Для начала предлагаю ознакомиться с тем, для чего вообще предназначена рулевая рейка в системе управления авто? Она передает усилия от руля непосредственно на колёса машины посредством специальных рулевых тяг и наконечников.
Если стучит рулевая рейка на Калине, то, возможно, необходимо подтянуть механизм рулевой рейки, но получается это сделать далеко не каждый раз. Однажды я столкнулся с такой же проблемой. Сейчас расскажу, какие были найдены пути решения неисправности.
Причины
Чтобы подтянуть рулевую рейку на Лада Калина необходимо демонтировать самый большой патрубок, идущий от воздушного фильтра к инжектору. То есть, добраться до этого механизма не так уж и просто. Но, потратив немалое количество времени, мне, всё же, удалось добраться до проблемного узла. Вот только подтянуть гайки мне не удалось. В ход была пущена WD-40, примерно через полчаса времени ключ наконец-таки прихватил и сдвинул гайки. Каково было мое удивление, когда я понял, что проблем совсем в другом месте.
Оказалось, что соединение расшаталось на месте карданчика и шлицов. Подтянув их, проблема ушла сама собой. Можно сказать, что мне в некоторой степени повезло, ведь это самая банальная и безобидная причина, почему стучит рулевая рейка на Калине. В вашем случае проблема может быть в другом.
В итоге, я выделю следующие возможные неисправности:
- износился центральный зуб на рулевой рейке;
- исчерпала свой ресурс рабочая пара;
- износилась другая составляющая узла, например, тарельчатая пружина;
- образовавшаяся коррозия.
Попробуйте изначально подтянуть механизм, если это не помогло, то повторите ту же самую работу, которая принесла мне ожидаемый результат — подтянуть крепления кардана рулевой колонки. В большинстве случаев именно эти две неисправности провоцируют возникновение стука рулевой рейки. Если ничего не помогает, то я не вижу другого выхода, кроме как отправиться на СТО, демонтировать узел и основательно его диагностировать.
Примечания: необходимо регулярно проверять состояние рулевого управления, ведь именно от него зависит безопасность при движении.
При каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте состояние пыльников рулевого механизма 7 (см. «Схема рулевого управления ВАЗ Лада Калина 1118»), пыльник 27 шарниров рулевых тяг и плотность их посадки. Пыльники необходимо заменять при наличии трещин, разрывов и других дефектов, нарушающих герметичность, иначе вода, грязь и пыль, попавшие в узлы, быстро их выведут из строя.
Схема рулевого управления ВАЗ Лада Калина 1118:
- 1 — внутренние наконечники рулевых тяг;
- 2 — скоба крепления рулевого механизма;
- 3 — гайка шарнира рулевой тяги;
- 4 — наружный наконечник рулевой тяги;
- 5 — регулировочная тяга;
- 6 — опора рулевого механизма;
- 7 — рулевой механизм;
- 8 — кронштейн крепления рулевого механизма;
- 9 — гайка болта крепления рулевого вала и приводной шестерни рулевого механизма;
- 10 — шайба;
- 11 — вал карданный с шарниром;
- 12 — стяжной болт;
- 13 — электронный блок управления электроусилителем;
- 14 — гайка крепления рулевой колонки;
- 15 — замок зажигания;
- 16 — верхний облицовочный кожух вала руля;
- 17 — электроусилитель рулевого управления;
- 18 — гайка крепления рулевого колеса;
- 19 — выключатель сигнала;
- 20 — рулевое колесо;
- 21 — уплотнительное кольцо;
- 22 — рычаг регулировки рулевой колонки;
- 23 — винт крепления;
- 24 — нижний кожух вала руля;
- 25 — уплотнитель;
- 26 — пружинное кольцо;
- 27 — пыльник;
- 28 — уплотнительное кольцо.
Убедитесь, что при прямолинейном положении рулевого колеса и колес автомобиля, спица рулевого колеса располагается горизонтально. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух следующее:
- работу механизма регулировки рулевой колонки. При опущенном рычаге регулировки рулевая колонка должна плавно, без рывков и заеданий перемещаться вниз-вверх, а при поднятом рычаге — надежно фиксироваться в установленном положении.
- отсутствие зазора в сайлентблоках (резинометаллических шарнирах), шарнирах рулевых тяг, заклепочном и шлицевом соединениях эластичной муфты вала руля;
- надежность затяжки болтов 20 (см. «Рулевой механизм автомобиля Лада Калина ВАЗ 1118») и стопорения их пластиной 21 крепления тяг к рейке и гаек пальцев шарниров наружных наконечников 4 (см. «Схема рулевого управления автомобиля Лада Калина ВАЗ 1118») рулевых тяг;
- нет ли заеданий и стуков в рулевом управлении, препятствующих повороту рулевого колеса.
- состояние правого и левого защитных колпачков рулевого механизма. Поврежденный колпачок нужно заменить новым.
Если будут обнаружены стуки и заедания в рулевом управлении, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите рулевое управление с автомобиля, проверьте зазор между упором рулевой рейки и гайкой. При необходимости замените изношенные детали рулевого управления и отрегулируйте зазор между упором и гайкой. Если же заедания и стуки не прекратились, нужно снять с автомобиля рулевой механизм и заменить.
Полезный совет: ремонт рулевого механизма ВАЗ Лада Калина 1118 рекомендуется проводить в специализированном центре.
Для проверки люфта в рулевом управлении установите передние колеса и руль в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.
Поверните рулевое колесо в обе стороны до момента начала поворота колес (при этом колеса должны оставаться неподвижными). Суммарный люфт рулевого колеса ВАЗ Лада Калина 1118 не должен превышать 5° (соответствует повороту рулевого колеса на 15 мм) при условии исправности рулевого механизма, рулевых тяг, подшипников ступиц передних колес и телескопических стоек.
При необходимости неисправные детали замените и подтяните ослабленные крепления элементов рулевого управления. Наличие стука и люфта в резинометаллических шарнирах рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников тяг — не допускается.
Рулевой механизм автомобиля Лада Калина ВАЗ 1118:
- 1 — пыльник;
- 2 — болт;
- 3 — шайба;
- 4 — сальник;
- 5 — крышка картера;
- 6 — уплотнительное кольцо;
- 7 — сепаратор в сборе;
- 8 — приводная шестерня с подшипником в сборе;
- 9 — рейка рулевого механизма;
- 10 — левый защитный колпачок;
- 11 — опора тяг;
- 12 — скоба;
- 13 — заглушка;
- 14 — гайка упора;
- 15 — пружина упора;
- 16 — стопорное кольцо;
- 17 — уплотнительное кольцо;
- 18 — упор рейки;
- 19 — вкладыш упора;
- 20 — болт;
- 21 — стопорная пластина;
- 22 — пластина чехла;
- 23 — хомут;
- 24 — пыльник;
- 25 — правый защитный колпачок;
- 26 — картер рулевого механизма.