщены кислородом.
- Если у вас зимние шины без ремней, период обкатки будет аналогичным, но в течение более короткого промежутка времени. Первый этап (особо осторожное вождение) длится около 50 км, следующий (основной этап) — 200-300 км, третий — столько же. Через 500-600 км «липучка» работает практически гарантированно.
- Шипованные шины после ошиповки должны эксплуатироваться так же, как и шипованные шины. Рекомендуется придерживаться чуть более низких скоростей, так как самостоятельно установленные шпильки могут сцепляться с дорогой немного хуже, чем заводские, и требуют больше времени для усадки.
Чтобы обеспечить наилучшую обкатку новых шин, соблюдайте следующие рекомендации:
- Лучше всего ехать на всех четырех шинах одновременно. Не стоит устанавливать новые шины только на одну ось. Во-первых, вы ничего от этого не выиграете, во-вторых, новые и старые шины ведут себя по-разному, и вождение будет опасным.
- По возможности избегайте резких торможений и ускорений. Шпильки подвергаются большей нагрузке при вращении колеса или заносе. Для их удаления требуется гораздо меньше усилий, прежде чем смазка вымывается и они «сжимаются».
- Период обкатки обозначается положением шпилек и маркировкой. Период обкатки очищает индикаторы, удаляет следы смазки и заставляет шпильки прочнее держаться в отверстиях. Остатки смазки можно распознать по блеску резины.
- В период обкатки шины следует содержать в чистоте и поддерживать рабочее давление. Камни в протекторе шины препятствуют процессу обкатки, а грязь, налипшая на обода, вызывает дисбаланс.
- Шипованные шины часто не имеют индикаторов обкатки, поэтому о времени их обкатки можно судить только по косвенным признакам. На поверхности протектора не должно быть сколов и отколов, полос и точек внутризаводской разметки и других элементов, не являющихся частью дизайна.
Логическим завершением периода обкатки является повторная балансировка шин.
После периода обкатки следует посетить дилера шин для повторной балансировки «обкатанных» шин.