Как работает липучка на льду

Ну что ж господа, я больше не могу молчать)))
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: оченьмногабукаф… просто ужасно много:)
(я использовал картинки из тестов и журналов (ЗаРулем, Авторевю и других), просторов инета, они не мои, простите если они вдруг принадлежат вам, и спасибо вам что у меня есть возвожность их использовать)

Преамбула
Вы уже купили зимнюю резину? Тогда давайте узнаем, какой тип резины вы приобрели: шипованную или "липучку"?
Если ответ "липучку", то, думаю, вам не стоит читать дальше, ибо я — автор не прав и ни хрена не понимаю, берегите свои нервы)
Если же вы купили шипованную резину, то можете почитать, для самоутверждения, чтобы сказать "да, я знал, я знал!"))
Если еще ничего не купили, то думаю эта статься вам поможет, но предупреждаю, не стоит формировать свое мнение, опираясь только на мой манускрипт, почитайте еще минимум с пяток статей, ибо любая статься отражает исключительно личное мнение автора, как бы независимо она не выглядела.
А вообще шипы или «липучки» — это религия, если кто то сформировал свое мнение по поводу правильного типа зимней резины, то изменить его практически невозможно.
Сразу скажу, что я сторонник шипованной резины, и мой труд волей или неволей будет выглядеть предвзятым, но я постарался внести в свою предвзятость объективные доводы и вот что вышло:

Материал
Далее дабы исключить проплаченность изданий, приверженность к производителю и всё то, что обычно надо исключить)) я буду сравнивать резину обоих типов только внутри одного производителя, т.е. я не буду сравнивать Goodyear с Michelin, ибо это разные производители, шипованный Goodyear я буду сравнивать с нешипованными фрикционными Goodyear, шипованный Michelin с нешипованным Michelin. Между собой разных производителей в данном контексте некорректно.
Я, как и многие прочитал несколько десятков тестов (ЗаРулем, Ауто Билд, Авторевю, Тест Уорлд и ряд других) и обзоров и решил в своей статье затронуть моменты, которые не затрагивают, или затрагивают совсем неохотно другие.

Температура и структура льда
Есть тесты, которые говорят, что при -20…-30 липучка заметно выигрывает у шипов.
Часть этих тестов назвать объективной сложно, я не понимаю компетентность специалистов, которые сравнивают между собой резину разных производителей, некоторые журналы говоря о преимуществе липучки в холод умудряются сравнивать топовый «Континенталь» с более бюджетной шипованной резиной от совсем другого производителя.
Но есть и тесты, которые соответствуют истине. Действительно, с появлением фрикционных шин, производители вкладывали в них всю мощь инженерных изысканий, и их сопротивление морозу было заметно лучше шипованных шин, и при температуре менее -20 (т.е. -25, -30 и далее) они показывали лучшие результаты на тестах, с чём же это связано?

Дорожный лёд в корне другой, он образуется слоями в периодами подтаивания и замерзания, между каждым слоем имеется слой пыли с колёс, химии, пузырьков воздуха и других мелких частиц. Все эти частицы содержаться и в структуре самого льда, и по структуре он напоминает пористую губку забитую пылью с укатанным верхним слоем.

На полигонах лёд чистят и он имеет «сухую» поверхность, на дорогах общего пользования, поверхность льда может быть мокрой, мокрый лёд – это не обязательно тепло, может быть и -25, при солнечной погоде, солнце сделает свое дело и верхний слой льда будет таять, что сведет преимущество нешипованной резину к нулю и даже занесёт его в далёкий минус – это происходит благодаря эффекту похожему на аквапланированию, только возникающим на участках где должен работать ламель. Шип в этой ситуации прорезает тонкий подтаявший слой и легко врезается в лёд. Пока ничего дельного ни один производитель фрикционных шин не придумал, кто-то делает микроканавки для отвода этой воды, кто-то добавляет в резину инородные кристаллы, но на деле пока объективных доказательств того, что всё это работает никто предоставить не может.
Сейчас я скажу что-то страшное (можете не соглашаться – ваше право): на сегодняшний момент состав резины внутри одного производителя в одной линейке между шипованной резиной и липучкой практически идентичен, либо идентичен полностью), кроме редких исключений, например «Хакка Р2». Можно взять «липучку» Hakkapeliitta R и шипованную «Hakkapeliitta 7» и начать остужать её с 0 до -30 периодически измеряя твердость резины, при больших температурах она практически будет одинакова, а это, как известно, и обеспечивается химическим составом.
Представьте себе, вы производитель шин, у вас есть мегакрутой состав резины – который идёт на «липучку» и мегакрутой шип, который идёт на шиповку. Что вам мешает объединить эти две технологии и собрать мегакрутую шину? Берем «липучку» из мегакрутой резины, вставляет туда мегакрутой шип, чтоб он держался придумываем мегакрутую подушку под него – готово! Вот она мегакрутая шина. Думаете из-за дороговизны? Соотношение «хитрых» примесей, по соотношению к основному составу очень мало и на цену влияет мало. Есть европейский регламенты и нормативы на состав резины и количество того или иного вещества в ней (такие как REACH), в эти регламенты входят допустимые нормы каучуков, углеродов, пластификаторов и других веществ. Производители не могут кардинально поменять состав шин, в их руках только модификаторы и наполнители, процент которых в составе резины тоже не может быть выше определенной величины и достаточно мал. Почему же так не делают? А? Что мешает? Да вроде бы ничего?
…а с чего вы взяли что так не делают? Не задумывались, а что если шипованый Michelin X-Ice North 2 — это тот же самый фрикционный Michelin X-Ice 2, с добавлением шипов и изменением рисунка протектора «чтоб не догадались»?

Но никто вам никогда не скажет, что это одно и тоже, это маркетинг, есть две установившиеся религии, два целевых направления с уже сформировавшимися покупателями, которые обязательно купят, и ломать установившуюся систему никто не будет.

Ламели
Теперь рассмотрим ламели, они несут в себе тот же функционал как и твердость резины, т.к. меньше определенной величины твердость уменьшать уже нецелесообразно, то повторяемость рельефа поверхности дорожного покрытия достигается нанесением на протектор ламелей, их количество и протяженность на единицу площади тоже не бесконечно, слишком частое нанесение тоже приведет быстрому износу и внутри одного производителя расстояние между ламелями примерно одинаково.
Всё вышенаписанное про состав резины и ламели относиться не только к «липучке». Но и к шипованной резине. Твердость шипованной и фрикционной (липучки) резины у одного производителя обычно одна и та же, более того расстояние между ламелями и их форма тоже обычно повторяют друг друга. Но визуально видно, что количество ламелей у «липучки» выше чем у шипованной, но это связанно не с тем, что на липучку их наносят более часто, а с тем, что на шипованной резине есть шип, для которого необходимо обеспечить жесткое осадочное место, на которое не ламели не наносятся, что и соответственно и уменьшает длину ламелей, но совсем не уменьшает их количество.
Для примера рисунки протектора одного и того же производителя, но разного типа шин:

Видно, что расстояние между ламелями идентично, их количество тоже. Но общая длина ламелей у шипованной меньше. Я не поленился и подсчитал общую площадь поверхности протектора и протяженность ламелей на единицу площади. И выяснил интересную особенность, у всех производителей общая площадь протектора независимо от рисунка примерно одинакова, скорее всего это рассчитанная эталонная величина, которой все придерживаются. Я брал относительную площадь из jpg-скана протектора, по этому в абсолютных величинах цифра для разного размера будет разница, она составляет 80-85% от общей поверхности контакта. (Для измерения я использовал AutoCad, команда «_area») Т.е. если шина имеет ширину 19.5 см, и контачит с отрезком дороги 10 см, то при общей площади контакта 195 см2, фактически будет работать в среднем 160 см2 – эта величина не зависит от типа резины и равна для шипованной резины и «липучки».
Я пошёл дальше и померил общую длину ламелей, обвёл каждый ламель линиями и просуммировал их общую длину. В результате полил, что у шипованной резины протяженность ламелей где-то на 20% меньше чем у «липучки», за счет того, что у шипованной есть сплошные пяточки под шип.
20% — что же они нам могут дать?
Участок резины с нанесенными ламелями имеет большее сцепление с дорогой, в процентном соотношении преимущество около 50% — по факту скорее всего меньше.
Итак возьмем площадь прилегания шины 195 см2, с фактическим пятном контакта 160 см2. Примем условный коэффициент прилегания полностью ламилированной «липучки» за 100%, тогда все 160 см2 будут 100% прилегать к дороге. Теперь рассмотрим шипованную резину, она имеет на 80% меньше ламелей на единицу площади, т.е. из 160 см2, 80% имеют 100% прилегание, а остальные 20% имеют прилегание на 50% меньше.
Что получается? Из 160 см2, 128 см2 (80%) – имеет 100% прилегание и 32 см2 (20%) – имеет 50%. 128*100%+32*50%=145.5 см2, т.е. грубо говоря 90% от эталонной «липучки» — 10%, что они нам могут дать? если применить эти 10% к законам физики и перенести в разрез тормозного пути, то как это выльется в тормозной путь? (я честно не считал, но примерно представляю как действуют силы, и знаком с законами трения, шероховатого скольжения и т.д.).
Давайте вернёмся на полигон в -25 холода, вот там эти 10% и работают, за счёт них фрикционная шина выигрывает в тормозном пути. Но надо не забывать, что влияние этих 10% уменьшается с уменьшением скорости автомобиля, при небольших скоростях они сойдут полностью на нет.
А теперь обращаю внимание, что мы получили 10% не учитывая наличие шипов, т.е. сравнили две нешипованные резины, у одной из которых количество ламелей на 20% меньше. Добавляем шип, и переносим конструкцию на лёд, опять на полигон. Но теперь температура будет в пределах от 0 до -15. Естественно я не стал ничего тут рассчитывать сам, а просто сравнил порядка десяти тестов от разных изданий, сравнивал именно те тесты, где участвовали шины одного производителя, чтоб как я уже писал исключить проплаченность. 30% — где-то такую среднюю цифру даёт шип в длине тормозного пути на чистом льду, т.е. если шипованный Континетналь справляется за 20 метров, то Континенталевской «липучке» понадобиться 30 метров – и это на полигонном льду.
Но тот лёд что лежит на дороге это совсем другая история, как я уже писал он имеет множество микропор и по структуре напоминает многослойную губку, в смеси с дорожной пылью. Поры легко продавливаются шипом в любую температуру, т.е. сам лёд может и не деформироваться, он просто провалиться в воздушную пору, оставив полость для шипа. На таком льду шип будет работать при любой температуре, и его поведение будет в корне отличаться от полигона, и температурный фактор уже не будет влиять на лёд, т. к. шип не вгрызается в тело льда, а просто продавливает его в поры с пылью и воздухом.

А что думаю профессионалы?
Определяющим фактором поведения автомобиля на дорожном льду, а также длины тормозного пути является наличие шипов и их состояние, а не чудодейственный состав резины, вы видели когда-нибудь раллийный зимние гонки, которые проходят на снегу и льду? Посмотрите, ни одна команда никогда не использует нешипованную резину, там даже вопрос такой не стоит, видели раллийную зимнюю резину, вот так она выглядит:

На шипах по асфальту
Но мы не гонщики и всё время по льду и накатанному снегу не ездим. Есть мнение, что на асфальте шип выпирая, не дает остальному протектору плотно прилегать к поверхности и тем самым уменьшает сцепление с дорогой. Так ли это?
Твердость – вот определяющий фактор, если одна поверхность твёрже другой, то более твердая войдёт в более мягкую. Что происходит на асфальте? Шип в среднем не на много тверже асфальта, если он попадает на битум, то просто входит в него за счет того, что он тверже, и не мешает остальному протектору работать, если попадает на каменную часть, то от входит внутрь резины, и так же ничему не мешает.

На поведение на мокром асфальте можно вообще молчать, тут работает не резина, а протектор, точнее его нанесенные канавки для отвода воды и жижи, кстати, протектор в основном только для этого и нужен, на сам процесс сцепления он мало влияет, посмотрите на Формулу-1, в сухую погоду используется резина без протектора – просто гладкая с продольными направляющими, а как только начинается дождь, то сходу переобуваются на ёлочку.
На асфальтовом покрытии липучка не имеет никаких весомых преимуществ перед шипованной резиной, кроме акустического комфорта. Это подтверждается множеством тестов, и все отклонения входят в зону погрешности испытаний. В отличие от полигонного льда, полигонный асфальт обычно мало отличается от дорожного, разве что ям нет)))

Психология
Так устроена наша психология, и каждый кулик свое болото хвалит, святая вера в маркетинг и рекламу, вера в рассказ соседей по гаражу – всё это формирует наше мнение, которое мы в последующим свято чтим как свое СОБСТВЕННОЕ, зачастую оно не имеет ничего общего с реальностью.
«Я уже пять лет на липучке, ни разу не заносило, машина тормозит как влитая, на любом льду, у меня у знакомого шипы, так я его на своей липучке на льду как мальчика делаю». — вы просто не попадали на тот лёд, и хорошо, что не попадали, у вашего знакомого может быть другой производитель резины, самой резине может быть 5 лет, сам знакомый может иметь меньшую квалификацию, сам автомобиль может отличаться, а также состояние его ходовой, причин сотни.
Часто человек 5 лет ездит на шипах, потом покупает новую «липучку» и радуется, что «липучка» то лучше! Извините, вашей прошлой резине было уже 5 лет, не смотря на сохранившийся протектор и шипы, она давно уже задубела от перепадов температур и химии на дорогах, и скорее всего они менее технологична, её выпускали 5 лет назад.
Сравнивать можно только резину от одного производителя, одной параллельной линейки, одной размерности, на одном и том же автомобиле и одним и тем же водителем.
Равносильно сказать, что «я сто раз ходил в разведку с деревянным автоматом, и ни разу ничего не произошло, а деревянный в 5 раз легче железного». Однажды вас не засекут, и отмахивайтесь своей деревяшкой потом.
Я хотел найти статистику зимних ДТП от типа резины, но ничего не нашёл, кроме одной неаргументированной цифры – 25% — шипованная, 75% — липучка. Т. е. в 3 раза большее количество ДТП произошли на автомобилях с нешипованной резиной, но я не смог не проверить ни опровергнуть данную информацию, по этому информация достоверной не является.

Вышенаписанное является лишь плодом моих собственных умозаключений и не претендует на святую истину, я ярый сторонник шипованной резины, тем более в наших условиях. Я считаю, что не стоит пренебрегать своей, а главное чужой безопасностью на дорогах, ради акустического комфорта.
На чём бы вы не ездили, будьте аккуратны на дорогах, не попадайте в ДПТ, и не грустите если вдруг в него попали)) ведь если вы еще можете грустить, то вы как минимум живы, а в идеале еще и здоровы)))

Липучкой в простонародье называют такой класс зимних шин, которые способны без различных ухищрений, в виде шипов например, цепляться за поверхность льда. Может показаться, что липучка на самом деле присасывается к ледяной поверхности, но это вовсе не так.

Настоящее название липучек «зимняя фрикционная шина», а слово фрикционный обозначает нечто трущееся. Различные производители добиваются повышенной цепкости разными способами.

Как же работает липучка

Все фрикционные шины объединяет наличие большого количества ламелей. Ламель, это небольшая полоска резины, или часть «шашечки» протектора, который разделен на секции. Разделение протектора на ламели увеличивает давление на дорожное покрытие. Это первое свойство, но далеко не единственное.

Лед будет скользким до тех пор, пока на его поверхности имеется вода. Задачей фрикционных шин является эффективно удалять водяную пленку с поверхности льда. Именно поэтому каждая ламель имеет такую замысловатую форму, а не является насечкой от ножа.

Увеличивает водоотведение изготовление шины из пористой резины, в итоге та влага, которая не была отведена давлением, попросту попадает в поры и не мешает резине высушивать асфальт.

После того, как влага была удалена, в силу вступают задумки инженеров, которые нацелены на то, чтобы зацепиться как можно лучше за сухой лед. Для этого протектор изготавливается с добавлением шершавой примеси, а резина при этом работает как наждачка.

Так же очень важно, чтобы резина протектора была мягкой, так как при этом протектор будет в точности повторять рельеф неидеального льда, и при этом лучше цепляться за мелкие бугорки, и тонуть в мелких впадинках.

Так же стоит отметить, что прогретая зимняя шина хорошо набирает температуру и способна расплавить структуру льда. Попробуйте медленно проехать по идеальному льду на липучке, и вы заметите, что протектор оставляет следы на поверхности льда.

Именно так и работает зимняя фрикционная шина, или в простонародье «липучка».

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях