Уходит уровень масла в двигателе

Контроль уровня масла, является одной из регулярных проверок на автомобиле, потому что все знают – низкий уровень может привести к капитальному ремонту двигателя.

Чем старше автомобиль, тем чаще приходится доливать масло до уровня, и вскоре возникает закономерный вопрос, а куда уходит масло? Вообще- то ответ, прост и однозначен – у моторного масла два пути: на землю, и в выхлопную трубу. Иными словами обычные утечки и угар, других путей покинуть двигатель, у масла нет.

Хотя с утечками все понятно, все же хотелось бы отметить тот факт, что если под машиной нет большой лужи масла, а в двигателе не хватает целого литра, можно не сомневаться, что одно только устранение утечки, не даст нужного результата, потребуется все- таки ремонт двигателя.

Каков нормальный расход масла?

Тут все индивидуально. Например, для некоторых моторов V6,V8 и V12 два- три литра на 1000 км это вполне приемлемый расход. Однако нормой все равно принято считать примерно 300гр -1000км у двигателей до объемом до 3 куб. см и до 1 литра у двигателей объемом свыше 3 литров. Это очень приблизительная цифра, и в любом случае решение о капремонте принимается специалистом, и в каждом случае индивидуально.

Как устранить проблему?

Так как основной причиной расхода масла является угар в двигателе, только капитальный ремонт мотора может устранить эту проблему.

Замене подлежат все изношенные детали (поршня, кольца, клапана, маслосъемные колпачки и другие детали), возможно, придется растачивать блок цилиндров, чтобы убрать царапины, износ, а также для достижения нужной степени сжатия.

Еще двигатель резко начинает «брать» масло при перегреве. Допустим на автомобиле лопнул патрубок охлаждения, водитель, не обращая внимания на растущую температуру продолжал движение тем самым перегревая мотор. При перегреве в первую очередь страдают сальники и поршневые кольца.

У сальников происходит растрескивание резины и соответственно разгерметизация мотора. Маслосъемные кольца теряют упругость и перестают уплотнять цилиндры двигателя, в результате масло, остающееся на стенках догорает, еще больше закоксовует кольца и поршни.

Из-за недостаточной компрессии отработанные газы прорываясь в картер двигателя, поднимают «масляный туман», который под давлением этих газов через систему вентиляции попадает во впускной коллектор и через клапана уже непосредственно в цилиндр, где и сгорает. Еще внутри двигателя находятся маслосъемные колпачки на клапанах, при износе или растрескивании в результате перегрева, масло практически напрямую попадает в цилиндры.

Визуально увеличенный расход масла можно определит по сизому дыму из выхлопной трубы, характерному налету на свечах зажигания и по повышенному давлению в сапуне (системе вентиляции картера).

При капитальном ремонте двигателя положено заменить все прокладки, сальники и все детали, ответственные за нормальный расход масла.

Совет

Синтетические масла высокого качества, способны сократить угар практически вдвое, в них уже содержится необходимый пакет присадок и добавок. Несмотря на дороговизну, мы рекомендуем использовать «синтетику», на всех типах двигателей.

Обычно это случается неожиданно – или по подсказке сигнализатора, или визуально по щупу мы вдруг замечаем, что двигатель "берет масло". Неужели капремонт? Без паники: мы знаем и другие ответы на этот вопрос.

Моторное масло, пожалуй, самая главная жидкость в автомобиле, без него и бензин ни к чему. Если уровень масла в картере падает до минимума, нужно срочно глушить двигатель. Но необходимость бежать в магазин за литровой бутылкой для долива – это еще полбеды. Важно выяснить причину “пропажи” – куда уходит масло? Ответ может сильно повлиять на ваше настроение.

Сухой щуп – очень серьезная причина для безпокойства: во-первых, езда без смазки проводит к заклиниванию мотора, во-вторых, причиной исчезновения масла может оказаться износ дорогих деталей

Утечка

Этот вариант не самый грустный, но к счастью, ожидать его следует не всем, а в первую очередь владельцам подержанных машин. Моторное масло может банально вытекать из двигателя на дорогу. Происходит это в разных режимах работы мотора и с разной степенью интенсивности.

Бывает, что из-за пересыхания или усадки пропускают масло прокладки силового агрегата: крышки клапанного механизма, поддона картера. Часто течет в точках пристыковки различного навесного оборудования – распределителя зажигания, механического бензонасоса, масляного фильтра, датчиков.

В моторах совсем старых моделей «перспективное» место для потерь масла – отводящие шланги к маслорадиатору, отдельно расположенным фильтрам. Еще вариант – утечка через изношенный сальник, а именно – один из сальников коленчатого вала и сальник привода трамблера.

Зачастую внизу силового агрегата вытекшее из него масло лишь скапливается, а источник “ручья” может быть где-то вверху или сбоку

Место утечки выявляется визуально, путем осмотра двигателя начиная с самого верха. При этом нужно учесть несколько моментов.

1. Если масло течет только на работающем двигателе, на некоторых – в первую очередь вертикальных – участках поверхности двигателя оно может не оставлять следов, полностью стекая с них в разогретом состоянии. Поэтому обычно мы замечаем потеки там, где они припадают пылью.

Читайте также:  Разбор зеркала ваз 2110

2. Часто течет не там, где капает или где видны следы – горячее масло на движущейся машине порой находит самые невероятные пути. Ищите место утечки выше от точки, где оно стекает на землю, и как правило – ближе к передку от автомобиля.

3. Вытекающая смазка не обязательно оставляет следы на асфальте в месте стоянки автомобиля, масло может капать только на ходу.

4. Не путайте реальную утечку масла и потение двигателя. Последнее явление – следствие начального этапа износа уплотнительных прокладок. Оно вполне допустимо, если зона потения имеет видимые границы и не переходит в потеки.

Место течи масла через стыки деталей проще выявить, вымыв и высушив двигатель, а еще лучше – присыпав его потом тальком

Рекомендация Авто24

Если поиск места утечки затянулся, полностью вымойте двигатель на автомойке, высушите и припорошите поверхность двигателя тальком (продается в аптеках как детская присыпка). Запустите мотор и наблюдайте за ним – жирные темные пятна появившегося масла будут хорошо заметны на белесой поверхности блока цилиндров, его головки и поддоне.

Естественный угар

В принципе, любой двигатель потребляет моторное масло «на угар». Оно неизбежно остается на стенке цилиндра после каждого хода поршня вниз, и тут же сгорает во время рабочего цикла. Количество масла, не снятого маслосъемным кольцом со стенки, зависит от его свойств, от конструкции двигателя и от степени износа его цилиндро-поршневой группы и клапанного механизма.

Нынешние маловязкие масла снижают потери на трение, но по сравнению с конструкциями 1970-1990-х гг. больше масла уходит на угар

Многие современные моторы конструктивно предрасположены к “поеданию” масла (например, часть агрегатов VW Group, Subaru и др.), часто руководства по эксплуатации допускают цифры его расхода порядка 1,0 л на 1000 км пробега.

На самом деле, такой “масляный аппетит” на неизношенном моторе встречается не так уж часто, хотя гарантийный инженер на дилерской СТО всегда готов предъявить вам именно эту цифру. И тем не менее, если на новой или почти новой машине вы заметили, что уровень масла в двигателе резко упал, немедля обращайтесь на СТО – возможно, на то есть некая аварийная причина. Кстати, новый двигатель с пробегом до 2000 – 3000 км почти всегда потребляет масла больше, чем обкатанный агрегат.

Рекомендация Авто24

Даже если ваш двигатель относится к семейству активных пожирателей масла, совсем не обязательно он будет делать это – часто высокая паспортная цифра прописана производителем лишь для подстраховки. Но если вы заметили, что масляный аппетит ранее умеренного в этом вопросе мотора вдруг вырос без видимых причин, не списывайте все на эту его фамильную особенность. Очень возможно, что где-то появилась другая причина – попытайтесь выяснить ее, причем учтите, что официальный дилер скорее всего не поможет вам в этом, сославшись на официальные документы, где прописана высокая цифра расхода масла.

Если двигатель с наддувом, расход масла почти наверняка будет выше,чем у “атмосферника”: масло “уходит” через подшипники турбины

Неестественный угар

Ненормальный масляный аппетит мотора с заметным пробегом бывает обусловлен износом цилиндров, поршней и их колец, уплотнительных сальников клапанов. И если сальники клапанов (маслосъемные колпачки) в принципе несложно заменить, то замена изношенных деталей цилиндро-поршневой группы требует полной разборки силового агрегата – а это уже серьезная работа, требующая квалификации от мастеров и денег от владельца.

Еще один вариант, даже не на слишком изношенном моторе – так называемое залегание колец. Это означает, что из-за забитых нагаром канавок в поршне кольца теряют подвижность и не исполняют полноценно свою функцию, из-за чего большое количество масла остается на стенках цилиндров и сгорает. Эту проблему порой удается решить применением промывочных присадок.

Рекомендация Авто24

Прежде чем пойти на такой серьезный шаг, как ремонт мотора, подопритесь мнением профессионала: все-таки есть разница между разборкой двигателя и промывкой его присадкой. Мастера, специализирующиеся на данной марке силовых агрегатов, скорее всего смогут заранее назвать вам причину “жора”. Так что в данном случае не поскупитесь на диагностику.

Доливая моторное масло после подозрительно резкого падения уровня, замеряйте добавленное количество и запишите показания одометра. При следующем доливе высчитайте расход масла на 1000 км.

Сам виноват

Есть также несколько субъективных причин падения уровня масла. Например, уровень может заметно снижаться при длительном движении с большой скоростью, ведь на высоких оборотах масляный аппетит существенно растет, в особенности у некоторых моделей двигателей. А если вы долго не заглядывали под капот, а потом еще съездили в скоростном режиме в Одессу, Харьков или иной город, куда ведет двухполосная трасса неплохого качества, то последующий замер может показать тревожный результат.

Еще одна тонкость, независящая от состояния автомобиля – свойства определенных сортов моторного масла. Некоторые его сорта склонны к повышенному расходу на угар – и даже сами производители смазок не особо скрывают данный факт. Такова плата за высокую экологичность и экономичность того или иного современного двигателя. Можно попробовать перейти на масло той же вязкости и группы качества, но другой товарной линейки или другого производителя.

Читайте также:  Новости автомира на сегодня новые модели

Рекомендация Авто24

Прежде чем готовить деньги на визит к специалистам, убедитесь, что повышенный расход действительно имеет место. Не паникуйте, долейте масло до уровня и проследите за ним регулярно и более внимательно. Замеры делайте на ровной площадке, желательно всегда в одном и том же месте, ведь даже небольшой уклон может искажать “показания” такого неточного прибора, как измерительный щуп.

Хорошо, если в промежутках между техобслуживаниями доливать смазку в мотор не требуется. Но если у автовладельца слишком быстро уходит масло из двигателя, он начинает задаваться вопросом, почему это происходит и как с этим бороться. Напомним, что смазывающее вещество не способно постоянно оставаться на одном уровне даже при отсутствии протечек в сальниках и прокладках. Смазывание рабочих стенок в цилиндрах и маслосъемных колец на поршнях осуществляется благодаря распылению, при котором масло превращается в пыль.

При этом кольцами не должно поглощаться все вещество, смазывающее стенки цилиндра. Для более эффективного создания компрессии должна оставаться тонкая пленочка. Она обеспечивает защиту деталей, входящих в состав цилиндро-поршневой группы, создавая задиры на стенках гильз. При сжатии топливной смеси в результате подачи искры происходит возгорание и масляная пленка сгорает.

Кроме того, смазка может оказываться в камерах сгорания благодаря выработке между клапанами и их седлами. Со временем направляющие втулки на клапанах могут разбиться, а маслосъемные колпачки – прийти время в негодность. В результате смазка начинает поступать по ним, хотя их задача – воспрепятствовать такому процессу.

В турбированных двигателях смазочная жидкость в случае неисправности сальников ротора может оказаться в турбине. Оттуда она проникает либо в цилиндры с поступающим воздухом, либо в выхлопную систему отработанных газов, где сгорает в катализаторах.

Также определенное участие в процессе сгорания смазки принимает система вентилирования картерных газов, даже при наличии специального маслоотделителя. Вместе с парами масла картерные газы по специальным каналам и трубкам вентиляции попадают во впускной коллектор, откуда перемещаются в камеры сгорания. При высоком износе маслосъемных и поршневых колец возрастает частота проникновения отработанных газов в картер. Чем сильнее засор воздушного фильтра двигателя, тем более интенсивно вентилируются картерные газы.

Возможный расход смазки

Многие автовладельцы опасаются возникновения серьезных проблем, если смазка уходит слишком быстро. Это вполне объяснимо, так как в результате большого расхода масла могут выйти из строя:

  • элементы цилиндро-поршневой группы;
  • клапаны и их направляющие втулки;
  • маслосъемные колпачки;
  • сальники ТКР и т.д.

Так каким же должен быть приемлемый объем расходования масла? Некоторые производители автомобилей в инструкциях по эксплуатации указывают значения допустимого расхода смазки, и иногда данные цифры выглядят просто нелепо. Например, может считаться нормальным расходование смазочного вещества от 0,5 до 1 л на тысячу километров пробега, если в машине установлен двигатель объемом два литра или больше.

Причины потерь смазки

На заводе-изготовителе расход масла указывается в процентах от потребления топлива. В соответствии с техническими данными, при различных рабочих объемах и устройствах двигателя это значение может составлять около 0,15-0,9%. Путем несложных подсчетов выясняем, что при потреблении автомобилем 10 литров топлива на 100 км сгорание смазки может составить 0,15-0,9 литра на 1000 км.

Факторы, влияющие на расход смазочной жидкости

Расход масла зависит не только от работы перечисленных выше агрегатов, но и от условий эксплуатации машины. Также на расходование смазки влияет манера вождения. Во время раскручивания двигателя при высоких оборотах, характерного для агрессивного стиля вождения, оксоль сгорает быстрей по двум причинам.

  1. Масляная пленка на стенках гильз начинает сгорать чаще.
  2. Повышение оборотов двигателя вызывает уплотнение пленки на стенках, в результате чего сгорает больший объем масла.

На скорость, с которой уходит смазочное вещество, оказывают влияние его качество и уровень вязкости. Главную роль здесь играет вязкость, обозначаемая цифрами после буквы W, от 20 до 50 (в редких случаях – 60). Чем больше цифра, тем выше вязкость масла. Соответственно, возрастает и толщина пленки, образующейся на стенках гильз.

Копоть на клапанах

Температурные пределы во время работы и уровень нагруженности двигателя тоже имеют значение в решении вопроса, куда может тратиться смазочное вещество.

Чем выше температура на стенах цилиндров, тем более интенсивным будет сгорание и расходование смазки.

Поэтому двигатели с турбинами при аналогичных условиях эксплуатации потребляю больше масла, чем обычные моторы.

Масла с меньшей вязкостью интенсивнее испаряются, образуя более тонкую пленку. Она может полностью сгореть, обрекая маслосъемные и поршневые кольца на работу с сухими стенками цилиндров.

На расход масла также влияют неполадки со смесеобразованием и зажиганием. При высоком потреблении кислорода происходит ухудшение работы двигателя. Топливная смесь сгорает не полностью, в результате чего вымываются стенки цилиндров, а остатки горючего уходят в выпускной коллектор. Если смесь богатая, потребление топлива выше, поэтому сгорание происходит медленнее. Это способно вызвать перегревание цилиндров. Благодаря раннему зажиганию увеличивается нагрузка на поршневые кольца, что вызывает их загрязнение и залипание. В результате скопления нагара в пазах кольца просто перестают двигаться.

Читайте также:  Почему горит задний ход при включенном зажигании

Уход смазки из-за протечек

Одной из главных причин, по которым смазочное вещество быстро уходит из мотора, является течь. Где же может возникнуть подтекание и что при этом делать? Ответы – перед вами.

  • Крышка клапана: требует замены или тщательной обработки герметиком.
  • Трамблер – также обрабатывается при помощи герметика.
  • Механический бензонасос требует замены прокладок и герметизации.
  • Балансирные валы нуждаются в замене.

Чип для проверки уровня масла

  • Картер двигателя: для полного устранения протечки нужны демонтаж и выравнивание с последующей качественной обработкой герметиком.
  • Передний и задний сальники на распределительном вале обязательно следует заменить.
  • Маслодатчики ремонту не подлежат, поэтому единственный вариант – замена.
  • Масляный фильтр можно попытаться дожать или поплотнее подтянуть, если не помогло – заменить.
  • Прокладки ГБЦ требуют обязательной срочной замены.
  • Протекание в нескольких местах одновременно может возникнуть только под высоким давлением, иначе обнаружить его не удастся.
  • Если у автомобиля проблемы с вентилированием картера, нужно обязательно их устранить. В противном случае обнаружить протечку будет довольно затруднительно.

    Повышение расходования из-за горения смазки

    Еще одной причиной, по которой повышается расходование смазочного вещества в двигателе, является горение смазки. Оно может происходить в коллекторе или воздушном фильтре при работе системы вентиляции картера. Горение происходит из-за слишком высокого давления в картере. Для устранения этой неисправности следует проверить его поршневую и вентиляционную системы.

    В ряде случаев проблема может быть во втулке клапана или маслосъемных колпачках. Для того чтобы это определить, нужно разогнать двигатель до 4000 оборотов в минуту и обратить внимание на цвет и интенсивность выхлопа. Если выхлопные газы стали более насыщенного цвета или даже черными, значит, требуется замена колпачков.

    Нередко виновата турбина

    Чтобы проверить, уходит ли смазка из мотора, можно выполнить следующие действия:

    • в течение небольшого времени поездить с разогретым двигателем;
    • остановиться на пару минут;
    • резко взять старт.

    О наличии проблем с колпачками свидетельствует густое дымное облако, вылетающее во время резкого старта.

    Если резкое увеличение расхода масла сопровождается заметным повышением компрессии, а двигатель на больших оборотах начинает дымить, возможно, происходит горения масла через кольца. Иногда причина в том, что кольца залегают из-за нагара. Проблему можно попытаться решить, отмачивая их.

    Способы решения проблемы

    Примерно зная, куда может исчезать смазка в двигателе, можно рассматривать и основные способы устранения проблемы. В первую очередь следует оценить свою манеру вождения – возможно, достаточно просто использовать более мягкий подход. Далее стоит задуматься о качестве заливаемой смазки и ее вязкости.

    В большинство новых двигателей производители рекомендуют заливать масло с вязкостью W30. Для старых моторов лучше использовать вещество, имеющее вязкость W40–W60. В первом случае обеспечивается уход за каталитическим нейтрализатором и сажевым фильтром. Во втором внимание обращается на большой расход смазочной жидкости и недостаточность компрессии.

    При эксплуатации автомобиля в российских условиях наиболее разумной будет заливка смазки, имеющей летний показатель вязкости 30 или 40. Такими маслами лучше пользоваться постоянно. При этом следует обращать внимание на рекомендации завода-изготовителя авто.

    Более радикальные способы снижения расхода смазочного вещества уже относятся к ремонтным и профилактическим работам. Профессионалы не рекомендуют осуществлять раскоксовывание двигателя с помощью специальных препаратов. Применение таких средств – дело рискованное, поскольку они могут помочь только на начальном этапе залегания поршневых колец. Но для того чтобы выяснить состояние двигателя в данный момент, следует разобрать его.

    Следующий этап – замена маслосъемных колпачков, которые расположены на впускных и выпускных клапанах. Это наиболее простая и дешевая процедура, но помочь она может только при износе рабочих манжет и затвердении материала колпачков. Если же износился шток направляющих втулок и клапанов, потребуется снятие головки блока цилиндров и замена втулки и клапана.

    Сняв головку, можно также провести осмотр цилиндров. Наличие выработки и задиров на их стенках в тех местах, где расположена верхняя мертвая точка движения поршня, свидетельствует о необходимости капитального ремонта мотора. Если же двигатель оснащен турбиной, нужно выяснять, не является ли виновником большого расходования смазочной жидкости турбокомпрессор.

    Перебирание или замена двигателя – отдельный разговор. Тем более что для некоторых моторов капитальный ремонт, включая замену неисправных деталей и расточку блока цилиндров, заводом-изготовителем не предусмотрен. При этом следует оценить все плюсы и минусы, а также прикинуть сумму расходов на восстановление двигателя или его замену.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector