Особенности, принцип работы и типы фрикционок

Фрикционные шины

С наступлением зимнего периода многие автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора между шипованными шинами и фрикционными шинами. Шипованная версия давно тестировалась, поэтому многие с подозрением относятся к разным нововведениям. Однако последние нововведения открывают много интересных возможностей. Что такое и как работают фрикционные шины, вы узнаете в следующей статье.

Принцип работы

Фрикционная шина или шина на липучке — это класс зимних шин, которые могут сцепляться с поверхностью льда без металлических вставок. Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора состоит из трения резины и шипованного сцепления, то в резине трения используется только сила трения.

Сцепление колес на дороге сильно зависит от рисунка протектора. Чем больше их количество и общая длина кромок на пятне контакта, тем лучше колесо будет держаться на зимней дороге. Во время разгона задняя кромка блока протектора используется, во время торможения — передняя кромка.

Зимняя шина с подогревом способна растопить структуру льда. Об этом наглядно свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности. Принцип работы протектора на липучке заключается в удалении (поглощении) тонкой пленки воды, которая образуется между ледяной поверхностью и нагретой резиной, в результате чего возникает сухое или полусухое трение.

Толщина водной пленки зависит от температуры воздуха и структуры льда, поэтому сцепление шины с дорогой полностью зависит от погодных условий. Чем ниже температура зимой, тем эффективнее использование фрикционной резины.

Особенности шины на липучке

Фрикционка

Функциональные характеристики липучки обеспечивают особые свойства резины и особую текстуру поверхности шины:

  • большое количество ламелей;
  • мягкость материалов;
  • пористая структура;
  • абразивные микрочастицы.

На всех фрикционных шинах имеется большее количество зазубрин. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которую разделен протектор. Это разделение увеличивает давление на покрытие, что улучшает адгезию. 

Существуют следующие виды ламелей:

  • поперечный;
  • диагональ;
  • зигзаг.

Протектор на липучке, как и любой другой самоочищающийся протектор, снабжен проушинами. Отличие заключается в более высокой плотности расположения, что положительно сказывается на пробеге, позволяя использовать большее количество ламелей. Это края канавок, которые удерживают шину вместе, и в сочетании с большой глубиной протектора образуется большое и стабильное пятно контакта.

Под тяжестью автомобиля в колодках протектора расходятся канавки, которые буквально прилипают к заснеженной дорожной поверхности. Когда вы покидаете зону контакта с дорогой, канавки сходятся, и шина очищается, вытесняя лед и снег.

Но фольга — далеко не единственное важное условие. Сколько бы их ни было, максимальную эффективность сцепления может обеспечить только пористая структура резины. Именно она впитает воду, когда она попадет в дорогу.

Резиновая композиция на липучке содержит смесь криосилана с диоксидом кремния, поэтому она не становится жесткой при низких температурах, а большое количество микропор удаляет водную пленку. На молекулярном уровне каждая пора шины взаимодействует с поверхностью дороги по принципу присоски, которая обеспечивает не только эффективное сцепление с дорогой, но и короткий тормозной путь.

При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц органического и неорганического происхождения. Эти абразивные материалы работают как миниатюрные резцы, которые только улучшают фрикционные свойства.

Типы

Разновидности фрикционных шин

В зависимости от эксплуатационных характеристик фрикционные шины подразделяются на скандинавские и европейские. Это условное деление, на шине такой отметки нет.

Застежка-липучка северного типа от «европейца» отличается следующими характеристиками:

  • Большое количество глубоких реек. По сравнению с европейской, фрикционная резина Nordic имеет канавки, которые проходят почти на всю глубину протектора. Это открывает блоки протектора и имитирует сцепление шины с поверхностью.
  • Нет носика / отверстия для носика.
  • Индекс низкой скорости. «Скандинавы» менее устойчивы на высоких скоростях из-за плотных ламелей и глубокого протектора. Как правило, ограничение скорости колеблется в пределах 160-190 км / ч.
  • Изготовлен из мягкой резины, благодаря которой не теряется эластичность при экстремально низких температурах.
  • Фрикционные шины Nordic рассчитаны на холодные зимы с частыми снегопадами, а шины «европейские» плохо переносят морозы и требуют более мягких условий: чистые дороги, обработанные антифризом.

Характеристики фрикционных шин

Характеристики фрикционных шин

Фрикционные шины были разработаны в Европе, где не только приятная зимняя погода, но и всегда ухоженные дороги

В российских реалиях ведут себя следующим образом:

  • Снежная дорога. На заснеженных поверхностях фрикционная резина ничем не отличается от шипов. На снегу шипы никакой роли не играют, главное — высота проступи.
  • Мокрая дорога. Сцепление лучше впитывает влагу, сокращается тормозной путь. Благодаря большому количеству микропор, которые отводят водную пленку, липучка выигрывает у шипованной резины в сырую погоду.
  • Ледяная дорога. На обледенелой дороге при температуре до -20 ° C липучка проигрывает шипам: ее сцепление на 20% меньше, чем у шипов, пробивающих лед.

После -20 ° C сравниваются характеристики фрикционных и шипованных шин. При такой низкой температуре лед становится прочным, и болт не может его проткнуть или зацепиться. При этом резина на липучке не теряет мягкости и легко прилегает к поверхности.

Нет явного преимущества фрикционной резины над резиной с шипами. Застежка-липучка более универсальна и подходит для владельцев автомобилей, которые большую часть времени проводят в городе и не ездят по сельской местности с ее ледяными особенностями.

Кроме того, с фрикционными шинами вам не нужно беспокоиться об изменении погоды — они хорошо работают весной, когда есть резкие перепады температуры. Для езды по заснеженной местности большинство водителей предпочтут шипы, которые дешевле и безопаснее для бездорожья.

Читайте также:  Самостоятельно меняем тосол в «Калине-2», промываем систему охлаждения
Оцените статью
Лада Калина