Всем привет, до этого я постил (www.drive2.ru/l/474212219307950101/) запись об истории создания лады Весты.
Сейчас речь пойдёт больше о тех кто создавал Весту и больше не работает на АВТОВАЗе. С одной стороны — это повод задуматься о качестве будущих моделей, а самое главное о новинках, не будет ли завод выпускать ещё 10 лет на базе Весты новые авто, как это было с самарами.
Как же так получилось, что сегодня инженеры и руководители, которые начинали работу над LADA Vesta, не работают на АВТОВАЗе?
Многое можно объяснить борьбой за панель поставщиков. Вернее в выборе этих самых поставщиков комплектующих. В процессе номинации поставщиков на проект были очень серьёзные противоречия с альянсом. Непрозрачные условия номинации, которые прояснялись уже только после реальной номинации, были крайне непопулярными на АВТОВАЗе, но активно лоббировались тогдашним директором по инжинирингу. Руководителям проекта [LADA Vesta] французы говорили: заимствуйте то, что мы применяем на машинах Renault. Можно было конечно и согласиться, но тогда условия должны были быть понятными. В противном случае проект вступает в рискованную финансовую фазу.
Например есть поставщик контроллеров Bosсh или Ителма, а конструкторам говорят: выбирайте другого. Хорошо, но как же программное обеспечение? Французы настаивали: идите и договаривайтесь. А новый поставщик при этом говорит: мы еще подумаем, будем мы вам поставлять или не будем, и за какие деньги будем поставлять. То есть — это большие финансовые риски, неопределенные риски.
Как уже говорилось, заслуга такого неоригинального «подхода» к поставщикам принадлежит бывшему директору по инжинирингу — Алену Дибуану (экс-вице-президент по продуктам и программам АВТОВАЗа. Уволился с завода 1 июня 2015 года — авт.).
С одной стороны Дибуан положительно повлиял на развитие НТЦ, в том числе на обучение, на структурирование работы. С другой стороны он возможно имел цель максимизировать количество поставщиков Renault в проекты АВТОВАЗа. И эта работа была поставлена очень непрозрачно. То есть «затаскивались» импортные поставщики на непонятных условиях. Жертвой поставщиков пали, видимо, Евгений Галкин и Сергей Шпилев (последний заработал на этой борьбе замечательную репутацию в RENAULT и был уволен в 2014 году). Курдюк и Силявин пали жертвой принятого решения по резкой смене поставщика пресс-форм, при этом претензии сформулированы не были, а просто попросили написать заявление.
Интересно, что Дибуан остался на своей позиции, несмотря на то, что решение по выбору поставщика пресс-форм по должности принималось им. Кстати, к моменту ухода Сергей Курдюк уже не был директором по инжинирингу автомобиля, хотя оставался на должности советника.
В 2014 году покинули компанию директор по качеству Фофана (его заслуги в создании системы качества производства и инжиниринга трудно переоценить, и это сказано без какой либо иронии), вице-президент по закупкам Кашапов Д.С, фактически лично занимавшийся организацией контрактной работы по проекту, вице-президент по инжинирингу Евгений Шмелев. Вместе с уходом этой команды фактически были разрушены стратегически важные результаты, достигнутые в организации современного процесса разработки. Это ситуация с руководством верхнего и среднего звена. Но очень похоже она развивается и на уровне технических специалистов. Может быть не так идеологически, может быть эти причины можно назвать более бытовыми. Однако любая такая причина может реализоваться и привести к уходу специалиста, либо не реализоваться как раз из-за проводимой руководством политики.
Не пришелся ко двору нелегкий в личном общении Евгений Щербак. Еще при Курдюке перешел из управления шасси в дирекцию по инжинирингу автомобиля, какое-то время занимался обеспечением качества автомобиля в действующем производстве, потом уволился, не имея возможности для реализации своих компетенций.
Ушел один из лучших специалистов по черному кузову в стране Валерий Рябов, практически распалась команда конструкторов по пластику (интерьер и экстерьер), утрачены компетенции по калибровкам. Интересно, что на проекте впервые в истории АВТОВАЗа применялась технология управления ключевыми характеристиками с использованием алюминиевого калибра автомобиля (так называемого PUG). К моменту, когда пришло время использования этого дорогостоящего инструмента (стоимость около 1 миллиона евро), людей, кто знал как его использовать, на ВАЗе практически не осталось (за исключением Лепешкина А.Б.). По слухам, его применили один раз, но увидев реальные результаты, молодые и талантливые руководители проекта с "Маруси" фактически запретили его использовать. А последнее слово как всегда сказал Бу Андерссон. Проходя мимо PUG он спросил, что это. Видимо никто не смог объяснить, и любящий порядок майор шведской армии приказал его убрать. Может и не со зла. Просто зачем это здесь стоит? И по слухам же, это технологическое чудо порезали сварочными аппаратами. Может, это действительно слухи, PUG по-прежнему приносит пользу АВТОВАЗу? Ведь такого уровня калибры должны бы сопровождать выпуск автомобиля до самого конца.
Что сегодня может АВТОВАЗ
Разработать собственный автомобиль «с нуля» на заводе уже невозможно. Можно сконструировать накладку панели приборов и заявить о модернизации автомобиля. Людей, которые смогли бы с начала и до конца сделать проект, сконцептировать его, на заводе уже не осталось. Директора есть, бизнесмены, но здесь, в создании автомобиля важна еще техническая поддержка, руководители проектов.
PS. Прошлой осенью, проезжая мимо здания бывшей коммерческой дирекции АВТОВАЗа, я обратил внимание на фирменную ладью у забора (на фото). Водружать ее на крышу никто и не собирался (завод к тому времени уже решил избавиться от здания). Сброшенный шильдик — это своеобразный памятник современному АВТОВАЗу. Люди, которые создавали флагман линейки LADA тоже оказались «сброшенными» с предприятия, а запущенный в продажу XRAY – это уже чистокровный «француз». Странно, что на крышу заводоуправления до сих пор не установлен серебряный ромбик. Впрочем, история АВТОВАЗа продолжается. Правда это уже другая история. История, в которой сегодня нет места собственным, отечественным разработкам серийного легкового автомобиля.
Концепт-кар LADA Vesta, который общественность впервые увидела на Московском международном автосалоне в августе 2014 года, создавался в итальянской студии Vercarmodel, расположенной в Турине. АВТОВАЗ оплатил этой студии создание пяти автомобилей: два концепта LADA Vesta, два концепта XRAY, а также концепт LADA Vesta WTCC. Копии концептов Лады Весты и Икс Рея одновременно с Московским международным автосалоном демонстрировались еще и в Тольятти.
Построены концепт-кары с помощью обходных, «выставочных» технологий. В них максимально упрощена начинка, а внешность более приукрашена. Как рассказывает главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин, если бы в бюджете завода было больше средств, то точно также могли бы выглядеть и серийные топ-версии Весты и Икс Рея.
Автором интерьера LADA Vesta стал тольяттинец Андрей Бессолицин. До Весты он работал над интерьером Калины-2 и обновленной Приоры. Интерьер Весты получил новые фирменные приборы в «колодцах», мультируль, а также единый общевазовский блок управления климатической установкой. Цветные декоративные вставки, как и сложные материалы обивки LADA Vesta призваны исключить напоминание об интерьере вазовских салонов. Как и на концепт-каре на креслах серийных машин появится почти такая же материя с затейливой фактурой.
Концепт LADA Vesta имеет такие же размеры как и будущий серийный автомобиль. При этом в концепте нет ни одной серийной детали. Веста — плод разработанного на замену Приоре вазовского проекта Lada B. Седан окажется на стыке классов B+ и C+. Длина концепта составляет, как и у Лада Приоры, 4,35 метра. При этом у LADA Vesta как минимум на 15 см больше колесная база— 2,65 м.
За экстерьер LADA Vesta отвечает француз Жюльен Друар, который ранее 11 лет работал в парижском дизайн-центре Renault. Он изначально выиграл конкурс на экстерьер Весты. Позже он стал вести еще и экстерьер XRAY, как более опытный сотрудник. К проекту LADA Vesta и Маттин, и Друар подключились на стадии, когда уже существовал собственный тольяттинский дизайн-проект. При этом альтернативными вариантами оформления экстерьера Весты были вариации стиля нынешних машин Renault, а также «классической» Нивы.
У Весты — собственная платформа, созданная из наработок вазовского Проекта С. Вместе с тем в автомобиле будут и заимствования, к примеру, балка задней подвески от Renault. LADA Vesta полностью проектируют в Тольятти. Собственно концепт-кар создавался в Турине в ателье Vercarmodel.
Специалисты этой компании за последние два года сделали такие концепты как Porsche Sport Turismo Concept, Hyundai i-oniq, Subaru Viziv Concept, Honda Civic Tourer Concept, Kia Provo, SsangYong SIV-I, Changan CS95. Концепт-кары здесь строятся по экспресс-технологии с использованием бутафорских кузовных элементов и деталей интерьера. По сути концепты вырезаются из пенопластовых болванок, которые установлены на тележке с простым металлическим каркасом. Все лишнее снаружи с болванки срезается на пятикоординатных станках. При этом за основу берется трехмерная модель кузова. После этого у макета вырезают внутренние полости. Далее устанавливаются плексигласовые стекла, отформованные специально детали салона, кресла, навешиваются стеклопластиковые внешние панели.
В ходе создания концепт-каров, включая концепт LADA Vesta, применяют различные уловки и хитрости. Например, чтобы концепт LADA Vesta мог самостоятельно передвигаться, под его капотом смонтирован силовой агрегат, состоящий из электромотора и обычной автомобильной механической коробки передач. Оставшееся пространство в моторном отсеке и в подполье багажника отведено под свинцово-кислотные аккумуляторы.
Кресла создаются на основе донорских сидений, которые заново обклеивают поролоном и обтягивают кожей. Для изготовления передней панели используют модельную пену, которую наносят на фанерное основание. Далее панель покрывают пленкой, имитирующей пластик, или кожей. Колеса делают из обычных. Для начала с них срезают все лишнее, а затем поверху клеят новые спицы из модельного полимера. С такими хитростями и создавался концепт LADA Vesta.
LADA Vesta | |
---|---|
Общие данные | |
Производитель | АвтоВАЗ |
Годы производства | 2015 — настоящее время |
Сборка | АвтоВАЗ (Тольятти, Россия) ЛАДА Ижевск (Ижевск, Россия) Азия Авто (Усть-Каменогорск, Казахстан) |
Класс | Малый |
Дизайн | |
Тип кузова | 4‑дв. седан (5‑мест.) 5‑дв. универсал (5‑мест.) |
Платформа | LADA B |
Компоновка | переднемоторная, переднеприводная |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Двигатель | |
ВАЗ-21129 | |
---|---|
Производитель | ВАЗ |
Марка | ВАЗ-21129 |
Тип | бензиновый |
Объём | 1596 см 3 |
Максимальная мощность | 78 кВт ( 106 л. с. ), при 5800 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 148 Н·м , при 4200 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 16 |
Макс. скорость | 175 |
Разгон до 100 км/ч | 11,2 |
Расход топлива при смешанном цикле | 6,8 |
Расход топлива при городском цикле | 9,3 |
Расход топлива на трассе | 5,3 |
Экологические нормы | Евро 5 |
Ход поршня | 75,6 мм |
Степень сжатия | 10,5 |
Система питания | распределённый впрыск топлива с электронным управлением |
Рекомендованное топливо | АИ-95 |
ВАЗ-21179 | |
---|---|
Производитель | ВАЗ |
Марка | ВАЗ-21179 |
Тип | бензиновый |
Объём | 1774 см 3 |
Максимальная мощность | 90 кВт ( 122 л. с. ), при 6000 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 170 Н·м , при 3750 об/мин |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 16 |
Макс. скорость | 186 |
Разгон до 100 км/ч | 10,2 |
Расход топлива при смешанном цикле | 7,8 |
Расход топлива при городском цикле | 10,5 |
Расход топлива на трассе | 6,3 |
Экологические нормы | Евро 5 |
Ход поршня | 84,0 мм |
Система питания | распределённый впрыск топлива с электронным управлением |
Рекомендованное топливо | АИ-95 |
механическая 5-ступ. | |
---|---|
Производитель | ВАЗ (Россия) |
Модель | ВАЗ 21807 |
Тип | механическая |
Число ступеней | 5 |
Передаточные отношения | |
Главная передача | 3,938 |
1 передача | 3,636 |
2 передача | 1,950 |
3 передача | 1,357 |
4 передача | 0,941 |
5 передача | 0,784 |
Задняя передача | 3,500 |
Синхронизаторы | многоконусные |
механическая 5-ступ. | |
---|---|
Производитель | JH3 (Франция) |
Модель | JH3 514 |
Тип | механическая |
Число ступеней | 5 |
Передаточные отношения | |
Главная передача | 3,867 |
1 передача | 3,727 |
2 передача | 2,048 |
3 передача | 1,393 |
4 передача | 1,029 |
5 передача | 0,795 |
Задняя передача | 3,545 |
Синхронизаторы | многоконусные |
Hyundai Solaris
Volkswagen Polo
Renault Logan
Škoda Rapid (2012)
LADA Vesta (рус. Лада Веста ) — российский компактный автомобиль малого класса, который АвтоВАЗ выпускает с 25 сентября 2015 года. Заменил семейство LADA Priora в модельной линейке. Старт продаж Vesta состоялся 25 ноября 2015 года [1] . Самый продаваемый отечественный автомобиль в первом полугодии 2018 года (49 635 штук) [2] . По итогам 2018 года LADA Vesta стала самым продаваемым автомобилем в России с результатом 108 364 штуки [3] .
Содержание
Развитие проекта
Стоимость разработки автомобиля составила около 6,5 млрд рублей. Первый кузов предсерийной Vesta был сварен 5 ноября 2014 года в Ижевске. 6 февраля 2015 года в Ижевске сварен и окрашен первый кузов LADA Vesta по серийной технологии [4] . 25 сентября 2015 года состоялась торжественная церемония запуска серийного производства модели [5] .
Предполагалось, что первым 25 ноября 2015 года в продаже появится седан, затем — хэтчбек [6] , но впоследствии план изменили, и в 2017 году началось серийное производство универсала и его внедорожного варианта.
Российским покупателям седан Vesta предлагается в трёх основных комплектациях. Первоначально планировалось, что автомобиль будет стоить около 400 тыс. рублей, однако затем президент АвтоВАЗ Бу Андерссон принял решение повысить стоимость до 500—550 тыс. рублей [7] . 24 ноября 2015 года была названа окончательная минимальная цена на автомобиль — 514 тыс. рублей. На декабрь 2016 цена автомобиля начинается от 529 тыс. рублей. На конец ноября 2017 цена автомобиля начинается от 554 900 руб.
29 августа 2016 года глава АвтоВАЗа Николя Мор заявил, что компания отказалась от планов по выпуску хэтчбека из-за возможной внутрибрендовой конкуренции с моделью XRAY [8] . 19 сентября 2017 года АвтоВАЗ начал принимать заказы на универсалы Vesta SW и Vesta SW Cross.
31 января появилась LADA Vesta Sport с двигателем 1.8 литра мощностью 145 л. с. Это первая Lada после 1998 года стоимостью более 1 миллиона рублей [ источник не указан 86 дней ] .
На конец 2019 — начало 2020 года запланирован выход рестайлинговой модели — Lada Vesta FL. В этой комплектации Vesta получит полностью новые переднюю панель, дверные карты и центральный тоннель пола. Салон авто также претерпит изменения — появится огромный планшет мультимедийной системы, с которым объединён блок климатической установки. Новшества затронут и экстерьер машины — новые бамперы и решетка радиатора, плюс другой рисунок передней оптики и задних фонарей.
Технические характеристики
Длина автомобиля превосходит размеры Приоры и составляет 4,41 м (седан и универсал).
Автомобиль создан на платформе Lada B, дальнейшей переработке нереализованного проекта Lada C (2006 год). Дизайн автомобиля базируется на концепт-карах LADA XRAY. Сообщается, что автомобиль получил полностью оригинальную переднюю подвеску с L-образными рычагами и новыми поворотными кулаками и кастором в 5 градусов, и рулевое управление от Renault Megane. [6] Рулевая колонка регулируется по наклону и по вылету во всех комплектациях. Некоторые компоненты, такие, как тормоза и радиатор, заимствованы из разработок Renault-Nissan.
Автомобиль оснащается двигателями ВАЗ объёмом 1,6 литра (106 л. с. ВАЗ-21129) и двигателем объёмом 1,8 литра (122 л. с. ВАЗ-21179). Для машины предложены два варианта трансмиссии. Это 5-ступенчатая механическая коробка передач и автоматизированная механическая трансмиссия (АМТ) российской разработки (ВАЗ 21827) [9] . Узнать, какая коробка стоит на автомобиле, можно по VIN-номеру автомобиля: если в нём есть код GFL13, то коробка передач Renault, если GFL11 — установлена вазовская «механика» ВАЗ 21807. У версий с «роботом» код GFL12. [10] .
В 2017 году LADA Vesta планируют оснащать газобаллонным оборудованием, которое позволит использовать в качестве топлива природный газ (метан), сжатый до 250 атмосфер. Эта версия в равной степени способна работать как на обычном бензине, так и на СГ, что существенно расширяет возможности автомобиля. Опытная партия газовых «Вест» и «Ларгусов» в размере около 300 автомобилей уже выпущена (ноябрь 2015 года) и сейчас [ когда? ] проходит сертификацию [11] .
Комплектации
У LADA Vesta три основные комплектации — базовая Classic, средняя Comfort и топовая Luxe. Для седана также доступны упрощенная комплектация Standard и топовая комплектация Exclusive. Во всех комплектациях есть опции. Для комплектации Classic — Start, для Comfort — Multimedia и Image, для Luxe — Multimedia и Prestige. Модификации:
- Vesta Cross — пассажирский 5-местный седан повышенной проходимости.
- Vesta CNG — модификация, позволяющая использовать два вида топлива: сжатый природный газ (метан) и бензин.
- Vesta SW — пассажирский 5-местный универсал.
- Vesta SW Cross — пассажирский 5-местный универсал повышенной проходимости.
- Vesta Sport — пассажирский 5-местный седан с оригинальными бамперами, «юбками» на порогах и спойлером на крышке багажника. Автомобиль оснащен форсированным 1,8-литровым бензиновым двигателем ВАЗ-21179, который работает в паре с 5-ступенчатой МТ Renault. Мощность двигателя составляет 145 л. с., крутящий момент 184 Нм, а максимальная скорость 193 км/ч [12] . Официальная премьера состоялась на Московском международном автосалоне 29 августа 2018 года в комплексе «Крокус-Экспо», а продажи начались 31 января 2019 года.
Безопасность
LADA (ВАЗ) Vesta, пятидверный седан (2016)
В результате краш-теста, проведённого «Авторевю» [13] по методике ARCAP, LADA Vesta набрала 14,1 балла из 16 возможных, что означает присвоение машине оценки «4 звезды» [14] . LADA Vesta оказалась безопаснее таких автомобилей, как Ford Focus и Hyundai Solaris [15] 1-го поколения. Впереди был только Hyundai Solaris 2-го поколения и Volkswagen Polo. В 2016 году на автомобили в комплектации «Люкс» начали устанавливать боковые подушки безопасности [16] .
LADA (ВАЗ) Vesta, пятидверный седан (2018)
В 2018 году АвтоВАЗ немного улучшил безопасность авто. К прошлым результатам "Авторевю" добавили 1 балл. В итоге: 15,1/16 баллов, 5 звёзд. Автомобиль оказался безопаснее, чем Volkswagen Polo и впереди LADA Vesta остаётся только Hyundai Solaris, который набрал 16/16 баллов и 5 звёзд.