Каждый автовладелец знает, что такое «граната». Этот элемент ходовой части автомобиля ВАЗ называют так из-за сходства по форме с известным боеприпасом. Правильное название этого шарнира — ШРУС, по первым буквам полного заводского наименования. Данные шарниры представляют собой всем знакомые подшипники с шариками внутри.
Служит он для того, чтобы можно было менять угол между осями, и как уверяют производители, имеет достаточно длительный ресурс работы. На деле же сталкиваться с тем, что потребовалась замена этой запчасти, автомобилистам пригодится не так уж редко. Особенно это актуально для тех, у кого авто с передним приводом. Если случилась такая поломка, ваша машина фактически остаётся без колес, так как шарнир перестает выполнять свои функции и отсутствует передача крутящего момента. Однако с этой проблемой можно справиться и без вызова автомеханика.
Причины замены
Для начала стоит разобраться, почему может сломаться этот элемент и как определить такую неисправность.
Поломка «гранаты» чаще всего происходит из-за следующих причин:
- Разорван или поврежден пыльник, вследствие чего в запчасть попадает влага, пыль и грязь и он выходит из строя;
- Выработан ресурс. Это может происходить, если условия эксплуатации ходовой были достаточно сложными, а также по причине обычного износа;
- Плохое качество смазки ШРУСа или полная её выработка.
Определить же, что потребуется ремонт, можно по звуку. Изношенный или приходящий в негодность шарнир начинает издавать характерный хруст при повороте колес, разгоне и других манёврах. Это касается как наружного, так и внутреннего элемента. Стоит заметить, что чаще всего приходится говорить о неисправности именно наружного шарнира. Однако сломаться может и внутренний ШРУС. В этом случае нехарактерный хруст и шумы будут при езде по прямой.
Первое, что стоит сделать, если вы подозреваете такую неисправность — это глянуть на состояние пыльника, вывернув для этого колеса. Если видно разрыв или повреждения, то вам однозначно потребуется поменять шарнир. В повреждения все это время проникала вода, оседала пыль, а значит, произошло загрязнение шарнира и смазки в нем. Не рекомендуем откладывать починку, поскольку неисправность может в любой момент повлиять на движение вашего авто, а это опасно не только для вас, но и для других участников ДД. Кроме того, неисправность или плохая работа влечет за собой потери функционала других, связанных с шарниром, элементов ходовой части.
Замена ШРУСа ВАЗ 2114 своими руками не представляет собой ничего сложного и требует лишь внимания и наличия основных инструментов.
Как сменить наружный ШРУС
Для начала стоит приобрести новый шарнир. Автомобилисты советуют деталь производителя GKN, Kraft, Hola. Можно поменять и на запчасть оригинального производства, однако её придется заказывать в фирменном автосервисе, а это не всегда возможно.
Замена наружного ШРУСа ВАЗ 2114 потребует также, чтобы под руками были такие инструменты как:
- Домкрат;
- Набор головок;
- Деревянный молоток и монтировка;
- Набор накидных ключей;
- Башмаки;
- Пыльники.
Кроме того, подготовьте смазку для детали и чистые тряпки.
Ход действий следующий:
- Машина ставится на смотровую яму (как вариант, подъемник или эстакада);
- Двигатель глушится, под колеса устанавливаем стопоры-башмаки;
- Снимаем с помощью ключа болты, крепящие колеса;
- Используя домкрат, поднимаем авто в нужном месте;
- В центре ШРУСа видим гайку. Её нужно расстопорить, при этом важно не потерять находящуюся там шайбу, поскольку её нет в новой запчасти;
- В верхней части шаровой опоры отворачиваем крепеж ключом на 13;
- Используя монтировку, срываем пазы с шаровой опоры и отводим в сторону;
- Молотком сбиваем ступицу со шлицев шарнира;
- Достаем ШРУС;
- Осматриваем шток на предмет повреждений;
- Если все в порядке, то чистой тряпкой протираем шток, удаляя все загрязнения и остатки смазочных материалов;
- Далее можно установить новую деталь на место. Важно не забыть смазать её;
- Остаётся только собрать всё обратно в зеркальной последовательности.
Замена внутреннего ШРУСа
Такая процедура как замена внутреннего ШРУСа ВАЗ 2114, требуется реже, чем предыдущая процедура. Однако и она может понадобиться, если деталь сломалась или износилась.
Из инструментов приготовьте:
- Ключ на 19 и 17;
- Набор головок;
- Монтировка;
- Вороток;
- Домкрат;
- Баллонный ключ;
- Плоскогубцы;
- Источник освещения (лампочка или фонарик).
Потребуется также смазка для шарниров, ветошь и ёмкость для сливания масла. Конечно, стоит заранее купить новую «гранату».
Нам нужно сделать следующее:
- Снять нижнюю защиту силовой установки;
- Слить из коробки передач масло в заранее подготовленную ёмкость;
- Снять колесо, используя баллонный ключ;
- С помощью головки выкрутить крепежную гайку наружного шарнира;
- Машину поставить на домкрат;
- От ступицы отсоединить шаровую опору;
- Демонтировать ШРУС;
- Используя монтировку, достать под капотом внутренний шарнир;
- Вытащить наружу валовый привод;
- Плоскогубцами снимаем с пыльника хомутик;
- Демонтируем вначале сам пыльник, а затем и внутреннюю «гранату»;
- Меняем на новую, не забывая про смазку;
- Собираем всё в обратной последовательности.