Откуда берется воздух в системе охлаждения двигателя?

Причины возникновения воздушных пробок

Причины возникновения воздушных пробок

В исправной системе охлаждения автомобиля воздух, попавший в контур, выталкивается в расширительный бачок. Но при незначительных неисправностях в системе могут образоваться воздушные засоры, не позволяющие антифризу двигаться. Причины проветривания системы охлаждения двигателя чаще всего связаны с нарушением ее герметичности.

При нагревании антифриз расширяется, а при остывании сжимается и в контуре появляются перепады давления. Для их совмещения производитель предусматривает двухходовой клапан на крышке радиатора или расширительном бачке. Он сбрасывает избыточное давление в атмосфере при сильном нагреве и всасывает воздух при его охлаждении.

Причина появления воздуха в системе охлаждения кроется в неправильной работе самого клапана или в постоянном его всасывании в систему через другие узлы.

Распространенной причиной появления воздуха в системе охлаждения двигателя в автомобилях с газовым двигателем является неправильная установка газового редуктора.

Помимо вышеуказанных причин, также образование воздуха происходит из-за следующих моментов:

  • Высыхание стыков, деформация труб, их истирание, ослабление хомутов вызывают утечки воздуха в системе охлаждения при падении давления.
  • При охлаждении в радиаторные трещины попадает окружающий воздух.
  • Клапан, не действующий на выпуск, приводит к тому, что при нагревании антифриза не выходит лишний воздух и повышается давление в контуре. Если клапан не воздействует на впускное отверстие, то для выравнивания давлений во время охлаждения воздух не может попасть в резервуар, что увеличивает риск всасывания в другом месте.
  • При работе насоса внутри него создаются зоны вакуума (на входе) и высокого давления (на выходе). Если на входе есть утечка, то насос может втягивать через нее воздух, и в системе охлаждения появляется воздушная пробка.
  • Воздух в системе охлаждения из-за насоса может задерживаться, если насос изношен, не создает необходимого давления и не может «выталкивать» пузырьки воздуха из расширительного бачка.
  • Обездвиженный термостат препятствует циркуляции охлаждающей жидкости, поэтому пузырьки воздуха, попавшие в него, не могут естественным образом попасть в резервуар и из него в атмосферу.
  • Если прокладка ГБЦ повреждена, выхлопные газы могут попасть в охлаждающий контур.
  • Отложения на стенках холодильного контура уменьшают его поперечное сечение и производительность, нарушают нормальную циркуляцию хладагента, поэтому из системы не выходят пузырьки воздуха.
  • При заливке антифриза возможно неравномерное заполнение системы охлаждения с образованием пробок в верхних точках контура.
  • В процессе эксплуатации вода из антифриза постепенно испаряется, что приводит к уменьшению ее объема в системе. Если уровень охлаждающей жидкости опускается ниже минимально допустимого из-за течи или кипения, насос всасывает воздух из резервуара в систему охлаждения.
  • Если редуктор установлен над расширительным бачком, а его нагрев связан с поломкой одного из контуров (печки, дроссельной заслонки и т.д.), То причина проветривания системы охлаждения обычно кроется в нем. Собираясь в камере коробки передач, воздух создает пробку и нарушает циркуляцию антифриза.
Читайте также:  Что такое насадка на глушитель?

Помимо поломок, причиной скопления воздуха в системе охлаждения могут быть конструктивные недостатки автомобиля. Так, в переднеприводных автомобилях ВАЗ, оснащенных дроссельной заслонкой с тросовым приводом, контур обогрева дроссельной заслонки является слабым местом, а в Газели — радиатором печки, так как эти узлы расположены над топливным баком.

Признаки появления воздушных пробок

Признаки появления воздушных пробок

Поскольку визуально невозможно определить, есть ли в системе охлаждения воздух, необходимо ориентироваться на косвенные сигналы, указывающие на возможное наличие проблем.

Основные признаки вентиляции системы охлаждения:

  • Плохая работа печки. Главный признак продувки системы охлаждения — неисправность печки с горячим двигателем. Подача горячего воздуха после увеличения скорости до 3000 об / мин или чаще указывает на износ насоса.
  • Быстрый прогрев двигателя. Наличие пробки влияет на процесс охлаждения двигателя, из-за чего двигатели внутреннего сгорания быстро нагреваются и температура поднимается выше рабочей. При этом радиатор останется горячим или холодным. Частая причина этого симптома — застревание термостата в закрытом положении.
  • Низкий уровень антифриза. Низкий уровень антифриза сам по себе может вызвать засорение из-за утечки воздуха из резервуара или указать на наличие утечек.
  • Следы протечек антифриза. Мокрые пятна, сухие белые пятна на трубах, двигателе, баке и других расположенных рядом с ними агрегатах — признак утечки в системе.
  • Белый дым из выхлопной трубы. Этот симптом, наряду с падением уровня охлаждающей жидкости, свидетельствует о попадании антифриза в камеру сгорания через перфорированную прокладку головки. Через него газы из блока цилиндров могут попадать в систему охлаждения.

Как определить, вентилирует ли система охлаждения?

Как определить, вентилирует ли система охлаждения

Обнаружив вышеперечисленные признаки вентиляции системы охлаждения двигателя, необходимо определить причину их появления в следующей последовательности.

Осмотрите расширительный бачок или крышку радиатора, по возможности снимая. Если есть очевидные дефекты (треснувшая прокладка, сломанная пружина и т.д.). Замените деталь на новую, снимите заглушку и проверьте, появляется ли она снова.

Когда в системе охлаждения двигателя возникает засорение воздухом из-за неисправной крышки, симптомы вентиляции часто сопровождаются вздутием резервуара и сплющиванием труб после полного охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Читайте также:  Как запаять бампер своими силами?
Оцените статью
Лада Калина