Автомобиль ”Нива” обладает серьезным потенциалом внедорожника, но как показывает практика — раздаточная коробка передач, зачастую, не выдерживает нагрузки и выходит из строя.
Определить неисправность раздатки возможно по следующим симптомам:
- долгая задержка при подключении переднего моста, а также его самостоятельное отключение;
- перегрев РКП при средних нагрузках, причиной которому может быть недостаточный уровень масла, либо повышенное трение деталей;
- уход масла из картера по причине изношенных сальников и прокладок;
- сильная вибрация в салоне по причине изношенных подушек крепления раздатки;
- гул при скорости свыше 80 км/ч, а также вибрации на малой скорости по причине ослабления болтов фланца, что приводит к полноценной замене промежуточного вала;
- изношенные крестовины карданного вала по причине недостаточного количества смазки в подшипниках;
- всевозможные неисправности ШРУСов и люфт карданного вала;
- шток и вилка раздатки нередко люфтят, поэтому происходит затрудненное включение блокировки дифференциала или пониженной передачи.
Демонтаж
- Для снятия РКП потребуется ключ “13” (рожковый или трещоточный), плоская и фигурная отвертка. Для удобства снятие проводится на смотровой яме.
- В салоне при помощи отвертки нужно снять декоративную накладку рычагов. Под накладкой будет пыльник двух рычагов переключения, который тоже снимается.
- Проводится демонтаж карданных валов. Делается это с помощью ключа на “13”. Передний и задний кардан отсоединяются одинаково. Перед снятием валов нужно пометить посадочное место с вилкой кардана, чтобы после установки не происходило вибрации.
- Трос спидометра демонтируется, открутив одну гайку, и отводится в сторону.
- Далее откручиваются все болты, крепящие раздаточную коробку передач через опоры к кузову и снимаем РКП.
Разборка раздатки
Для полноценного ремонта потребуется автомобильный набор инструментов и ремонтный комплект раздаточной коробки передач (подшипники, сальники и прокладки, возможно, некоторые шестерни), молоток и съемник подшипников.
- Снимаем переднюю и заднюю крышку корпуса РКП. Для этого потребуется ослабить гайки крепления крышек, и при помощи монтировки со всех сторон выводить крышку на себя. С другой стороны коробки проделываем аналогичную операцию. Передняя крышка выйдет вместе с валом, отвечающий за блокировку дифференциала, а задняя крышка с валом, отвечающим за понижающую передачу.
- Из корпуса при помощи молотка выбиваем дифференциал в сборе. Конструкция дифференциала, находящегося внутри раздаточной коробки, аналогична тому, который находится в мостах. Открутив гайки крепления главной пары, открываем доступ к сателлитам. Если на зубцах сателлитов есть износ, то обязательно меняем все детали.
- Проверяем каждый подшипник на предмет посторонних звуков при вращении. Если таковы имеются, то снимаем гайку вала, на котором сидит подшипник, и при помощи съемника выпрессовываем старый подшипник.
- В обратной последовательности производится монтаж внутренних деталей раздатки. Рекомендуется, для достаточного момента затяжки валов и крышек корпуса, применять новые болты и гайки.
- После сборки залить новое полусинтетическое масло, не ниже классификации GL-4 — 0,9л.
Рекомендации по центровке РКП
После любых операций по снятию и установке раздаточной коробки передач, ее нужно отцентровать. Для этого потребуется:
- ослабить крепление раздаточной коробки так, чтобы она “сидела” более свободно, и могла незначительно перемещаться;
- разогнаться до скорости 80 км/ч, после чего раздатка сядет на свои посадочные места;
- затяжка происходит как можно скорее и на работающем моторе, что бы посредством вибрации, РКП не успела принять неподходящее положение.
После такого ремонта раздаточная коробка передач может служить верой и правдой очень долго. К сожалению, работа раздатки в условиях повышенных нагрузок, зачастую, значительно сказывается на уменьшении ресурса, в силу слабой ее конструкции. Для повышений надежности РКП можно поставить подрамник, который позволит посадить раздатку жестко на свое место, а также исключить сильную вибрацию от работы трансмиссии.
В готовом подрамнике для “Нивы” есть готовые отверстия и крепежи для крепления его к кузову. Также, для повышения надежности, установлена дополнительная опора раздатки. Чтобы установить подрамник, потребуется установить домкрат под раздатку, отпустить гайки крепления и приспустить раздаточную коробку. Далее подрамник примеряется на посадочные места. Настоятельно рекомендую хорошо смазать отверстия в днище, для предотвращения возможного появления коррозии.
Подрамник прикручивается на посадочное место для раздатки, а сама коробка к подрамнику. В силу того, что подрамник жестко связан с кузовом, вибрации все равно будут переходить на кузов, но не так значительно. Благодаря усиленным опорам и качественным резиновым подушкам, у раздаточной коробки пропадет склонность к уходу из посадочного места, а это значит, что все элементы ходовой части прослужат намного дольше.
Провести ремонт раздаточной коробки передач автомобиля “Нива” довольно просто. Если есть под рукой необходимый инструмент и минимальные знания устройства РКП, то за несколько часов ваша раздаточная коробка передач заживет новой жизнь. Установка подрамника избавит от многих проблем и предотвратит преждевременный износ всех деталей, узлов и агрегатов трансмиссии.
Раздаточная коробка на автомобиле Нива снимается не так уж сложно. Но времени требуется довольно много, так как помимо раздатки придется снимать еще некоторые детали.
Порядок снятия и установки раздатки на Ниве
Сначала необходимо из салона автомобиля, там где расположены рычаги управления блокировкой, снять пластиковую накладку на тоннеле пола, предварительно открутив 4 самореза, которые ее крепят:
После этого необходимо открутить три самореза, которые крепят накладку под рычагами:
- затем отворачиваем ручки рычагов:
- теперь можно снимать накладку под рычагами управления вместе с резинками:
- обратите внимание на два проводка, которые подключены. Их хорошо видно в отверстие из салона. Их нужно отсоединить:
В салоне машины делать нам больше нечего, теперь необходимо либо загонять Ниву на яму, либо поднимать на домкрате и подлезать под нее, как это делал я.
Чтобы освободить раздаточную коробку ВАЗ 2121, необходимо отсоединить карданы от нее, как переднего моста, так и заднего. А также отсоединить привод от КПП.
Итак, все карданы отсоединяются одинаково, так что покажу сразу результат после отсоединения заднего моста:
- Кардан переднего моста отсоединяется аналогично. Необходимо открутить все гайки крепления ключом на 13. Если болты будут прокручиваться, то нужно вставить между основанием и самим шляпкой болта плоскую отвертку.
- Чтобы отвинтить все остальные гайки, проворачиваем кардан рукой для более удобного доступа к ним. И теперь можно сдергивать его рукой.
- Далее вынимаем трос спидометра, просто отвернув его контрящую гайку рукой.
- И вынимаем его, слегка потянув в сторону.
- После этого отсоединяем раздатку от коробки передач, также открутив несколько болтов.
Окончательным шагом в данной инструкции будет снятие раздаточной коробки с подвесных, с каждой стороны.
Но предварительно лучше подставить что-нибудь под раздатку, чтобы она после снятия не упала.
Откручивать гайки подвесного удобнее всего либо трещоточной рукояткой, либо аналогичным ключом. В данном случае очень помог мне трещоточный ключ Ombra, набор которых я недавно приобрел.
Когда все гайки откручены, можно снимать раздатку с автомобиля, аккуратно снимая ее вниз с опоры, которую вы для нее подготовили. Можно справиться самостоятельно даже без посторонней помощи.
В случае замены на новую, придется раскошелиться, так как цена новой раздатки на Ниву составляет примерно 15 000 рублей. В продаже она присутствует не в каждом городе, так что придется ее еще поискать. Либо, как вариант, поискать бу-шную, но не стоит рассчитывать на очень низкую цену. Дешевле 5 000 рублей точно не найти. Установка производится в обратном порядке, но уже с помощником, чтобы поддерживать ее во время замены.