Некоторые автолюбители сталкиваются с такой проблемой: утром не заводится автомобиль, который ещё вчера прекрасно работал. Распространённая причина – разряженный аккумулятор.
Разрядиться АКБ (автомобильная аккумуляторная батарея) может из-за включенных на всю ночь фар или габаритных огней. Однако если машина в исправном состоянии, фары выключены, АКБ новая и полностью заряженная, то причиной разряженного аккумулятора может быть утечка тока в автомобиле.
Утечка электричества может коснуться как абсолютно новые, так и подержанные автомобили.
Причины и последствия утечки
АКБ помогает двигателю в запуске и может стать дополнительным источником энергии бортовой сети, если генератор не справляется. В поездке, при движении автомобиля аккумулятор возмещает разряд с помощью генератора. На стоянке АКБ не должна разряжаться частично или полностью, поэтому если это происходит, то возможна утечка тока.
Следует понимать, что утечка тока ведёт не только к быстрому разряду батареи, что весьма неприятно – автомобиль не заведётся, причём в самом неподходящем месте (например, после длительной парковки у дороги). Более опасная ситуация – возгорание проводки, что может привести к пожару в автомобиле.
Во избежание такой неприятной и даже опасной ситуации, необходима своевременная проверка утечки тока в автомобиле и устранения её причин.
Вам нужно заменить пыльник ШРУСа? Тогда обратите внимание на эту статью.
Любите необычные автомобили? Тогда вам стоит узнать о Фотон Тунланд.
Почему батарея разряжается даже на стоянке? Причин может быть несколько:
- некачественный или отработанный аккумулятор;
- изношенная, протёртая изоляция проводки или повреждение проводов;
- загрязнённые, окисленные клеммы;
- некорректно подключенная внутренняя электроника (видерегистратор, магнитола, монитор и т.д.);
- нарушение цепи – АКБ не заряжается от генератора и быстро растрачивает свой ресурс.
Для подстраховки и предупреждения непредвиденной ситуации в виде севшей АКБ необходимо периодически проверять и подзаряжать аккумулятор. Срок службы АКБ при должном уходе и своевременной диагностике составляет примерно 4-5 лет. Если аккумулятор давно не проверялся и срок его эксплуатации более 5 лет, стоит заменить АКБ на новую.
Диагностика и предельные нормы утечки
Выявить утечку тока можно с помощью специального прибора-тестера – мультиметра, который включает в себя функции амперметра, вольтметра и омметра. Автолюбители используют цифровой переносной мультиметр для отслеживания силы, напряжения и сопротивления тока. С помощью мультиметра легко обнаружить утечку тока.
Для этого понадобятся:
- мультиметр;
- зажимы («крокодильчики»);
- рожковый гаечный ключ;
- блокнот и ручка для записей;
- перчатки.
Прежде чем проводить замеры утечки тока необходимо подготовить автомобиль, выполнив следующие действия:
- выключить электронику (магнитолу, регистратор, усилители);
- отсоединить неявные потребители тока (лампочки в багажнике, бардачке, под капотом);
- погасить зажигание и вытащить ключ из замка;
- открыть и закрепить капот;
- на аккумуляторе ослабить с помощью гаечного ключа минусовую клемму.
Двери в автомобиле рекомендуется закрыть, а окна открыть. Это необходимо, если при измерении (включении и выключении аккумулятора) сработает центральный замок: доступ в салон останется через открытые окна. Когда всё будет подготовлено, можно приступать к диагностике.
Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром:
- перевести мультиметр в режим амперметра (измерения силы тока), переключив прибор на 10 А;
- сделать разрыв цепи: к ослабленной клемме подключить с помощью зажима один провод амперметра и скинуть её с АКБ;
- подключить другой провод к отрицательному выводу АКБ;
- включить прибор и снять показания силы тока.
Появившееся цифровое значение на дисплее прибора – сила тока при постоянно включенной электронике и других потребителей тока в машине. Небольшая утечка тока в автомобиле – норма, если она не превышает допустимый предел. В современном автомобиле, оснащённом большим количеством электрической техники, допустимой считается утечка тока в пределах 15-70 мА. Если утечка больше этих показателей, то необходимо искать и устранять причину её возникновения.
Как найти и устранить утечку
Необходимо выявить проблемный прибор, который тянет на себя лишний ток. Чаще всего проблемной зоной становится дополнительное оборудование: автомобили зачастую перегружены электроникой. Поэтому начинать поиски необходимо с внештатного автомобильного оборудования.
Как найти утечку тока в автомобиле:
- подключить мультиметр как амперметр;
- поочерёдно отключать все приборы и устройства (внештатные и штатные), наблюдая за показателями мультиметра;
- когда на амперметре высветятся нормальные, допустимые показатели силы тока, осмотреть отключённый прибор – проблема именно в нём.
Иногда достаточно тщательно осмотреть все электрические приборы и устройства в автомобиле, а также их проводку. Перетёртые, перекрученные провода с нарушенной изоляцией могут стать настоящей причиной утечки тока. Проводка штатных приборов, как правило, надёжно изолирована, тогда как провода дополнительного оборудования могут быть уложены в неподходящем, неудобном для этого месте. Они могут перегреваться от блока двигателя или перетираться о края кронштейна. Повреждение проводки вызывает короткое замыкание, и это может быть истинной причиной утечки тока.
Обязательно необходимо проверить не только видимые дополнительные установки, но и скрытые электрические сети – сигнализацию и двери. Проблема может быть в «концевиках», размыкающих и замыкающих цепь при закрытии и открытии дверей. Сигнализацию установить в режим охраны и проверить показатели амперметра примерно через 5 минут. Система безопасности должна перейти в ждущий режим, а показатели уменьшиться. Если этого не произошло, проблема в сигнализации.
Выводы
Водитель не обязательно должен обладать специфическими навыками и знаниями, чтобы уметь определять утечки тока. Ликвидацию первопричины лучше доверить специалистам, если вы не уверены в собственных силах, тем более, если возникла необходимость ремонта электропроводки.