Напряжение холостого хода аккумулятора

Проверка напряжения холостого хода АКБ необходима для определения ее емкости.

ПРИМЕЧАНИЕ: Перед проверкой аккумуляторную батарею как минимум за 2 ч нельзя ни разряжать, ни заряжать. Заряд или разряд АКБ в течение этого периода приводят к неточным результатам измерения.

Выключите зажигание и все электрические потребители, извлеките ключ зажигания.

Снимите минусовую клемму с АКБ Подождите минимум 2 ч. В это время аккумуляторную батарею нельзя разряжать и заряжать.

Строго говоря, аккумулятор – это одна банка. Шесть последовательно соединенных банок образуют БАТАРЕЮ. Этот момент учтен даже в маркировке АКБ: 6ст-55 или 6ст-190. Здесь 6 – именно число 2-вольтовых банок.

Еще, как мне кажется, было бы корректнее написать о том, что АКБ используется для пуска двигателя и для обеспечения потребителей при неработающем генераторе. Световое оборудование, инжектор (в дизеле или на карбе?) – это немного лишнее.

Кроме того, лично я за всю жизнь не встречал стартерных 24-вольтовых АКБ. Только спарка из двух 12-вольтовых. 178.65.25.159 09:14, 14 февраля 2013 (UTC)

  • Кроме того, что в названии статья про аккумуляторную батарею названа аккумулятором, хотелось бы добавить, что используется она (такая) не только в автомобилях, но и в тракторах, комбайнах, экскаваторах, к примеру и т. д. Мало того, раз речь про автомобильные аккумуляторы, то и про электромобили и электрокары упоминать тогда требуется, а не зацикливаться на стартерах. А так немного название не соответствует предмету статьи, отсюда её однобокость. 37.113.180.111 09:20, 14 февраля 2019 (UTC)

Содержание

Напряжение холостого хода [ править код ]

Просьба к уважаемым со-авторам статьи: не употребляйте, пожалуйста, термин «Напряжение холостого хода». И вот почему:
Да, это совершенно верный и грамотный термин — с точки зрения электротехники. Но! Применительно к «автомобильным делам», термин «холостой ход» используется крайне широко в плане описания одного из режимов работы двигателя: «режим холостого хода». Из-за этого «перехлёста терминов» возможна самая разнообразная путаница (вплоть до того, что читатели могут интуитивно принять Напряжение холостого хода за напряжение бортовой сети при работе двигателя в режиме холостого хода — что неверно категорически; поэтому лучше сугубо электротехнический термин не употреблять в статьях автомобильной тематики). Поправьте меня, если я заблуждаюсь.– And rei K message 14:23, 19 февраля 2012 (UTC)

Можно же использовать термины «Напряжение без нагрузки» или «напряжение при снятых клеммах», — они точно так же в совершенстве обрисовывают ситуацию, — но без тенденции к запутыванию.– And rei K message 14:32, 19 февраля 2012 (UTC)

А лучше НРЦ, напряжение разомкнутой цепи

Предложение [ править код ]

Раз уж статья такая подробная (и, достаточно грамотная, оценивали с человеком, 20 работающим с автомобильными батарейками), то, как я считаю, есть определённый смысл упомянуть об особенностях бортовых компьютеров некоторых автомобилей и утечке в электрооборудовании. По первому: есть ряд автомобилей, отключение АКБ в которой приведёт к полному сбросу настроек, калибровки датчиков и, кроме расходов на АКБ придётся ещё потратиться на визит в официальный центр (при наличии такового) для ре-калибровки. Это стоит добавить к абзацу про параллельное включение батареек при их замене. По второму: просто профилактически упомянуть об этом, так как не сказано ни слова. Маловато сказано про причины выхода АКБ из строя, есть смысл выделить на это отдельный раздел, причин хватает, даже перечислю банальные: эксплуатация в разряженном состоянии, хранение в таком же состоянии, перезаряд, замерзание электролита, разрыв цепи, короткое замыкание, ну и тому подобное. Ну и, вкратце, про особенности зарядки, к этому тоже с умом надо подходить. При наличии времени займусь этим сам, ну а пока просто оставлю это здесь.

Читайте также:  Автомобиль не заводится с автозапуска

С товарищем 178.65.25.159 не соглашусь, "автомобильный аккумулятор", по моему мнению, уже стало общеупотребительным выражением, очень редко употребляется связка "автомобильная аккумуляторная батарея", а уж тем более без добавки "стартерная" (как самая распространённая) к ней. Mugi4ok 18:57, 21 декабря 2013 (UTC)

  • По поводу названия. Не забываем, что википедия в первую очередь – это энциклопедия, а не сайт для домохозеек. Во-вторых, частота встречаемости в разговорной бытовой речи и в жаргонизме ещё не означает, что предмет так называется на самом деле, см. также ВП:ГУГЛ-ТЕСТ, Википедия:Узнаваемость и встречаемость. Всё таки есть определённые технические термины не с потолка взятые, а именно что такое Электрический аккумулятор и Батарея (электротехника), о том, что в разговоре в быту подменяеются значения слов – в статьях, в том числе обсуждаемой здесь, написано. 37.113.164.25 06:54, 14 апреля 2019 (UTC)

Спорные [ править код ]

утверждения в последних трёх-четырёх абзацах, очень спорные. Во-первых, включение света на 1 минуту перед запуском действительно активизирует хим. процессы в батарейке (и в буржуйских необслуживаемых тоже). Проверено на личном опыте и не раз, что при температуре ниже -20 очень желательно включить свет на минуту, чем потом на верёвке тащить машину в тёплый бокс. Во вторых, НЕ РЕКОМЕНДУТСЯ устанавливать батарею большей ёмкости, чем предусмотрено изготовителем. Хотя-бы потому, что большая батарейка требует бОльшего зарядного тока и бОлее длительное время для заряда. "Танковый" аккумулятор на легковушке рано или поздно "сожгёт" её генератор. В третьих, на большинстве современной автотехники при работающем двигателе КАТЕРОГИЧЕСКИ запрещено отключать батарейку. Просто потому, что стабилизатор напряжения бортовой сети в качестве опорного напряжения использует напряжение батареи, и при его отсутствии возможен заброс напряжения в сети и достаточно большой. Так как сейчас машины просто набиты всякой электроникой (о существовании которой многие "водители" даже не подозревают), то есть вариант после таких экспериментов продать вашу бибику на запчасти. Так что последний раздел однозначно необходимо переписать. 95.70.32.109 08:37, 18 февраля 2014 (UTC)

Насчет 24-вольтовых аккумуляторов – по моему таких не существует. Видимо, написавший это знает о том, что распространены автомобили с 24-вольтовым напряжением в бортовой сети, но в таких автомобилях используются 12-вольтовые аккумуляторы, соединенные последовательно. 79.104.201.72 16:41, 27 апреля 2014 (UTC)

Ёмкость аккумулятора [ править код ]

"Ёмкость аккумулятора, измеряющаяся в ампер-часах" на самом деле не Ёмкость, а Заряд. Электрическая ёмкость измеряется в фарадах. Это известно ещё из школьного курса физики. 1 А*ч=3600 Кл Аналогичная путаница у населения с весом и массой. Также иногда в трубопроводах измеряют Расход, например воды в кг/ч, но это по сути Сила Тока (только не электрического). А некоторые грамотеи, в основном продавцы, умудряются игнорировать надписи на АКБ и писать единицу измерения Заряда как А/ч Dorogusha-w (обс.) 21:10, 11 декабря 2017 (UTC)

Читайте также:  Ошибка 4 приора 16 клапанов 2008

Напряжение АКБ, наряду с ёмкостью и плотностью электролита, позволяет сделать вывод о состоянии аккумулятора. По напряжению автомобильного аккумулятора можно судить о степени его заряженности. Если вы хотите быть в курсе состояния вашего аккумулятора и осуществлять грамотный уход за ним, то обязательно нужно научиться контролировать напряжение. Тем более что это совсем несложно. А мы постараемся доступно объяснить как это делается и какие нужны инструменты.

Что показывает напряжение аккумулятора автомобиля?

Сначала следует определиться с понятиями напряжения и электродвижущей силы (ЭДС) автомобильного аккумулятора. ЭДС обеспечивает протекание тока по цепи и обеспечивает разность потенциалов на выводах источника питания. В нашем случае это автомобильная аккумуляторная батарея. Напряжение аккумулятора определяется разностью потенциалов.

Обе величины, ЭДС и напряжение аккумулятора автомобиля измеряются в вольтах. Стоит также добавить, что электродвижущая сила в автомобильном аккумуляторе возникает вследствие протекания внутри него электрохимических реакций. Зависимость ЭДС и напряжения АКБ можно выразить следующей формулой:

E – электродвижущая сила;

U – напряжение на выводах батареи;

R – внутреннее сопротивление АКБ.

Как можно понять из этой формулы, ЭДС больше напряжения аккумулятора на величину падения напряжения внутри него. Чтобы не забивать вам голову лишней информацией скажем проще. Электродвижущая сила батареи представляет собой напряжение на выводах АКБ без учёта тока утечки и внешней нагрузки. То есть, если снять аккумулятор с авто и замерить напряжение, то в такой разомкнутой цепи оно будет равно ЭДС.

Для измерения напряжения можно использовать мультиметр

Нормальное напряжение аккумулятора автомобиля

Напряжение на аккумуляторе автомобиля должно быть 12,6─12,9 вольта, если он полностью заряжен. Замер напряжения АКБ позволяет быстро оценить степень заряженности. Но реальное состояние и изношенность аккумулятора по напряжению узнать нельзя. Чтобы получить достоверные данные о состоянии аккумуляторной батареи, нужно проверить её реальную ёмкость и провести тест под нагрузкой, о котором будет сказано ниже. Советуем прочитать материал о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Однако с помощью напряжения вы всегда можете узнать степень заряженности аккумулятора. Ниже приводится таблица степени заряженности аккумулятора, в которой приводятся значения напряжения, плотности и температуры замерзания электролита в зависимости от заряда батареи.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Советуем периодически проверять напряжение и заряжать АКБ по мере необходимости. Если напряжение автомобильного аккумулятора упало ниже 12 вольт, его обязательно нужно подзарядить от сетевого зарядного устройства. Эксплуатация его в таком состоянии крайне не рекомендуется.

Эксплуатация батареи в разряженном состоянии приводит к увеличению сульфатации пластин и как следствие, падение ёмкости. Кроме того, это может привести к глубокому разряду, что для кальциевых аккумуляторов смерти подобно. Для них 2─3 глубоких разряда – это прямой путь на свалку.

Читайте также:  Турбина на ниву шевроле отзывы владельцев

Напряжение также поможет диагностировать замыкание банок. Напряжение одного заряженного элемента АКБ составляет 2,1─2,15 вольта. Если одна из банок будет замкнута, то измерив суммарное напряжение батареи на выводах, вы сразу сможете понять это. Правда, нужно будет ещё выяснить, какой элемент замкнуло. Обслуживаемые аккумуляторы, которые выпускались раньше, имели выводы для каждого из элементов. Измерив по ним напряжение, можно было установить, где именно замыкание. В современных малобслуживаемых аккумуляторных батареях замкнутую банку можно установить при измерении плотности электролита. В замкнутом элементе плотность будет значительно отличаться от среднего значения по банкам. Советуем также прочитать о причинах перезаряда аккумулятора.

Ну, а теперь о том, а какой инструмент нужен автолюбителю для контроля напряжения и состояния АКБ.

Инструменты для контроля напряжения аккумулятора автомобиля

Теперь, когда вы знаете, что такое нормальное напряжение аккумулятора автомобиля, поговорим о его измерении. Для контроля напряжения потребуется мультиметр (ещё называемый тестер) или обычный вольтметр.

Измерение напряжения аккумулятора

Есть ещё такой прибор, как нагрузочная вилка. Им также можно измерить напряжение. Для этого в нагрузочной вилке имеется встроенный вольтметр. Но гораздо интереснее для нас то, что нагрузочная вилка позволяет измерять напряжение АКБ в замкнутой цепи с сопротивлением. По эти показаниям можно судить о том, в каком состоянии находится аккумулятор. Фактически, нагрузочная вилка создаёт имитацию пуска двигателя автомобиля.

Для измерения напряжения под нагрузкой следует подключить клеммы нагрузочной вилки к выводам АКБ и включить нагрузку на 5 секунд. На пятой секунде смотрите показания встроенного вольтметра. Если напряжение просело ниже 9 вольт, то аккумулятор уже потерял работоспособность и его следует заменить. Конечно, при условии аккумулятор полностью заряжен и в разомкнутой цепи выдаёт напряжение 12,6─12,9 вольта. На работоспособной батарее при подаче нагрузки напряжение сначала просядет где-то до 10─10,5 вольта, а затем начнёт немного расти.

Как видите, напряжение аккумулятора может быть в норме, а вот его состояние неудовлетворительным. Поэтому только по значению напряжения нельзя судить о работоспособности аккумулятора, а лишь о степени его заряженности. Можете также прочитать о причинах разрядки аккумулятора на автомобиле.
Вернуться к содержанию

О чём нужно помнить?

В заключение приведём некоторые советы, которые уберегут вас от ошибок при эксплуатации АКБ:

  • периодически измеряйте напряжение аккумулятора и регулярно (раз в 3 месяца) подзаряжайте его от сетевого зарядного устройства;
  • держите в исправном состоянии генератор, проводку и регулятор напряжения автомобиля для нормальной зарядки АКБ при поездках. Необходимо регулярно проверять значение тока утечки. Ток утечки аккумулятора автомобиля, норма и его измерение описаны в статье по ссылке;
  • проверяйте плотность электролита после зарядки и сверяйтесь с таблицей выше;
  • содержите аккумулятор в чистоте. Это снизит ток утечки.

Внимание! Никогда не замыкайте выводы автомобильного аккумулятора накоротко. Последствия будут печальными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector