Рассмотрим, как подключить сабвуфер к магнитоле «Калины-2 Люкс», не используя линейные выходы. Основной блок снабжён выходом на динамики, линейными выходами и коммутирующим кабелем. Для подключения саба тут есть всё, кроме одного: информацию об уровне громкости, выставленном на магнитоле, внешние устройства получать не смогут. Поэтому, дальше приводится схема подключения, предусматривающая использование проводов, идущих к динамикам. Подключить, согласно этой схеме, можно любой активный сабвуфер.
Почему стандартный вариант не подходит
В штатной инструкции есть сведения о разъёмах, установленных на задней стенке магнитолы. Сигнальный разъём, который обозначен буквой «C», содержит три группы контактов. Группа «1-6» – как раз то, что нужно, чтобы подключать внешнее оборудование. Взяв сигнал с контактов 1 и 2, его можно подать на низковольтные входы, протянув проводник с «массой» от контакта 3. Такой вариант является стандартным.
Однако, не спешите покупать клеммник, подходящий для указанного разъёма. Он нам не понадобится. Согласно отзывам, стандартный вариант подключения обладает недостатками:
- Любое внешнее устройство (усилитель) вместе с полезным сигналом получает высокочастотные наводки. Речь идёт об использовании разъёма C;
- Казалось бы, ВЧ-наводки не страшны для сабвуфера. Однако, соединив его входы с контактами 2/3, можно наблюдать следующий эффект: при запуске мотора, от динамика идёт гул.
Указанные дефекты являются неустранимыми. Однако, никто не мешает использовать высоковольтные выходы (разъём B). Но так как сабвуфер снабжён низковольтным входом, потребуется выполнить согласование. Забегая вперёд, скажем: предполагается использование трансформатора.
Нареканий к качеству продукции, выпускаемой фирмой «Итэлма», в действительности быть не может. Если подключать магнитолу вне кузова авто, указанные дефекты отсутствуют.
Вариант 1, самый простой
К низковольтному входу саба подключают вторичную обмотку трансформатора, взятого из адаптера 220 – 12 Вольт. Отводы первичной обмотки соединяют с проводами, идущими к заднему левому динамику. Использовать дополнительное заземление не требуется. Заметьте: у нас выбран именно тыловой динамик, чтобы регулировать громкость саба вне зависимости от основного уровня.
На первый взгляд, подключение сабвуфера по указанной схеме является слишком примитивным: к штатной магнитоле идут провода от четырёх динамиков, а мы получаем сигнал только с одного. Но все знают, что на частотах ниже 300 Герц в каждом из каналов сигналы не различаются. Так что, схема имеет право на существование. А коэффициент трансформации, равный «1 к 20», для нашего случая вполне подходит.
Выполнив подключение по указанной схеме, надо провести небольшое тестирование, которое позволит понять, нужно ли менять местами провода 1 и 2. Впрочем, можно поменять между собой другие провода, подключенные к точкам 3 и 4. В результате, фазировка сабвуфера и штатных динамиков должна совпасть.
Улучшение схемы из варианта 1
Никто не мешает взять полезный сигнал не с одного динамика, а сразу с двух. Понятно, что это должны быть тыловые динамики. Потребуется уже не один, а пара трансформаторов. Схема подключения будет следующей:
Здесь всё мало отличается от первого варианта. Только вот, подбирать фазировку потребуется уже вдвое дольше. А как быть тем, у кого саб снабжён единственным низковольтным входом? Тогда, проще использовать «схему 1». Хотя, есть более интересный вариант:
На входе саба, разумеется, появится среднее арифметическое тех каналов, которые мы выбрали. Это – лучше, чем использовать только один из них. А с правильным подключением фаз можно разобраться так:
- Один из трансформаторов (любой) полностью отключают;
- Проводят тест и выясняют, нужно ли менять провода местами;
- Подобрав фазировку первого трансформатора, то же самое выполняют с другим.
Если подключение автомобильного сабвуфера выполнить с ошибками, то либо он будет играть в противофазе с основными динамиками, либо звук в нём будет отсутствовать вообще. Но заметим: при использовании «схемы 1», последнее исключается на 100%. Делайте выбор.
Практическая реализация
Чтобы получить доступ к основному блоку магнитолы, необходимо снять центральную консоль. Сначала демонтируют блок «климатики», затем выкручивают два винтика и снимают декоративную панель:
Все действия по демонтажу мы подробно рассматривали раньше. Корпус магнитолы с двух сторон удерживают защёлки. Чтобы отсоединить их, воспользуйтесь металлическими пластинами (похожи на шампуры), которые есть в ремкомплекте. Когда защёлки ослаблены, корпус вытягивают на себя.
После того, как демонтаж блока выполнен, лучше сразу отключить все разъёмы. И какой бы высокой квалификацией монтажник не обладал, нельзя пренебрегать следующим советом:
Проводя любые работы с электроникой, предварительно нужно снять минусовую клемму с АКБ. Именно так можно обезопасить себя от непредвиденных последствий.
Осталось рассмотреть, как выполнить подключение.
Электрическая часть, советы по монтажу
К усилителю сабвуфера тянут один провод питания (плюсовой). «Массу» можно взять, например, с болтика крепления сидений. Также, если необходимо, нужно протянуть к сабвуферу управляющий кабель, подключаемый к клемме 6 разъёма C. Когда магнитола включается, на клемме появляется положительное напряжение.
Разумеется, плюсовой проводник питания подключают через пред-колбу. Данный узел необходимо закрепить рядом с АКБ. Напомним ещё раз, что в первую очередь нужно отключить минусовую клемму, а уж затем можно проводить какие-либо работы.
Сечение каждого силового кабеля должно быть достаточным, чтобы выдерживать максимальный ток, потребляемый оборудованием. Минимально возможное сечение меди должно быть указано в инструкции. Будьте внимательны!
К проводам разъёма B, обозначенным цифрами 1/2 и 7/8, подключают сигнальные кабели (тонкие). Тут вполне допустимо использовать Т-образные зажимы. Главное – не повредить штатные провода. Внешний вид подобных зажимов показан на рисунке.
А вообще, так как магнитола не снабжается выходом на саб, проще ограничиться заменой штатных динамиков. Но многие владельцы считают иначе, что доказано в данном видео.
Осуществляя прокладку кабеля, нельзя допускать, чтобы он соприкасался с металлическими частями кузова. Каждый шнур в месте соприкосновения нужно дополнительно защитить, для чего используется термостойкая трубка либо изолента.
Если автовладелец не уверен в своих силах, есть смысл доверить монтаж специалистам. Но желательно, не таким, как здесь. Ну а проложить кабель в салоне, предварительно сняв ковролин, наверняка сможет каждый. Желаем успеха.