Громкий визг или скрип под капотом на холодную обычно является признаком проблем с самим двигателем или агрегатами, включая неправильно отрегулированные зазоры клапанов, изношенный ремень ГРМ, генератор и подшипники помпы. Звук, который исчезает после прогрева, обычно свидетельствует о том, что неисправность находится на начальной стадии и ее еще можно устранить с минимальными вложениями.
О том, как узнать, почему слышен скрип при запуске холодного двигателя и как устранить проблему, вы можете узнать в этой статье.
Почему появляется треск на холодном двигателе?
Во время простоя ДВС масло затекает в картер и тепловые зазоры на стыках деталей при низких температурах выходят за нормативные значения. В первые несколько секунд после запуска двигатель испытывает повышенные нагрузки, из-за чего в холодном двигателе обычно возникает трещина.
Распространенным виновником звуков являются детали газораспределительного механизма:
- растянутая цепь ГРМ;
- изношенные шестерни шкивов коленвала и распредвалов;
- натяжитель цепи или амортизатор;
- натяжитель ремня ГРМ;
- неисправные гидрокомпенсаторы, неправильно подобранные шайбы и другие детали для регулировки зазоров клапанов;
- распределительный вал издает холодный скрип после запуска двигателя, если на его элементах есть износ;
- шкив распредвала с неисправным механизмом управления в двигателях с изменяемыми фазами газораспределения (VVT, VTEC, VVT-I, Valvetronic, VANOS и другие подобные системы).
Навесное оборудование также может быть источником скрипа и дребезжания на морозе:
- изношенные или несмазанные подшипники генератора;
- повреждены насос гидроусилителя руля и компрессор кондиционера;
- подшипник помпы охлаждения;
- критично изношенный пыльник бендикс;
- защита выпускного коллектора, резонирующая с вибрацией двигателя, на холодную может издавать металлические скрипы и щелчки.
В самом двигателе проблема кроется реже, но при большом пробеге, несвоевременном и некачественном обслуживании на морозе могут треснуть:
- элементы поршней бьют по цилиндрам из-за увеличенных зазоров;
- поршневые пальцы — по той же причине;
- износ коренных подшипников.
Помимо двигателя источником холодного скрипа иногда становится трансмиссия:
- ведомый диск сцепления, у которого просели пружины демпфера или есть износ его окон;
- изношены подшипники первичного вала коробки передач;
- шестеренчатые подшипники на вторичном валу коробки передач;
- недостаточное давление масла в коробке передач.
Даже если скрип слышен только при запуске холодного двигателя, а после его прогрева исчезает, нужно убедиться в отсутствии неисправностей. В противном случае износ деталей будет прогрессировать до тех пор, пока неисправный узел не выйдет из строя.
Определить, является ли источник подкапотного скрипа холодным, можно по характеру звука, его местоположению и условиям, в которых он проявляется.
На некоторых автомобилях теплозащитный экран выпускного коллектора может вызывать скрип, стук или дребезжание в холодную погоду. При нагревании немного расширяется, перестает касаться трубок, и звук пропадает. Опасными последствиями проблема не грозит, но для избавления от звука можно немного согнуть щиток.
Как определить откуда идет треск при холодном пуске?
Важен не только характер, но и место, откуда распространяются странные звуки. Для выявления источника проблемы в первую очередь необходимо определить, откуда исходит скрипящий шум при запуске холодного двигателя, открыв капот и прислушавшись к работе двигателя и агрегатов.
Инструментом, который поможет определить местонахождение источника трески, станет стетоскоп.
- Треск под клапанной крышкой, возникающий чаще, чем частота вращения коленчатого вала и исчезающий через несколько секунд после холодного пуска, свидетельствует о проблемах с фазировкой. Проблема должна решиться, но это не критично, так как фазорегулятор удерживается в рабочем положении давлением масла на работающем двигателе.
- Металлический стук под клапанной крышкой обычно является признаком того, что гидрокомпенсаторы или плохо отрегулированные клапаны трескаются при нагревании.
- Звук клапанов и гидрокомпенсаторов легко спутать со свистом топливных форсунок, которые расположены рядом с клапанной крышкой.
- Металлический шум на стороне впуска может указывать на изношенные топливные форсунки или неисправный топливный насос. Чаще всего трескаются дизельные форсунки, так как они там работают под более высоким давлением.
- Ритмичный треск или звуковой сигнал, синхронизированный с работой двигателя, исходящий со стороны привода ГРМ, свидетельствует о недостаточном натяжении цепи, износе или неисправности натяжителя/амортизатора.
- В двигателях с зубчатым ремнем источником шума становится подшипник натяжителя.
- Когда звук исходит из глубины двигателя, наблюдается потеря мощности, ухудшение динамики автомобиля, проблема может быть связана с поршнями или шатунами (кольца, пальцы, рубашки).
- Скрипящий и дребезжащий звук со стороны стартера, слышимый только при пуске в момент поворота ключа или нажатия кнопки «Пуск», свидетельствует о подклинивании или износе стартера, либо о выработке венца. Если есть возможность, можно попробовать завести машину без помощи стартера (на склоне, на буксировке и т.п).
- Если холодный скрип появляется только при выжатом сцеплении для облегчения запуска, это свидетельствует об износе выжимного подшипника. Необходимо как можно скорее устранить дефект, так как в случае разрушения включить трансмиссию будет невозможно.
- Если скрип и шум, наоборот, отсутствуют при выжатом сцеплении, но появляются при его отпускании, проблема в коробке передач или диске сцепления.
- Определить, что звук исходит от генератора, можно сняв ремень. Источником скрипа обычно являются изношенные подшипники полуоси, с которых удалена смазка.
- Если компрессор кондиционера, подключенный муфтой, скрипит, то при выключенной системе кондиционирования звука не будет.
- Тихий, ровный скрип насоса гидроусилителя руля в мороз может быть нормой для некоторых автомобилей, особенно в холодном климате.
По характеру появления можно косвенно судить о степени опасности трески. Если вы раньше ничего подобного не слышали, звук стал появляться внезапно и отчетливо, то с диагностикой и ремонтом лучше не затягивать.