Почему вы должны соответствовать спецификации масла?
Чтобы более точно определить, что такое спецификации API, давайте подробнее рассмотрим, как они формируются.
По американской классификации различают три категории качества и назначения моторного масла:
- S (сервис): хронологический порядок категорий качества смазочных материалов для бензиновых двигателей внутреннего сгорания;
- C (коммерческий) — хронологический порядок категорий и назначения масел для дизельных двигателей;
- ЕС (энергосбережение): категории масел, экономящих энергию. Это высококачественные смазочные материалы с низкой текучестью и низкой вязкостью, которые могут снизить расход топлива в бензиновых двигателях.
Первый символ после API является основным и означает, для какого типа двигателя используется данная смазка (S — бензин, C — дизель). Второй символ показывает возможность использования масла в зависимости от года выпуска двигателя, а также наличия или отсутствия турбины. Для каждого нового класса производители изменяют второй символ, назначая следующую букву в алфавитном порядке.
Если масло универсальное и подходит для бензиновых и дизельных агрегатов, то в его спецификацию входят сразу 2 обозначения, например, стандарт API SJ / CF.
В качестве примера рассмотрим маркировку нового масла RIXX:
Маркировка масляных банок RIXX:
- TP N — индекс внутренней серии синтетических масел компании;
- SAE 5W-30: Обозначение индекса вязкости;
- API SP-RC: смазка соответствует последнему стандарту API SP, а префикс RC означает «экономия ресурсов);
- ILSAC GF-6A — соответствует новым требованиям, специально предназначенным для всесезонного масла 5W-30, а также включает характеристики API SP и улучшенную топливную экономичность;
- ПАО — синтетическое масло четвертой группы — «ПолиАльфаОлефин”.
Поскольку выбросы парниковых газов и скорость сжигания топлива постоянно растут, автопроизводители улучшают свои двигатели и теперь могут снизить мощность до 130 л.с с 1-литрового рабочего объема. Это приводит к тому, что принятая стандартизация теряет актуальность. Это ответ на вопрос, почему SN API устарел. Он был основным новым стандартом для бензиновых двигателей с 2011 по май 2020 года и с тех пор перестал соответствовать стандартам. API SP — это новая спецификация, которая, когда двигатель работает при высоких температурах и более высокой нагрузке, способствует лучшей экономии топлива и направлена на увеличение срока службы двигателя.
Также важно понимать, что означает классификация ILSAC.
Это дополнительная стандартизация, которая вводит более строгие требования к следующим параметрам:
- наличие эффекта экономии топлива;
- устойчивость к сдвигу (смазка может сохранять свои характеристики при повышении давления);
- лучшая фильтрующая способность при низких температурах;
- снижение концентрации фосфора в масле (увеличение срока службы катализатора);
- пониженный расход масла (пониженная летучесть);
- меньше пенообразования;
- более низкая вязкость смазочных материалов (применимо к двигателям большой мощности).
Необходимо соблюдать регламент, потому что, если в ДВС будет заливаться масло с несоответствующими допусками и характеристиками, это может привести к одному из двух отрицательных результатов:
- если толщина масляной пленки, образовавшейся на деталях, будет больше заданных заводских зазоров, поршневая группа будет все время перегреваться;
- если толщина пленки будет меньше стандартной, жир начнет гореть сверх нормы.
Смешивание масел с разными допусками и спецификациями может привести к деградации присадок и увеличению нагрузки на DPF. Общий уровень защиты двигателя под нагрузкой снизится.
Чем масла различаются по API и ILSAC
С мая 2020 года старые стандарты API SN и спецификация ILSAC GF-5 были заменены новыми стандартами API SP и ILSAC GF-6A / GF-6B. Эти требования в первую очередь направлены на повышение устойчивости масел к внешним воздействиям.
Классификация масел API включает множество классов в зависимости от года выпуска силовой установки. Но поскольку большинство из них уже устарели, рассмотрим список самых актуальных.
API SM — это стандарт, утвержденный 30 ноября 2004 года. Он включает смазочные материалы для современных бензиновых двигателей, многоклапанных, даже с турбонаддувом. По сравнению с предыдущим классом SL масла класса SM обеспечивают лучшую защиту от окисления и преждевременного износа компонентов двигателя. С точки зрения энергоэффективности продукция может быть сертифицирована в соответствии со стандартами ILSAC. Масла можно заливать в двигатели, для которых рекомендуется использовать класс SJ и более ранние спецификации.
API SN — это стандарт, введенный 1 октября 2010 года. Основное различие между SN и предыдущими классами заключается в требовании ограничить содержание фосфора в смазочном материале для совместимости с системами нейтрализации выхлопных газов. Кроме того, эта спецификация API для бензиновых двигателей способствует более полной экономии энергии. Помимо высокотемпературной вязкости, эти масла полностью соответствуют европейским стандартам ACEA C2, C3 и C4. Смазку API SN можно добавлять в двигатель вместо SM.
API SP — Требования утверждены в мае 2020 года. Защищает детали двигателя от «раскаленного воспламенения», эффекта преждевременного воспламенения, возникающего на низких скоростях (LSPI). Снижает износ цепи привода ГРМ и защищает турбокомпрессоры и поршни от высокотемпературных отложений. Направлен на контроль образования углеродных отложений и других отложений. Соответствует стандартам ILSAC GF-6A и может использоваться вместо спецификации SN.
Производители моторных масел рекомендуют следовать основному практическому правилу при замене смазочного материала: заливать масло в соответствии с той же спецификацией или выше. То есть, если SN был завершен, то можно снова выбрать такой же, или лучше пройти SP (но не SM)!
Теперь давайте посмотрим, что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году. Для этого среди всех классов уточним характеристики наиболее актуальных стандартов: GF-4, GF-5 и GF-6.
GF-4 — Требования введены в 2004 году. Они заменили устаревший GF-3 и предназначены для соответствия стандартам API SM. Обязательными требованиями являются улучшенная очистка, снижение расхода топлива и снижение концентрации фосфора на 0,08%. При длительном хранении эти масла должны сохранять свои основные характеристики.
GF-5 — Стандартизация 2010. Он был введен вместе с API SN и представляет строгие требования к защите элементов от образования шлама. Это также ужесточает требования по защите турбин и поршней от высокотемпературных отложений. Основное отличие от масел предыдущих спецификаций заключается в том, что их можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе. Стандарт позволяет максимально увеличить частоту замены масла.
GF-6 — это спецификация 2020 г. Правила были введены одновременно с API SP, так как их основная задача — защитить компоненты современных бензиновых двигателей от вредного воздействия раннего запуска на низких оборотах. Эти масла рекомендуются для двигателей с системой прямого впрыска GDI, они защищают цепь привода ГРМ от преждевременного износа и полностью подходят для модификаций с системой старт-стоп”.
Смазочные материалы класса ILSAC GF-5 можно использовать, если рекомендованы масла всех низших категорий: GF-4, GF-3, GF-2 и даже GF-1. Но масло API SP ILSAC GF-6 можно заливать только вместо категории GF-5.
Стоит уточнить, что эти списки относятся только к маслам для бензиновых двигателей. Отдельная классификация применяется к смазочным материалам для дизельных двигателей.