Принцип действия стояночного тормоза

Принцип действия стояночного тормоза

Во время стоянки с заглушенным двигателем даже тяжелый автомобиль (особенно оборудованный механической коробкой передач) легко сдвинуть с места, особенно на дороге с уклоном. С этой проблемой столкнулись еще первые автомобилестроители, и решили ее с помощью специального стояночного тормоза (в обиходе — «ручника»), о котором рассказано в данной статье.

Назначение стояночного тормоза

Во время движения в управлении автомобилем участвует основная тормозная система — с помощью педали тормоза водитель может снизить скорость или вовсе остановить машину тогда, когда это необходимо. Однако во время длительных стоянок обычные тормоза использовать или сложно, или вовсе невозможно (ведь водителя нет, и некому давить на педаль). Вот здесь на помощь и приходит специальный стояночный тормоз.

Можно выделить несколько основных функций стояночного тормоза:

  • Удерживание автомобиля во время длительных стоянок;
  • Удерживание автомобиля на дороге с уклоном во время коротких и длинных стоянок;
  • Начало движения при остановке на дороге с подъемом (въезд в горку с «ручника»);
  • Совершение маневров (резких поворотов) на заднеприводных автомобилях (обычно используется на спортивных машинах);
  • Осуществление торможения при выходе из строя основной тормозной системы (с помощью «ручника» при движении на небольшой скорости можно подтормаживать и пригнать машину к месту ремонта).

На сегодняшний день стояночным тормозом оснащаются все автомобили независимо от массы и категории, и исправность данной тормозной системы является одним из обязательных условий получения диагностической карты при прохождении технического осмотра.

Типы и виды стояночного тормоза

Стояночный тормоз можно разделить на типы по нескольким признакам.

По типу привода

Сегодня в большинстве автомобилей используется стояночный тормоз с механическим приводом — передача усилия от рычага или педали к тормозным механизмам осуществляется с помощью системы металлических тросов. Это наиболее простая система, которая при длительной стоянке работает лучше и надежнее, чем гидравлика.

По способу включения:

  • С помощью рычага (наиболее распространенный тип, благодаря ему стояночный тормоз и получил название «ручник»);
  • С помощью педали (данный тип часто применяется на автомобилях с АКП, педаль стояночного тормоза обычно располагается на месте педали сцепления, данный вид тормоза часто называют «ножником»).

По типу привода тормозного механизма

В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса действует на колодки, прижимая их к тормозному барабану. В дисковых тормозах могут использоваться три типа привода:

  • Кулачковый;
  • Винтовой;
  • Барабанный.

Также существует особый тип стояночного тормоза, который получил название центрального или трансмиссионного. При включении он блокирует не колеса, а карданный вал автомобиля.

Обо всех типах и видах стояночного тормоза расскажем более подробно.

Общее устройство стояночного тормоза

Стояночный тормоз любого типа имеет примерно следующее устройство:

  • Рычаг или педаль включения тормоза;
  • Тросы привода тормозных механизмов;
  • Тормозные механизмы задних колес.

Если говорить о рычаге, то он имеет храповой механизм, который фиксирует рычаг и препятствует снятию со стояночного тормоза. Возврат рычага производится с помощью нажатия кнопки (она же выключает сигнальную лампу на приборной панели). В случае педали меняется только способ включения стояночного тормоза — это производится, как нетрудно понять, ногой (хотя снятие с тормоза может производиться как этой же педалью, так и специальной рукояткой).

  • 6. Регулировочный рычаг.
  • 7, 12. Тяги привода.
  • 8. Кронштейн промежуточного вала с рычагом.
  • 9. Собачка.
  • 10. Рычаг стояночного тормоза.
  • 11. Сектор.
  • 13. Тяга привода тормозного крана прицепа.
  • 14. Кронштейн опоры колодок.
  • 15, 41, 49. Тормозные колодки.
  • 16. Выключатель сигнализатора стояночного тормоза.
  • 17. Прокладки регулировочные.
  • 18. Скоба.
  • 19. Ось колодок.
  • 20. Эксцентрик.
  • 21. Гайка стопорная.
  • 22. Щит стояночного тормоза.
  • 23. Пружины стяжные колодок.
  • 24. Корпус регулировочного механизма.
  • 25. Звездочка.
  • 26. Винт регулировочный.
  • 27, 46. Барабан тормоза.
  • 28, 39. Фрикционные накладки.
  • 29. Валик с рычагом.
  • 30. Отражатель.
  • 31. Рычаг разжимной.
  • 32. Штанга.

Передача усилия от рычага к тормозным механизмам производится с помощью стальных тросов, количество которых может быть от одного до трех. Обычно используется три троса — центральный (или передний) и два задних. Центральный трос связан с рычагом, и через специальное устройство — уравнитель — с двумя задними тросами, которые приводят в действие тормозные механизмы. Тросы имеют регулируемые наконечники, которые позволяют изменять натяжение, а значит, регулировать степень сжатия колодок.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях