В холодное время года необходимо прогревать не только ДВС и АКПП, но и бесступенчатую трансмиссию. Без нагрева корпуса привод может преждевременно выйти из строя. Из-за низких температур эластичность ремня и уплотнений снижается, а вязкость масла увеличивается, что приводит к повышенной нагрузке на привод насоса и повышению давления, из-за чего могут выйти из строя уплотнительные элементы и клапаны гидроблока быть поврежден.
В результате ухудшения рабочих свойств смазки увеличивается и крутящий момент, а также появляются царапины на поверхности конических шкивов и ремня из-за проскальзывания. Чтобы избежать преждевременного износа и дорогостоящего ремонта коробки передач, нужно знать, как прогреть автомобиль с вариатором. Наша статья расскажет об этом подробно.
Нужно ли прогревать вариатор и зачем?
Сам трансмиссионный агрегат при стоянке почти не выделяет тепла, поэтому вариатор в морозы прогревается в основном за счет теплообменника двигателя внутреннего сгорания.
При этом из-за переохлаждения внутри агрегата возникают негативные явления:
- при холодной рабочей жидкости изнашиваются торцевые поверхности ремня или цепи вариатора, что значительно снижает его ресурс;
- повышается вязкость трансмиссионного масла, из-за чего ухудшается его циркуляция, снижаются смазывающие свойства;
- масляный насос, гидроблок, сальники и другие уплотнения перегружены из-за высокой плотности масла;
- снижается эластичность резиновых и полимерных деталей, таких как ремень, уплотнительные кольца, сальники и др.;
- на стыках подвижных элементов, таких как подшипники, шестерни, растут зазоры, из-за чего увеличиваются ударные нагрузки, что особенно нежелательно при недостатке смазки (см выше);
- увеличивается толщина масляного клина, из-за чего ремень или цепь скользят по коническим шкивам, вызывая перетирание;
- уменьшается максимальный крутящий момент, который способна передать трансмиссия, поэтому снижается динамика и скорость автомобиля и увеличивается расход топлива.
Зимой и летом необходимо сначала прогреть вариатор, чтобы рабочая жидкость достигла необходимой вязкости. Особенности процессов, происходящих в вариаторной трансмиссии при различных температурах, подробно описаны ниже.
Как правильно прогревать вариатор зимой?
Прогревать вариатор можно на стоянке и в движении. При температуре от 0 до +10°С прогревать на стоянке необязательно, но желательно. Правильный прогрев привода в холодную погоду включает оба этапа.
Ведь если прогревать только на стоянке, то процесс будет долгим, а при езде условия работы вариатора будут неоптимальными, что ускорит износ.
Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу. Руководствуйтесь временными интервалами, указанными в таблице выше, или температурами вариатора — минимальный порог около +20°С.
В автомобиле с вариатором, подключенным через гидротрансформатор (Renault, Nissan), перевести селектор передач в режим D или R, при включенном стояночном тормозе (ручнике) и прогреть в этом режиме. В автомобиле, где момент в коробке передач передается через фрикционный механизм (автоматическое сцепление), эта манипуляция может не иметь смысла.
Когда температура масла в вариаторе достигнет +20 °С или истечет примерное время прогрева, указанное в таблице, можно начинать движение. Заводиться он должен плавно, не допуская пробуксовок, пробоев, оборотов двигателя более 2 тыс об/мин. Если парковка и проезжая часть засыпаны снегом, а селектор находится в положении L (нижний режим), то лучше включить его, чтобы момент дозировался более плавно и колеса не буксовали при заносе. Начинать нужно плавно, избегая резких нажатий на педаль.
После начала движения первые 10-15 км нужно проехать в плавном режиме, исключая раскрутку ДВС выше 2000 об/мин, резкие разгоны и торможения, заносы. При температуре воздуха ниже -25°С эти меры предосторожности необходимо соблюдать на протяжении всей поездки, так как привод может вообще не выйти на оптимальный режим.
В регионах с холодным климатом, где морозы ниже -10-15°С являются обычными зимними температурами, можно дополнительно утеплить моторный отсек. Для этого используются специальные противопожарные одеяла, шторки радиаторных решеток и другие подобные приспособления. Чтобы ускорить нагрев вариатора, можно изолировать масляный радиатор. Но корпус редуктора не следует оборачивать изоляционными материалами.
При изоляции масляного радиатора от коробки передач нужно контролировать его температуры. Важно поддерживать его рабочий диапазон, не допускать перегрева и вовремя снимать изоляцию, когда становится жарко.
Не рекомендуется менять масло вариатора на зиму для его лучшего прогрева (если не наступил регламентированный срок замены), особенно если речь идет о замене его на менее вязкое. Во-первых, ресурс трансмиссии сохраняется только при использовании жидкостей, регламентированных допусками производителя. Неподходящее масло может повредить устройство. Во-вторых, проводится квалифицированная замена трансмиссионной жидкости на новую с полным удалением остатков старой. При смешивании двух видов масла могут ухудшиться свойства смазочной жидкости и сократится срок службы коробки передач.