Как выбрать тосол: тонкости и нюансы

Будьте внимательны при покупке тосола. Лучше отдавать предпочтение проверенным брендам, несмотря на то, что их продукция может быть несколько дороже менее известных аналогов.

Цвет охлаждающей жидкости должен быть голубым. Красный тосол имеет смысл брать, только если автомобиль эксплуатируется на Крайнем Севере.

Присмотритесь к канистре. Она должна иметь ровную, не кривую, наклейку, где указаны все необходимые данные вроде состава жидкости и названия производителя (вместе с адресом производства). Соблюдение этого правила обезопасит вас от грубой подделки, хотя и не гарантирует покупку качественного товара.

Тосол токсичен, и поэтому при работе с ним крайне желательно одевать резиновые перчатки и стараться не вдыхать его пары. Если он прольется, это место надо протереть ветошью или любой х/б тряпкой, иначе может начаться коррозия.

Инструменты и материалы:

  • 10 л. тосола (возможно, останутся излишки, но лучше иметь небольшой запас);
  • емкость для слива объемом 10 л;
  • гаечные ключи на 10 и 8;
  • крестовая отвертка;
  • головка или ключ на 13.

Если есть возможность, найдите себе ассистента, который поможет вам на одном из этапов.

Как поменять тосол на ВАЗ 2109

В идеале замена тосола на ВАЗ 2109 проводится на яме, но если ее нет, сгодится и любая ровная поверхность.

1) Ключом на 10 снимите клеммы с аккумулятора и переведите ручку управления краника печки в крайнее правое положение.

2) Откройте крышку расширительного бачка.

3) Выкрутите болты крепления защиты картера (если она есть) и снимите ее.

4) Приготовьте емкость, а затем открутите сливную пробку радиатора. Подождите, пока жидкость вытечет.

5) Передвиньте емкость, возьмите головку или ключ на 13, а потом выкрутите сливную пробку в блоке.

6) Тосол вытек? Закрутите все пробки и переходите к карбюратору. С помощью отвертки ослабьте хомут, крепящий шланг подогрева, после чего отсоедините этот шланг (см. фото, указан красной стрелкой).

7) У инжекторного двигателя надо найти дроссельный узел и ослабить винт, крепящий шланг подачи жидкости (красная стрелка на фото), затем отсоединить этот шланг (синяя стрелка).

8) На этом этапе желательна помощь ассистента. Пока вы будете заливать новый тосол, он должен следить за штуцером, откуда был снят шланг. Как только из него начнет капать охлаждающая жидкость, помощнику надо как можно быстрее установить шланг обратно. Впрочем, это можно сделать и самому, хотя процесс и займет больше времени.

9) Шланг на месте? Отлично, долейте тосол до отметки MAX на бачке, а затем установите клеммы и заведите мотор, чтобы он поработал вплоть до включения вентилятора или хотя бы до открытия термостата. Заодно проверьте, как работает печка. Затем глушите его и осмотрите систему охлаждения на предмет течей. Если все нормально, то вам осталось только долить тосол до отметки (при необходимости), но делать это нужно исключительно на остывшем моторе, иначе горячая жидкость фонтаном польется наружу, как только вы откроете крышку бачка.

В заключение заметим, что если все сделано правильно, то никакие дополнительные манипуляции не понадобятся. Однако если слитый тосол оказался коричневого цвета, систему охлаждения лучше промыть (водой или специальным средством), а только потом заливать новый.

охлаждайка Система охлаждения мотора «девятки» представляет собой замкнутый контур, по которому принудительно циркулируется рабочее тело – жидкость (ОЖ). Основными элементами контура являются расширительный бачок, два радиатора, лопастной насос центробежного типа, термостат и патрубки.

Когда же стоит думать о замене?

Утвержденный заводом-изготовителем график, указывает, что замена тосола на ВАЗ 2109 должна производится:

  • 1 раз в три года вне зависимости от пробега;
  • через каждые 60 тыс. км. пробега независимо от времени эксплуатации.

Целесообразность осуществления операции актуальна при проведении работ ремонтно-восстановительного плана с элементами «охлаждающего» контура, подготовка к которым предусматривает слив ОЖ. К таким работам можно отнести замену:

  • радиатора отопителя или теплообменника системы охлаждения;
  • термостата;
  • расширительного бачка;
  • центробежного насоса;
  • датчик температуры тосола.

Опытные механики не рекомендуют откладывать процесс смены тосола на длительное время. Потеря антикоррозионных и моющих свойств, снижение плотности жидкости способны привести к серьезным последствиям, требующим значительно больших капиталовложений, нежели операция по замене ОЖ.

Необходимые принадлежности

Произведение операции по обслуживанию системы охлаждения мотора возможно при наличии не менее 8 литров специального состава. В сервисной книге специалистами Lada отображен перечень подходящих ОЖ:

  • Тосол АМ;
  • «ОЖК ЛЕНА»;
  • «ЛЕНА-40»;
  • Тосол А-40М;
  • SPEKTROL ANTIFREEZE;
  • AGIP ANTIFREEZE EXTRA;
  • Glisantin G 03.

В роли приспособлений выступают рожковый ключ на «13», отвертка и тара для слива тосола объемом не менее 8 л.

Технология замены тосола на инжекторных ВАЗ 2109 своими руками

Концепция замены предусматривает слив отработанного состава через специальные отверстия и заполнение системы новым тосолом. Конструкторами предусмотрены два сливных отверстия в системе охлаждения «вазовских» моторов:

  • на левом торце основного радиатора;
  • на передней стенке блока цилиндров.

Проведение замены тосола на моторах ВАЗ 2109 не представляется возможным без предварительного демонтажа модуля зажигания, расположенного на лицевой поверхности блока цилиндров:

  • снять «минусовую» клемму с АКБ;
  • отсоединить провода от свечей зажигания;
  • демонтировать колодку проводов питания модуля зажигания;
  • отвернуть болты, фиксирующие модуля относительно блока цилиндров и картера сцепления;
  • ослабить болт левого верхнего крепления передней опоры мотора;
  • вывести из-под болта кронштейн модуля;
  • изъять из моторного отсека модуль с проводами.

Слив отработанного тосола производится по методике:

  • открыть кран отопителя;
  • соединить расширительный бачок с атмосферой, открутив крышку (при таких условиях обеспечивается быстрое вытекание жидкости из системы);
  • подставить тару и отвернуть пробку в левом нижнем углу радиатора мотора, дождаться окончания стекания жидкости;
  • отвернуть сливную гайку на блоке цилиндров и слить ОЖ из «рубашки».

К сведению. Если сливаемая жидкость грязна и богата на различные включения, систему следует промыть обычной водой:

  • закупорить отверстия для слива;
  • залить воду через расширительную емкость и закрыть ее;
  • завести мотор на 3-4 минуты;
  • заглушить и слить.

Операция повторяется до тех пор, пока отработанная вода не будет чистой.

Изъяв из системы всю жидкость, следует:

  • установить всю сливную арматуру обратно;
  • смонтировать модуль зажигания в обратной последовательности;
  • связать «массу» автомобиля с АКБ;
  • залить новый тосол через расширительный бачок (см. ниже технологию заполнения);
  • запустить двигатель на 1-2 минуты;
  • долить ОЖ и закрыть расширительный бачок;
  • прогреть двигатель до момента срабатывания вентилятора охлаждения и заглушить;
  • при необходимости добавить ОЖ до виртуальной средней отметки (между MIN и MAX).

Особенности технологии замены ОЖ

замена жидкости Процедура замены отработавшего тосола на ВАЗ 2109 таит в себе весомый «подводный» камень: в процессе заполнения системы новым составом высока вероятность появления воздушных пробок. При первом же прогреве двигателя после замены ОЖ необходимо следить за температурой мотора:

  • стрелка температуры ОЖ приближается к красной зоне, а вентилятор охлаждения не сработал и дует холодный воздух из печки – в системе воздушная пробка;
  • из печки поступает горячий воздух, но не срабатывает вентилятор при положенной температуре (около 105-107 градусов) – неисправен вентилятор;
  • уровень жидкости в расширительном бачке имеет тенденцию к росту.

Избежать появления воздушной пробки поможет правильная методика заполнения системы жидкостью:

  • залить в расширительный бачок антифриз (допускается полное заполнение емкости);
  • отсоединить шланг подачи состава от штуцера подогрева дроссельного узла;
  • доливать состав по мере опустошения расширительного бачка;
  • при наличии явления вытекания жидкости из штуцера подогрева дроссельного узла одеть шланг подачи тосола (возможно, понадобится создать небольшое давление в бачке (достаточно одного-двух глубоких выдохов в бачек);
  • закрыть бачок.

Коротко о замене

Процесс замены тосола на моторах ВАЗ 2109 производится или 1 раз в три года, или 1 раз в 60 тыс. км, или (целесообразно) при проведении ремонтных работ с агрегатами системы охлаждения. Маршрут операции выглядит так:

  • снять модуль зажигания (на инжекторных моделях);
  • слить отработанный антифриз;
  • отсоединив шланг подачи ОЖ к дроссельному узлу (инжектор) или к карбюратору, залить новый состав через расширительный бачок;
  • запустить мотор на 1-2 минуты;
  • проверить и, при необходимости, долить антифриз;
  • запустить и прогреть двигатель до температуры срабатывания вентилятора (105-107 градусов);
  • заглушить двигатель, осмотреть систему на предмет отсутствия подтеков, при необходимости – долить тосол до среднего уровня.

ВАЗ 2109 замена тосола

Двигатель автомобиля работает, постоянно вырабатывая много энергии и повышая температуру. Чтобы он работал стабильно, умные люди придумали жидкостную систему охлаждения.
В этой системе периодически необходимо менять охлаждающую жидкость. Этим сейчас и займемся.
Данная инструкция по замене тосола на автомобиле ВАЗ 2109 поможет вам поменять тосол прямо в своем гараже своими руками и не ехать на СТО, не платить за ремонт. Фото и видео подскажут, как делать правильно.

  • Когда необходимо проводить замену тосола?
  • Что выбрать?
    1. Тосол
    2. Антифриз
    3. Вывод
    4. Меняем тосол сами
      1. Инструменты и приспособление
      2. Слив тосола
      3. Промывка системы охлаждения
      4. Заливка тосола
      • Завершение процесса

      Когда необходимо проводить замену тосола?

      Заменить тосол ВАЗ 2109 нужно вовремя

      • Этот вопрос не стоит упускать из виду в любом случае. Потому что если тосол будет непригоден, то двигатель не будет должным образом охлаждаться.
      • Если двигатель не охлаждается в нужной степени, то могут быть проблемы с системой охлаждение (выйдет из строя частично) и придется менять запчасти.
      • В худшем случае двигатель может закипеть – это совершенно ничего хорошего не сулит вам и вашему автомобилю.
      • Таким образом – двигатель должен хорошо охлаждаться, а особенно зимой. Зимой чаще всего возникают проблемы с системой охлаждения.
      • В виду этого факта, лучше приготовиться заранее. То есть осенью необходимо поменять тосол.
      • Желательно менять тосол каждую осень ближе к зиме. Также следует менять поврежденные или близкие к выходу из строя части системы охлаждения двигателя автомобиля.

      Обратите внимание! Менять каждый год тосол особенно рекомендуется на старых автомобилях, так как там больше вероятности загрязнения ржавчиной радиатора и прочих деталей системы охлаждения.

      • Также при обнаружении ржавого тосола в системе охлаждения автомобиля крайне необходимо промыть систему. Об этом будет упоминаться далее.

      Что выбрать?

      Многие владельцы автомобилей нередко задаются вопросом выбора охлаждающей жидкости – тосол или антифриз: что же лучше? Давайте, не вдаваясь в глубокие истины, попытаемся разобраться, что к чему.

      Тосол

      • По сути, все охлаждающие жидкости являются и называются антифризами. И тосол – не исключение из правил.
        На самом деле тосол – это просто название одного из видов антифриза, разработанных в нашей местности, для нашей местности и для наших автомобилей.
      • По своим эксплуатационным качествам и характеристикам тосол во многом уступает другим антифризам.
      • Цена на тосол гораздо ниже, чем на другие охлаждающие жидкости.
      • Тосол более распространен среди автомобилей отечественного производства.

      Антифриз

      • Антифризов в мире очень и очень много. Они различаются по составу, основе, цвету и так далее.
      • Различные антифризы включают в свой состав различные специальные присадки, помогающие качественнее обслуживать охлаждающую систему автомобиля и в то же время увеличить срок службы самого антифриза.
      • Стоимость антифриза выше тосола, а распространен он достаточно широко.

      Вывод

      Подведем итог. Тосол или другой антифриз?
      Итак:

      • По качествам лучше, несомненно, антифриз.
      • НО тосол гораздо практичнее по нескольким причинам.
      • Тосол был СПЕЦИАЛЬНО разработан под наш климат и наши автомобили.
      • Тосол имеется почти в каждом отечественном автомобилей, проезжающем мимо вас. А это иногда может спасти (в случае поломки на дороге).
      • Тосола вполне достаточно, чтобы автомобиль нормально функционировал, и система охлаждения работала, как положено.

      Практичнее и дешевле (что очень важно) использовать тосол.

      Меняем тосол сами

      Как на ВАЗ 2109 тосол заменить самому? Ответ на этот вопрос рассматривается ниже и до конца статьи. Будьте внимательны.

      Важно! Перед заменой тосола убедитесь, что все детали системы охлаждения вашего автомобиля в работоспособном состоянии и не требуют ремонта. Если это не так, то сначала следует выполнить ремонт поврежденных деталей или их замену, а потом (или попутно) менять охлаждающую жидкость.

      Инструменты и приспособления

      Что же понадобится для того, чтобы замена тосола на ВАЗ 2109 произошла без лишних затрат времени и сил?
      Заготовьте заранее следующее:

      • Тосол или антифриз – 8 литров
      • Емкость для слива (чтобы влазила под машину)
      • Головка на 13, удлинитель и трещотка
      • Либо ключ на 13 (рожковый или накидной)
      • Ключ на 8
      • Ключ на 10
      • Отвертка
      • Лейка

      Заготовили? Можно приступать к работе.

      Слив тосола

      А теперь начинаем сливать тосол. Помните, ремонт автомобиля лучше всего делается на смотровой яме или эстакаде.
      Еще хорошо на подъемнике, то такое явление редко встретишь в гараже:

      Совет! Не забывайте – производить замену тосола следует на холодном двигателе. Ни в коем случае не заливайте холодный новый тосол, если вы только что загнали автомобиль в гараж и он еще не достаточно охладился. Это грозит трещиной в блоке цилиндров.

      • Итак, наш ВАЗ 2109 на яме и готов к сливу тосола.
      • Прежде, чем вы начнете его сливать, возьмите ключ на 10 и обязательно открутите минусовую клемму аккумуляторной батареи, чтобы при слитии тосола не произошло короткое замыкание, и не пришлось потом еще и электрику ремонтировать.
      • Подставьте под машину, заранее подготовленную, емкость для тосола, которая по объему должна быть около 10 литров.
      • На расширительном бачке системы охлаждения снимите крышку.
      • Возьмите головку на 13 с остальными принадлежностями или же ключ на 13 и открутите сливную пробку с блока цилиндров.

      ВАЗ 2109 замена тосола

      Внимание! Держите пробку, чтобы напором охлаждающей жидкости ее не снесло и вы ее не потеряли.

      • После того, как весь тосол оттуда стечет, можно закрутить обратно пробку.
      • Далее необходимо слить тосол с радиатора системы охлаждения.
      • Для этого откручивается пластмассовая пробка, и жидкость так же стекает в емкость для тосола, стоящую под автомобилем.
      • Закрутите пробку обратно – она закручивается и откручивается просто своими руками (никаких приспособлений не требуется).

      Первый этап замены тосола в ВАЗ 2109 завершен – тосол мы слили. Идем дальше!

      Промывка системы охлаждения

      Промывка делается в некоторых случаях. Один из них – это ржавый слитый антифриз.
      Это означает, что система загрязнена, и чистый новый тосол не будет долго таковым оставаться – он быстро придет в негодность.
      Итак:

      • Промывка делается при помощи двух средств: специальной промывки для системы охлаждения или же обычной воды (желательно дистиллированной, но, в крайнем случае, можно и обычной проточной).
      • Промывочная жидкость заливается в систему охлаждения через горловину расширительного бачка системы охлаждения автомобиля.
      • Затем двигатель запускается и автомобиль работает на небольших оборотах в течении десяти минут.
      • Далее следует заглушить двигатель и повторить процесс слития охлаждающей жидкости, который уже был описан выше.
      • Процедуру промывки системы повторяют до тех пор, пока слитая вода не будет более-менее прозрачного цвета или согласно инструкции к специальной промывке системы охлаждения.

      После того, как была промыта система, можно приступать к заливке нового тосола. Кстати, промывка – не обязательный шаг в замене тосола на ВАЗ 2109 и других автомобилях.

      Заливка тосола

      Замена тосола ВАЗ 2109 самому

      • Берем лейку и вставляем ее в горловину расширительного бачка для удобства.
      • Проверяем, чтобы все пробки были затянуты.
      • Помним – важно, чтобы система охлаждения была целая и работоспособная.
      • Постепенно заливаем тосол.
      • После того, как вся система наполнилась, наполните расширительный бачок на половину тосолом.

      Теперь настает самый важный момент всей работы. Необходимо убрать воздух из системы охлаждения.

      • Первое – верхний патрубок охлаждения. Воздух в жидкости, как известно, поднимается вверх.
        Поэтому он скапливается в верхнем патрубке. Чтобы его оттуда извлечь необходимо несколько раз сдавить патрубок рукой, пока не почувствуете, что там находится жидкость.
      • Второе – прокачка системы охлаждения. Это делается следующим образом.
      • При помощи отвертки или ключа на 8 откручивается хомут, крепящий шланг обратного потока к расширительному бачку системы охлаждения (далее обратка).
      • После чего следует закрыть пальцем штуцер, на который надевается обратка, чтобы оттуда не выходил воздух.
      • Далее самое интересное – необходимо дуть в расширительный бачок. Областью лица вокруг рта прижмитесь в заливной горловине и дуйте воздух.
      • Тем самым создается давление – охлаждающая жидкость из расширительного бачка поступает в систему охлаждения, а из обратки выходит воздух.
      • Прекратить эту процедуру следует тогда, когда из обратки польется охлаждающая жидкость.
      • Не забудьте надеть и закрепить хомутом обратку к расширительному бачку.
      • Также следует подсоединить обратно клемму аккумулятора и закрутить пробку расширительного бачка.

      Завершение процесса

      И последнее – это проверка работоспособности системы охлаждения в действии:

      • Заведите двигатель, и пусть немного поработает на средних оборотах.
      • По мере нагревания охлаждающей жидкости в системе (что вы можете наблюдать на приборной панели) из обратки в расширительный бачок будет выливаться охлаждающая жидкость.
      • Выливающая жидкость – признак хорошей работы и успешной замены тосола в ВАЗ 2109.
      • Также не забудьте проверить работоспособность термостата, датчика температуры и вентилятора охлаждения.
      • Когда температура возрастает, термостат должен открыться. Это можно определить по теплой нижней части термостата.
      • Дождитесь включения и отключения вентилятор охлаждения – это значит, что датчик и сам вентилятор работают хорошо.

      Теперь вы знаете, как заменить тосол в ВАЗ 2109. Только после всех этих процедур и контроля можно смело отправляться в путь-дорогу. Счастливого пути!

      «>

      Оставить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

      Мы в социальных сетях