Цепь устанавливается на большинстве классических автомобилей ВАЗ, в том числе и на Ладу 2107. Она входит в механизм распределения газа, являясь одной из важных его составляющих. Цепной привод необходимо регулярно проверять, ведь несмотря на свой большой ресурс работы, он все равно может выйти из строя. Однако наиболее часто встречается проблема, когда попросту ослабевает натяжение цепи. За это отвечает один из составляющих ГРМ — натяжитель. Он гарантирует необходимое для нормальной работы натяжение и отсутствие провисания цепи в то время, когда двигатель автомобиля работает. Натяжитель может быть автоматическим, гидравлическим или механического типа. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим кратко каждый тип.
Автоматический натяжитель — относительно современное изобретение, призванное обеспечивать необходимое натяжение без потребности в подтяжке. Это удобно, поскольку экономит время автовладельца. Однако есть и минусы: более высокая цена, недостаточное натяжение и частые поломки.
Натяжитель гидравлического типа работает от смазочной системы двигателя и использует масло. Водителю не приходится самому регулировать степень натяжения. Недостатком можно считать то, что систему такого типа изредка клинит, а это в свою очередь требует вмешательства автовладельца.
Самый простой механический тип натяжителя встречается наиболее часто. Он действительно достаточно надёжен, но и у него есть минус. В результате засора плунжер иногда заклинивает, соответственно натяжение цепи не может быть отрегулировано механически.
Как бы там ни было, но производитель настаивает на проведении профилактических работ по натяжению цепи ГРМ спустя каждые 10 000 км автопробега. Поэтому нелишним будет знать, как подтянуть цепь на ВАЗ 2107 без обращения к автомеханику.
Признаки и возможные причины неисправности цепи
В отличие от ремня ГРМ, цепной привод на ВАЗ 2107 располагается внутри двигателя. Прежде чем начинать разборку мотора или пробовать натянуть цепь, стоит знать все те признаки, которые могут свидетельствовать о проблеме.
Это:
- Посторонние звуки и шум во время работы. Цепь может греметь или постукивать, издавать постоянный лязг или необычный шум при нагрузке. Это может происходить как на холодную, так и при горячем запуске мотора;
- Сильное смещение зажигания. Это случается при слабом натяжении, когда цепь соскакивает на зубцы шестерёнок. Также такое может свидетельствовать о поломке других составляющих цепи, не только натяжителя. Сломанный башмак или успокоитель также может привести к подобному.
Как правило, в большинстве случаев источником беспокойства для автовладельца должен стать ненормальный шум, лязг или стук цепи. Если ничего не предпринять, может потребоваться полная замена цепи.
Проверка натяжения цепного привода
Давайте разберемся, как проверить степень натяжения и как подтянуть цепь на ВАЗ 2107 карбюратор. Стоит отметить, что для ВАЗ инжектор способ идентичен.
Для проверки вам понадобится отвёртка.
- Для начала придется снять клапанную крышку силовой установки для того, чтобы добраться до цепи;
- Затем проводим визуальный ряд. Если вы видите на втулках сколы или трещины, то цепь нужно будет заменить;
- Если такого нет, проверяем натяжение. Это можно сделать, если приподнять вверх звенья цепного привода, расположенные посередине звёздочки распределительного вала. Они не должны подниматься выше середины высоты одного зуба распредвальной звёздочки. В случае, если звенья можно поднять выше, натяжение ослаблено и цепь нуждается в подтяжке.
До растяжения в пределах 4 мм цепь можно просто подтянуть натяжителем. Если же этот предел превышен, то должна быть произведена замена привода.
Как подтянуть цепь самостоятельно
Натягивать цепь можно и самому, это процесс несложный и не требующий большого количества времени.
Нужно просто внимательно выполнить все нижеприведённые действия и запастись ключом на 13 и специальным ключом на 38 мм:
- Поставьте машину на ровную поверхность, включите нейтралку и зафиксируйте колеса;
- Возле помпы найдите шляпку натяжителя;
- Ослабьте ее с помощью ключа на 13;
- Возьмите спецключ, с его помощью проверните коленвал на два оборота по часовой стрелке;
- Затяните до отказа натяжитель цепи.
Теперь пробуем завести двигатель. Если посторонние шумы от цепи пропали, то все хорошо. Если нет, повторите процедуру ещё раз. В случае, когда и повторная натяжка не дала нужного результата, придется разбирать двигатель и осмотреть все элементы цепи ГРМ.
Проверить натяжение цепи своими глазами можно, если частично разобрать силовую установку:
- Снимите корпус воздушного фильтра;
- Выкрутите восемь гаек, которыми крепится крышка головки блока цилиндров. Это можно сделать, используя ключ на 10;
- Заодно проверьте целостность прокладки на крышке. Если она изношена, лучше сразу заменить на новую во избежание протечек масла;
- Теперь вы добрались до верхней части цепи. Осмотрите, цел ли башмак и успокоитель. Если все в порядке, то установите большую отвёртку так, чтобы она попала между корпусом блока и механизмом цепи. С её помощью проверьте натяжение. Цепь не должна провисать и прогибаться.
В большинстве случаев провисшая цепь и невозможность регулировки натяжения свидетельствует о поломке натяжителя. Так как его ремонт не производится, целесообразно попросту купить новую цепь.