В автомобилях «Калина» первого семейства использовалась механическая КПП, снабжённая соленоидом блокировки задней передачи. Если задняя скорость не включалась, обычно это было вызвано проблемами с электромеханикой. Тогда блокировку просто отключали и работоспособность восстанавливалась. В новой коробке ВАЗ, обозначаемой как «2181», используется другой метод блокировки – механический. Но препятствовать включению задней скорости может не только неисправная блокировка, но и неправильные действия владельца. О том, как нужно эксплуатировать коробку «2181», будет рассказано дальше, и речь пойдёт о периоде обкатки. Именно с ним как раз и связано большинство проблем.
Изучаем устройство КПП ВАЗ-2181
Усилие от рукояти передаётся к двум рычагам выбора передач (см. рис.). Но двигаться эти рычаги могут не как угодно – их траектория ограничена прорезями в решётке «3». Штифт «2» может перемещаться внутри прорезей, а верхняя правая часть решётки закрыта защёлкой «4».
Чтобы открыть защёлку, нужно добиться выполнения следующего условия: автомобиль не должен перемещаться вперёд даже с небольшой скоростью. Рассмотрим, как блокировка работает в действительности:
- Производится остановка;
- Проходит определённое время;
- Блокировка деактивируется.
Чтобы задняя передача стала полностью разблокирована, после остановки авто нужно выждать меньше секунды. А вот начать движение на склоне, включив при этом задний ход, удастся вряд ли. Но если уклон покрытия направлен назад, передача включается сразу же.
Изучаем руководство по эксплуатации
В инструкции, прилагаемой к хэтчбекам и универсалам «Калина-2», сказано следующее:
Перед тем, как включить заднюю передачу, следует выжать сцепление и выждать 3-5 секунд, и только затем можно произвести переключение.
Согласно отзывам, достаточно будет и 3-х секунд. Кстати, блокировка перестаёт действовать не через 3 секунды, а раньше. Но если выполнить переключение сразу, остаётся риск сломать зубья шестерней. Всё это, конечно же, верно только для периода обкатки.
Как говорят сами владельцы, задняя скорость включается идеально и на авто с «нулевым» пробегом. Но от водителя при этом требуется проявлять сноровку: выжав сцепление по максимуму, педаль затем немного отводят назад. Рукоять перемещается в требуемое положение, и педаль полностью отпускают.
А ещё можно выполнить включение «через нейтраль». Этот метод – самый надёжный. Отпустите педаль, когда рукоять находится в нейтральном положении, и получите гарантию возможности перейти к любой передаче. Собственно, метод подходит для любых автомобилей и любых механических коробок. Но касаемо продукции АвтоВАЗа совет звучит так: выдерживайте 3-секундную паузу.
Пара практических советов
Допустим, при попытке включить заднюю скорость рукоять переместилась в требуемое положение не полностью. Тогда ни в коем случае нельзя отпускать педаль сцепления. Выполните переключение «через нейтраль», и избавите себя от проблем в дальнейшем.
Если после включения передачи слышен хруст и скрежет, значит, рукоять всё же не была доведена до требуемой точки. Пугаться того, что шестерни обязательно сломаются, в данном случае не нужно. Просто следуйте предыдущей рекомендации – выполните переключение ещё раз.
Одна или несколько передач могут включаться с хрустом, не чётко, «через раз». В этом случае источником проблем является неисправный узел сцепления. Не нужно обольщаться: если не произвести его ремонт или замену, в негодность придёт и сцепление, и коробка.