Если на автомобиле установлен свободный дифференциал, то при пробуксовке одного колеса, на другое передаётся крутящий момент, недостаточный для движения. Поэтому на сложных участках дороги нелегко справится с управлением. И тут пригодится блокировка. Появление блокировки было вызвано необходимостью увеличить крутящий момент на том колесе, у которого сцепление с дорогой лучше.
Внедорожник имеет возможность привода на все колёса благодаря наличию межосевого и двух межколёсных дифференциалов.
Блокирование моста заметно повысит проходимость УАЗ, а блокировать можно передний, задний мосты или оба сразу.
Что такое?
Дифференциал автомобиля имеет планетарную конструкцию, состоящую из нескольких червячных шестерён двух видов:
- Ведомых (полуосевых);
- Ведущих (сателлитов).
Сателлиты чаще всего располагаются параллельно полуосям (к примеру, Quaife, Torsen Т-2), но бывают дифференциалы и с перпендикулярным расположением (к примеру, Torsen Т-1).
Блокировка дифференциала бывает принудительной (ручной) и автоматической (самоблокирующийся дифференциал).
В зависимости от степени блокировки различают такие виды:
- Полная – части дифференциала соединяются жёстко и передача крутящего момента осуществляется на колесо, у которого лучшее сцепление с дорогой.
- Частичная – передаваемое усилие среди частей дифференциала ограничивается, а крутящий момент повышается на колесе, имеющем лучшее сцепление с поверхностью дороги.
Весь процесс блокировки происходит приблизительно так:
- Корпус дифференциала соединяют с одной полуосью.
- Движение сателлитов ограничивается.
- Принудительная блокировка дифференциала обеспечивает 100-процентную блокировку колёс одной оси.
Такая блокировка необходима для того, чтобы обеспечить автомобилю проезд через тяжелопроходимые участки. В действие принудительная блокировка приводится при помощи кулачковой муфты, способной объединить корпус дифференциала и полуось.
Пока принудительная блокировка не включена, дифференциал работает в штатном режиме, а когда она включается, то дифференциал обеспечивает равномерное распределение крутящего момента на полуоси.
Принудительные блокировки на УАЗ бывают таких видов:
- Гидравлическая (управляется с помощью гидравлической системы и тормозной жидкости).
- Механическая (управляется при помощи тросового механизма).
- Пневматическая (управление происходит за счёт сжатого воздуха).
- Электрическая (приводится в действие с помощью электродвигателя).
Для оценки крутящего момента свободного колеса используется коэффициент блокировки дифференциала. Он рассчитывается, как отношение крутящего момента отстающего колеса к крутящему моменту забегающего колеса. У симметричного дифференциала этот коэффициент равен единице. Используя блокировку, его можно повысить. Чем больше коэффициент блокировки, тем лучше проходимость автомобиля. Но повышать его более, чем до значения 5, нельзя, так как это спровоцирует поломку трансмиссии.
Какие бывают варианты
Автомобиль УАЗ – один из самых популярных автомобилей среди охотников, грибников, ягодников и просто любителей экстрима. Он выручает водителей на разбитых дорогах и в неблагоприятных условиях. Но, если нужно повысить его проходимость, без блокировки не обойтись.
Блокировать дифференциал на УАЗ можно жёстким способом (принудительная блокировка) или используя дифференциалы повышенного трения (самоблокирующиеся дифференциалы). Выбор блокировок в наше время весьма обширный. Каждый водитель УАЗа сможет себе подобрать подходящую блокировку, ориентируясь на цену, принцип действия или на качество.
Рассмотрим несколько вариантов блокировок для УАЗ.
Винтовая блокировка от Вал-Рейсинг с преднатягом.
Муфта такой блокировки связывает полуоси с заданным значением преднатяга. При повышении усилия на трансмиссию (в жёстких условиях), полуоси проворачиваются и устройство работает подобно обычной винтовой блокировке.
Стоимость такой блокировки составляет около 280 долларов США.
Принудительная блокировка от Симбат.
Эта блокировка имеет электропривод и включается нажатием на кнопку при скорости до 5 км/час, а при достижении скорости 30 км/час автоматически выключается. Принудительная блокировка от Симбат будет стоить около 680 долларов США.
Автоматический дифференциал Красикова.
Этот дифференциал имеет планетарное строение, в котором в роли саттелитов используются шариковые цепочки. В нормальных условиях эти цепочки свободно перемещаются по каналам и поровну распределяют крутящий момент между колёсами. Но в условиях разного сопротивления колёс цепочки запираются, и дифференциал блокируется. Дифференциал Красикова реагирует не на разницу скоростей колёс, а на разницу нагрузки на ведущих колёсах и мощности двигателя.
Стоимость автоматического дифференциала Красикова составляет около 360 долларов США, а спорт версии – 400 долларов США.
Принудительная пневматическая блокировка «Спрут».
Эта блокировка обеспечивает водителю возможность полного контроля над процессом блокировки. В ней не используется дифференцирование, поэтому включая такую блокировку, она точно сработает.
Цена принудительной блокировки «Спрут» составляет 320 долларов США.
Блокировка «блокка» ИЖ-Техно.
Сконструирована блокировка «блокка» просто и надёжно. Она состоит из двух полуосевых и двух распорных муфт, пружин, шайб и штифов. В непростых условиях эксплуатации «блокка» показывает действительно 100-процентную блокировку, но, как и жёсткая блокировка, может выйти из строя и сломать трансмиссию. Цена на блокировку «блокка» относительно невысокая и составляет около 200 долларов США.
Принудительная блокировка Блок-Спорт.
Блокировка Блок-Спорт отличается хорошим качеством и усилением всех составляющих. Сделана она из умело обработанного и крепкого металла. Для включения используется тросовый привод с электронным включением.
Стоимость блокировки Блок-Спорт высокая и зависит от комплекта. К примеру, усиленная блокировка переднего моста будет стоить около 1150 долларов США. А стоимость полного комплект блокировки двух мостов будет составлять около 3000 долларов США.
Преимущества и недостатки
Принудительные блокировки.
Преимущества принудительной блокировки:
- Если она отключена, то дифференциал работает как штатный (ресурс работы такой же, как и у оригинального дифференциала).
- Блокирует на 100 процентов (обеспечивает эффективную работу колёс при включении).
- Повышает проходимость на тяжёлых участках пути.
- Полный контроль за блокировкой со стороны водителя.
Недостатки принудительной блокировки:
- Тяжело и проблематично установить на автомобиль.
- Повышает нагрузку на трансмиссию (без наличия соответствующих навыков у водителя трансмиссия выйдет из строя).
- Ухудшает управляемость автомобилем при неверной эксплуатации.
- Высокая стоимость (дороже, чем самоблок).
- Дифференциалы с самоблокировкой.
Преимущества самоблокирующихся дифференциалов:
- Дифференциалы с самоблокировкой просты в установке.
- Стоимость заметно ниже, чем у принудительной блокировке.
- Работают автоматически и не нуждаются в дополнительных действиях водителя.
- Низкая вероятность поломки полуосей, если у водителя недостаточно опыта.