Руль — основное средство управления автомобилем. Несмотря на довольно простое устройство, он, как и другие элементы машины, нуждается в профилактике. Регулярный осмотр позволяет избежать неожиданных неприятностей. Согласитесь, крайне опасно, находясь на дороге в движении, понять, что появились проблемы с рулевой колонкой. Это грозит бедой не только самому водителю, но и остальным участникам ДД. Поэтому своевременный осмотр и ремонт рулевой колонки ВАЗ 2107 очень важен. И перед тем, как рассказать о наиболее часто возникающих с ней проблемах, кратко поговорим про то, на каких принципах основана работа и как сделан сам руль.
Устройство рулевой колонки
Как известно, именно на этой модели ВАЗ руль улучшили по сравнению с предыдущими версиями. Как и во всех автомобилях ВАЗ, устройство колонки основано на взаимодействии нескольких её элементов — редуктора, в котором используется червячная передача, и самого вала с шарнирным соединением. Однако в отличие от ранних автомобилей, модель ВАЗ 2107 получила новую конструкцию рулевой колонки, где вал состоит из двух частей, соединённых между собой с помощью крестовины. Зачем это понадобилось?
Дело в том, что такая конструкция позволяет водителю оставаться в большей безопасности, чем в случае со старыми моделями руля. В случае столкновения такая конструкция просто сгибается там, где есть шарнирное сочленение. Таким образом автовладелец получает минимальный шанс серьезных травм и увечий. Кроме того, в этой модели руля есть подшипники, что значительно облегчает управление. Тем не менее даже при тщательной профилактике, руль может начать плохо работать. А в чем же могут крыться причины таких неполадок, и можно ли исправить их без помощи автомеханика? Попробуем провести ремонт руля своими силами.
Возможные причины поломки
Есть несколько распространенных проблем, которые могут возникнуть с рулевой колонкой. Это:
- Появившийся стук при вращении;
- Увеличивающийся люфт;
- Скрипы и посторонние звуки;
- Тугое вращение;
- Износ деталей редуктора.
Поскольку первые четыре вопроса не представляют особой сложности, порядок действий рассмотрим сразу. Итак, что делать, если начался стук в колонке руля? С чем это вообще связано?
Скорее всего, нужно просто подтянуть крепёжные элементы. Осмотрите болты карданчика руля и крепёж редуктора. Обычно простая подтяжка болтов избавляет автовладельца от неприятного стука.
Если вы вдруг заметили, что появился люфт руля, то дело в маятнике или редукторе. Для начала проверьте, не нужно ли отрегулировать зазор в червячном механизме между «червяком» и роликом. Если регулировка не помогла, осмотрите рулевые тяги, а именно, крепеж шаровых пальцев. Его ослабление нередко приводит к люфту. И наконец, причиной может стать износ механизма маятника. Тут выход один — полная замена.
Скрипучий руль легко «лечится» смазкой крестовины и подшипников вала.
Руль стал туго вращаться? Первым делом проверьте масло, особенно если не имеете полезной привычки делать это регулярно в профилактических целях. Довели уровень до нормы и не помогло? Осмотрите гайку на оси маяка. Если она слишком туго затянута, может возникнуть эффект тугого поворота колонки. И, наконец, могут выйти из строя подшипники в редукторе. Но разбор редуктора мы вынесем в отдельный пункт и вернёмся к этому моменту чуть позже.
Редуктор колонки — деталь, которая рано или поздно изнашивается. Даже несмотря на уход и регулярную смазку, причиной проблем с рулём может стать старый и плохо работающий редуктор. О том, как собственноручно осуществить ремонт рулевого редуктора ВАЗ 2107, наш следующий раздел.
Как починить колонку самостоятельно
Теперь давайте разберемся, как снять руль и заменить редуктор своими руками. Вам понадобится:
- Вороток;
- Съёмник рулевых тяг;
- Молоток;
- Монтировка;
- Ключи и торцевые головки на 17;
- Рукоять с трещоткой.
Действия по демонтажу выполняем в такой последовательности:
- С аккумулятора снимаем провод на минус;
- Откручиваем крепеж и снимаем рулевую колонку;
- Теперь нужно открутить крепёжные элементы, чтобы демонтировать декоративный кожух;
- Снимаем разъем с замка зажигания;
- Отворачиваем болты и снимаем сам замок;
- С вала снимаем подрулевые переключатели;
- Демонтируем крепежи и снимаем кронштейн вала;
- Убираем шплинты с шаровых пальцев, отворачиваем элементы крепежа и с помощью съёмника выдавливаем шаровые пальцы тяг;
- Снимаем крепежи, соединяющие кузов и колонку;
- Снимаем редуктор.
После замены его на новый все действия проводятся в обратном порядке. Точно так же можно демонтировать руль, если нужна замена рулевой колонки — часто автовладельцы меняют ее на менее габаритную.