Чтобы выяснить, почему при запуске прогретого двигателя высокие обороты, необходимо поэтапно выполнить диагностику. Порядок их для карбюраторных, инжекторных и дизельных двигателей внутреннего сгорания разный. Как определить, почему крутится двигатель на каждом типе двигателя, вам подскажет инструкция ниже.
Если проблемы начались после заправки, то в любом типе двигателя следует попытаться запустить его заведомо качественным и адекватным топливом. Также следует проверить уровень масла, убедиться в отсутствии эмульсии, проверить уровень охлаждающей жидкости, убедиться в отсутствии следов и пузырей масла при работе ДВС в баке. Эти признаки указывают на дефекты прокладки головки блока цилиндров.
В автомобилях с ГБО часто возникает проблема повышения ХХ. Например, завышение топливных поправок или неправильная работа форсунок в ГБО четвертого поколения приводит к чрезмерному обогащению смеси, а во втором поколении — неплотные шланговые соединения, «жадный винт», резиновая «антиватная» лента будет часто становятся местом подсоса воздуха. Также высокие обороты у 20-го бывают из-за неправильной регулировки коробки передач.
Как определить, почему высокие обороты греют карбюратор?
Если скорость холостого хода постоянно высока, первым делом нужно проверить настройку холостого хода карбюратора и убедиться, что она в норме.
Только после этого можно проводить дальнейшую диагностику:
- Снимите крышку воздухоочистителя и посмотрите, в каком положении находится заслонка «всасывания». Она должна двигаться синхронно с рукояткой и полностью открываться при выключении «дросселя». Если этого не происходит, проверьте всасывающий узел.
- После «пропылесоса» нужно осмотреть дроссельную заслонку (может потребоваться снятие карбюратора), проверить, полностью ли она закрывается при отпускании педали. В то же время осмотрите тросы дроссельной заслонки.
- Если карбюратор исправен, но трансмиссия застряла, осмотрите шарнир подвески педали и тросовую или рычажную систему, приводящую ДЗ в движение. Там нужно искать деформации, повреждения. Тросик может просто заржаветь и плохо двигаться от недостатка смазки, а может и частично порваться внутри «рукава».
- Убедившись, что и карбюратор, и механизм привода дроссельной заслонки в порядке, необходимо проверить герметичность впуска. Для этого лучше всего использовать дымогенератор, нагнетающий дым в подъезд как при открытом, так и при закрытом ДЗ.
- На системах с электронным управлением (МПСЗ и другие системы) следует проверять на исправность датчики температуры охлаждающей жидкости и вращения коленчатого вала.
Если проблему никак не удается найти и устранить, следует разобрать, промыть и почистить карбюратор, заодно заменив прокладку между ним и впускным коллектором.
Как найти причину высоких холостых оборотов в форсунке?
Диагностику следует начинать с проверки ошибок и проверки показаний датчиков с помощью OBD II. Без этой процедуры вам придется вслепую устранять неполадки и вручную проверять датчики.
В первую очередь нужно обратить внимание на показания:
- расход воздуха — норма для ХХ зависит от объема ДВС, а для двигателей около 1,5 л составляет около 10 кг/ч или 3 г/с, завышенный расход свидетельствует об износе ДМРВ, также об износе свидетельствует перенапряжение датчика в состоянии покоя;
- датчик положения дроссельной заслонки — открытие должно быть равно 0% на автомобиле с отдельным регулятором ХХ, а на моделях с электронной дроссельной заслонкой и прямым управлением ХХ скорость нужно смотреть в таблицах для конкретного двигателя, если есть отклонения, неисправны датчики TPS или E-gas (на педали или на акселераторе);
- температура охлаждающей жидкости – нормальное значение после прогрева около 80–90 ℃, если ниже (хотя двигатель заметно прогрелся), неисправен ДТОЖ;
- положение регулятора холостого хода – значение должно соответствовать таблице и изменяться при нажатии и отпускании педали акселератора, если значение не меняется, или попытка его принудительного изменения не влияет на 20-й (обороты не растут при повышении и не падают при уменьшении), то проблема в РХХ.
Если диагностика не выявила проблем с электронными компонентами, следует перейти к диагностике механических неисправностей:
- Проверьте наличие нежелательных утечек воздуха в двигателе с помощью дымогенератора. Без него диагностировать проблему сложнее, но можно попробовать хорошо прикрыть воздухозаборник воздушного фильтра. Если подсоса воздуха нет, мотор должен остановиться, а если есть, то может продолжать работать, хотя и неустойчиво.
- Осмотрите дроссельный узел, убедитесь, что ДЗ полностью закрыта в состоянии покоя, проверьте натяжение возвратной пружины.
- Проверьте плавность хода педали акселератора, убедитесь, что заслонка движется синхронно с педалью акселератора и также плавно.
- Измерьте давление топлива в рампе, проверьте работу форсунок и качество факела распыла на кронштейне.
Как найти причину высоких холостых оборотов на дизеле?
На дизеле с электронным впрыском Common Rail, как и на бензиновом инжекторе, начинать искать проблемы нужно с компьютерной диагностики. Следует прочитать ошибки, чтобы выявить явно неисправные датчики, и если таковых не обнаружено, сверить показания мотора на ХХ с нормальными для данной модели. Также следует визуально проверить отсутствие характерных признаков разрыва прокладки ГБЦ.
На дизелях с механическим ТНВД или насос-форсунками для определения причины повышенных оборотов холостого хода необходимо:
- Убедитесь, что настройки ХХ на ТНВД или регуляторе холостого хода правильные.
- Продиагностируйте центробежный регулятор, отвечающий за саморегулировку холостого хода.
- Осмотрите крепление педали акселератора и привода дроссельной заслонки к ТНВД или регулятору скорости. Убедитесь, что они свободно двигаются, не заедают, возвращаются в исходное положение при отпускании педали.