Обзор автомобиля ГАЗ 5312 — технические характеристики, модификации

Газ 5312 Отечественный автопром

Этот автомобиль прочно ассоциируется с советским народным хозяйством, свежим хлебом, сельхозработами и советскими автошколами. Именно на Газ 5312 до недавнего времени, а кое-где и сегодня, проходят обучение и практикуются желающие получить грузовую категорию С. Газон стал настолько обыденным, что мы и не задумываемся, какая у него интересная история, и какие у него могли бы быть модификации, если бы автопром был немного попроворнее.

Борьба за полуторку

Газ 51А всем был хорош и всех устраивал. Его огромный расход бензина и довоенная конструкция с нижнеклапанным двигателем Додж нисколько не смущала ни автохозяйства, где он работал, ни тем более, производителей и руководство. Самые изобретательные водители ставили на маломощный 70-сильный мотор карбюраторы от Газ-12 (Зим), в результате чего расход еще больше увеличивался и достигал космических 40 литров на сотню, зато мощность увеличивалась значительно. Некоторые источники говорят о прибавке в 20 сил, но верится в это мало.

Рано или поздно, 51-й все-таки требовал замены, и на заводе это прекрасно понимали. Понимали и в НАМИ, поэтому активно занимались поисками конструктивных решений для постройки похожего по характеристикам автомобиля. Скажем сразу, что все титанические усилия талантливейших конструкторов пошли прахом.

Газ 5312

Многолетняя работа по созданию практичного грузовика для народного хозяйства вдребезги разбилась о бюрократический барьер, который преодолеть не смогли ни НАМИ, ни конструкторы самого завода. В отличие от прекрасных разработок, которые стоят отдельного рассказа, хозяйства страны получали на протяжении 50 лет тот же самый Газ 51 с незначительными изменениями. Газ 5312 — характерный тому пример.

Пятьдесят третий, как венец прогресса

Полного ухода от конструкции Газ 51 так и не получилось. Газ 56, который планировался для массового выпуска еще в 60-х, так и не добрался до конвейера, зато у завода появился новый отличный двигатель Змз 53. Восьмицилиндровый V-образный мотор мог развивать целых 120 лошадиных сил при 4,2 литрах объема, что для 60-х годов было более, чем прогрессивно.

Если бы не бюрократическая волокита, он мог бы появиться на несколько лет раньше, и тогда, возможно, все развивалось бы по-другому. Появились бы автомобили бескапотной компоновки, Газ 66 имел бы еще несколько работоспособных модификаций и вышел бы на десяток лет раньше, но…

Закончилось все тем, что на шасси 51-го просто установили кабину нового семейства Газ 52/53, и только спустя 10 лет под капот грузовика попал этот мотор. Спасибо и на этом. Благодаря значительному увеличению мощности и смене главной передачи, а также еще нескольким незначительным изменениям, на свет появился полноценный Газ 53 — грузовик с достаточно мощным, экономичным и надежным двигателем, косозубыми малошумящими шестернями в КПП, измененной тормозной системой, более современной, хотя и спартанской кабиной. Так автомобиль выходил с конвейера под индексом Газ 53А, до тех пор, пока его не сменил 5312.

Газ 5312 и его отличия

Газ 5312 технические характеристики которого приведены в таблице, по сути остался тем же 53-м газоном. Более того, на его базе до самого конца производства выпускался 52-й, который по сути повторял конструкцию Газ 51, но имел новую кабину. Оставили даже старый редуктор главной передачи червячного типа, прямозубую коробку передач и нижнеклапанный мотор.

Газ 5312

В 1982 году с передней панели 53-го газона исчез знак качества. Был ли этот какой-то символ, или просто у советов был дефицит пластмассы, доподлинно неизвестно, но сразу после этого завод делает модернизацию автомобиля и в 1983 году появляется Газ 5312.

Внешне — копия старой модели, но некоторые изменения внесены были:

  • модернизировали двигатель, теперь он маркировался ЗМЗ 5311,
  • была усилена конструкция задней подвески,
  • рама получила дополнительные усилители,
  • в рессоры добавили лист,
  • убрали накладку с переднего бампера.

Позже, в 1986 году новый индекс автомобиля подкрепился внешним обновлением — была изменена облицовка радиатора и на 52-й и на 53-й модели, только на 5312 передняя штампованная облицовка красилась в белый и светло-серый цвет, а на 52-м окрашивалась в цвет кабины. Примерно в это же время автомобиль получил новый вариант окраски — синий.

Модификации Газ 5312

Что получил автомобиль вместе с новым индексом? Немного, но на новый индекс тянет. Грузоподъемность удалось увеличить до 4 тонн за счет изменений в подвеске и конструкции рамы, а двигатель позволил экономить 10% бензина, по сравнению с прошлой моделью. Также в разное время появлялись другие внешние изменения. На машину устанавливали зеркала заднего вида в пластиковом корпусе, цветные подфарники, новые задние фонари, как у Камаза, а салон, фактически, так и остался приветом из далеких 50-х.

Газ 5312

Общие данные

  1. Тип автомобиля — двухосный грузовой автомобиль с приводом на заднюю ось.
  2. Грузоподъемность, кг — 4500.
  3. Наибольшая полная масса прицепа*, кг — 3500.
  4. Полная масса автомобиля, кг — 7850.
  5. Масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг — 3200.
  6. Габаритные размеры автомобиля, мм:
  • длина — 6395.
  • ширина — 2380.
  • высота (по кабине без нагрузки) — 2220.
  1. Колея передних колес (на плоскости дороги), мм — 1630.
  2. Колея задних колес (между серединами двойных скатов), мм — 1690.
  3. Дорожный просвет автомобиля (под картером заднего моста), мм — 265.
  4. Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м — 8.
  5. Наибольшая скорость с полной нагрузкой на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч — 90.

Контрольный расход топлива при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвертой передаче, с постоянной скоростью 60 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием и короткими подъемами, не превышающими 0,5°, л/100 км — 19,6**.

Путь торможения автомобиля с полной нагрузкой, без прицепа, движущегося со скоростью 50 км/ч на горизонтальном участке сухой дороги с усовершенствованным покрытием, при приложении усилия к тормозной педали в 70 даН (70 кгс), м — 25.

Углы свеса (с нагрузкой), град:

  1. Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, проц. — 25.
  2. Погрузочная высота платформы, мм — 1350.

* Допускается буксирование двухосного прицепа с инерционно-гидравлическим приводом тормозов.

** Приведенный расход топлива не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля. Расход топлива определен для автомобиля с радиальными шинами.

Двигатель

  • Тип — 4-тактный, карбюраторный, бензиновый.
  • Число и расположение цилиндров — 8, V-образное.
  • Диаметр цилиндров, мм — 92.
  • Ход поршня, мм — 80.
  • Рабочий объем, л — 4,25.
  • Степень сжатия — 7,6.
  • Номинальная мощность (с ограничителем) при 3200 об/мин., кВт (л. с.) — 92 (125).
  • Максимальный крутящий момент при 2000-2500 об/мин., даН*м (кгс*м) — 294 (30).
  • Порядок работы цилиндров — 1-5-4-2-6-3-7-8.
  • Направление вращения коленчатого вала — Правое.
  • Подогрев рабочей смеси — Жидкостной.
  • Система смазки — Комбинированная.
  • Охлаждение — Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом. В системе охлаждения имеется термостат.
  • Карбюратор — К-135, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком.
  • Ограничитель частоты вращения — Пневмоцентробежного типа.

Газ 5312

Трансмиссия

  • Сцепление — Однодисковое, сухое.
  • Коробка передач — Трехходовая, 4-ступенчатая.
  • Передаточные числа — 1 передача — 6,55, 2 передача — 3,09, 3 передача — 1,71, 4 передача — 1,0, задний ход — 7,77.
  • Карданная передача — Открытого типа. Имеет два вала и три карданных шарнира с игольчатыми подшипниками. Снабжена промежуточной опорой.
  • Главная передача — Коническая, гипоидного типа. Передаточное число 6,17.
  • Дифференциал — Конический, шестеренчатый.
  • Полуоси — Полностью разгруженные.

Ходовая часть

  1. Колеса — Дисковое, с ободом 6,0Б-20 (152Б-508) с разрезным бортовым кольцом.
  2. Шины — Пневматические радиальные размером 8,25R20 (240R508) и диагональные размером 8,25-20 (240-508).

Давление воздуха в шинах, кПа (кгс/см 2 ):

  • передних колес — 390 (4,0).
  • задних колес — 620 (6,3).
  • передних колес — 280 (2,8).
  • задних колес — 500 (5,0).

Установка передних колес — Угол развала колес 1°. Угол бокового наклона шкворня 8°. Угол наклона нижнего конца шкворня вперед 2°30′. Схождение колес 0-3 мм.

Рессоры — Четыре — продольные, полуэллиптические. Задняя подвеска состоит из основных и дополнительных рессор.

Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля.

Рулевое управление

  • Тип рулевого механизма — Глобоидный червяк с трехгребневым роликом.
  • Передаточное число — 21,3 (среднее).
  • Рулевые тяги — Трубчатые, шарниры нерегулируемой конструкции.

Газ 5312

Тормозное управление

  • Рабочая тормозная система — Двухконтурная с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем в каждом контуре. Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа.
  • Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы.
  • Стояночная тормозная система — С механическим приводом к тормозному механизму, расположенному на трансмиссии.

Электрооборудование

  • Система проводки — Однопроводная, минус соединен с корпусом.
  • Номинальное напряжение в сети, В — 12.
  • Регулятор напряжение — 22.3702.
  • Аккумуляторная батарея — 6СТ-75.
  • Катушка зажигания — Б116.
  • Свечи зажигания — А11-30.
  • Транзисторный коммутатор — 13.3734-01.
  • Добавочный резистор — 14.3729.
  • Фара — ФГ122БВ или 522.3711.
  • Передние фонари — ПФ130.
  • Задние фонари — ФП130, ФП130Б.

Кабина и платформа

Кабина — Металлическая, двухместная, двухдверная.

Платформа — Деревянная с металлическим каркасом. Откидные борта — задний и оба боковых.

Размеры платформы внутренние, мм:

  • длина — 3740.
  • ширина — 2170.
  • высота бортов — 610.

Газ 5312

Данные для контроля и регулировки

  • Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе (температура 15-20 °C), мм — 0,25-0,30.
  • Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных 1 и 8, выпускных 4 и 5 цилиндров) устанавливать зазор, мм — 0,15-0,20.
  • Зазор между электродами свечей, мм — 0,85-1,0.
  • Прогиб ремней вентилятора и генератора при нагрузке 4 даН (4 кгс), мм — 10-15.
  • Свободный ход педали тормоза, мм — 8-14.
  • Свободный ход педали сцепления, мм — 35-45.
  • Угол свободного поворота рулевого колеса, град., не более 5*-25.
  • Регулируемое напряжение, В — 13,8-14,6.

* Для автомобилей в пределах гарантийного периода.

Этот автомобиль прочно ассоциируется с советским народным хозяйством, свежим хлебом, сельхозработами и советскими автошколами. Именно на Газ 5312 до недавнего времени, а кое-где и сегодня, проходят обучение и практикуются желающие получить грузовую категорию С. Газон стал настолько обыденным, что мы и не задумываемся, какая у него интересная история, и какие у него могли бы быть модификации, если бы автопром был немного попроворнее.

Оцените статью
KALINA-2
Добавить комментарий

Adblock
detector