Чтобы легко переключаться между скоростями, в автомобиле Niva стоит сцепление с гидроприводом. Это достаточно важная часть механизма, обеспечивающая нормальную работу коробки передач. Так как данный узел используется постоянно, он со временем приходит в негодность, поскольку детали изнашиваются или ломаются. Тогда и может потребоваться замена сцепления.
Процедура эта достаточно сложная, поэтому многие предпочитают делать её у специалистов. Однако если есть желание сэкономить средства, а заодно и научиться менять узел своими руками, то эта статья поможет разобраться в неполадках и осуществить самостоятельную замену сцепления.
Функционал и неисправности сцепления
Как мы уже отметили, сцепление работает как прерыватель связи между трансмиссией и коробкой переключения передач. Это необходимо для того, чтобы нормально переключать скорости и плавно трогаться с места.
Если вкратце, то принцип работы узла таков:
- Вы нажимаете педаль, в результате с помощью гидропривода приводите в действие специальную вилку;
- В результате давления вилки осуществляется «уход» выжимного подшипника в сторону мотора;
- Благодаря этому пружины в корзине сцепления сжимаются, прерывая связь между двумя дисками — ведомым и ведущим;
- В результате оказывается прервана передача крутящего момента с мотора на коробку.
Так как пользуемся мы данной педалью часто, износ и деформация деталей приводит к некорректной работе узла или его поломке.
Насторожиться нужно, если вы заметили такие признаки:
- Пробуксовка;
- Посторонние звуки, шум при нажатии педали;
- Сцепление перестало выключаться;
- Вы ощущаете вибрацию при нажатии или слышите сильный стук;
- Ощущается «провал» педали в момент нажатия.
Всё вышеописанное свидетельствует о том, что отдельные части узла изношены, деформированы или он сам вышел из строя. Многие владельцы автомобиля Шевроле Нива предпочитают отдать его на диагностику, чтобы точно определить причину некорректной работы узла. Если причина в засоре цилиндров или любой другой небольшой неисправности, менять сцепление целиком не понадобится. Достаточно заменить нужную часть узла.
Снятие и установка
Если всё же требуется полная замена, то вам стоит подготовить новый узел, а также набор ключей и отвёртки. Кроме этого, после замены потребуется центровка, поэтому вам понадобится обычный маркер и правка для центровки (можно использовать первичный вал коробки передач).
Если времени и желания на диагностику у автомеханика нет, в процессе разбора можно определить повреждение или износ частей узла и заменить непосредственно их вместо полного снятия и замены сцепления. Итак, как поменять сцепление на Ниве собственноручно? Для начала проведем диагностику.
Процесс выглядит следующим образом:
- Ставим машину так, чтобы к ней был доступ снизу;
- Снимаем КПП;
- Демонтируем выжимной подшипник и оцениваем его состояние. Если деталь исправна, она будет хорошо вращаться. Кроме того, не должно быть признаков подтекания смазки. Если подшипник исправен, продолжаем разбор дальше;
- С помощью маркера нужно отметить, как расположена корзина сцепления по отношению к маховику силовой установки;
- С помощью ключа на 8 отворачиваем крепления корзины к маховику. Перед этим зафиксируйте его, чтобы не поворачивался;
- Снимаем оба диска, ведомый и ведущий;
- Осматриваем фрикционные накладки. Они не должны иметь повреждений. Если видите трещины или другие признаки деформации, попробуйте поменять ведомый диск — возможно, причина неисправного сцепления кроется в нем;
- Проверяем пружины и шлицы диска.
Если по результатам проверки решено установить новое сцепление, то нужно поставить новые диски и перед их затяжкой отцентровать с помощью специальной оправки или первичного вала КПП. Затем узел собирается в обратном порядке.
Как отрегулировать сцепление
После того как поменять сцепление на Ниве Шевроле удалось, необходимо его отрегулировать. Сделать это можно также своими руками. При этом вам все равно потребуется помощник, одному это делать неудобно.
Для начала прокачиваем гидропривод:
- Подготовьте тормозную жидкость, ключ на 10, чистую ёмкость и гибкий шланг или трубку, совпадающую по внутреннему диаметру со штуцером;
- Залейте в бачок в пространстве под капотом жидкость так, чтобы она дошла до нижней кромки горловины;
- Подсоедините шланг к клапану рабочего цилиндра, второй конец шланга опустите в ёмкость с тормозной жидкостью так, чтобы он был в нее погружен;
- Помощник должен резко нажать на педаль сцепления четыре или пять раз, соблюдая интервал между нажатиями около 2-3 секунд;
- Вы при этом открываете клапан прокачки и следите за выходом смеси с пузырьками воздуха в ёмкость с жидкостью;
- Как только жидкость перестает течь из трубки, штуцер нужно завернуть, а педаль отпустить.
Так повторяется до тех пор, пока вы не увидите, что воздушные пузыри перестали появляться в жидкости.
Регулировка же осуществляется так:
- Подготовьте ключи на 17, 13,10, маркер или карандаш и пассатижи;
- Обеспечьте себе доступ к авто снизу;
- С помощью ключа «десятки» отверните контргайку ограничителя хода педали сцепления;
- Вращайте ее, чтобы выставить свободный ход был не более 2 мм и не менее 0,4;
- После этого затяните обратно;
- Снизу машины нужно снять пружину оттяжки вилки сцепления с помощью пассатижей;
- Маркер опереть в нижний крепеж рабочего цилиндра;
- Отметить положение напротив вилки и правее на пять мм;
- При отводе вилки назад до упора она должна соответствовать меткам. При необходимости отрегулируйте это с помощью вращения контр-гайки.
После всех работ нужно обязательно проверить работу сцепления Шевроле до выезда.