Как проверить систему зажигания

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Зачастую причиной того, что машина не заводится, являются проблемы с ее системой зажигания. Для того, чтобы выявить проблему, нужно выполнить диагностику зажигания. Порой бывает сделать это нелегко, поскольку, во-первых, велико количество диагностируемых узлов (проблемы могут быть в свечах, различных датчиках, трамблере и других элементах), а во-вторых, для этого нужно пользоваться дополнительным оборудованием — мотор-тестером, омметром, сканером для выявления ошибки на машинах, оборудованных ЭБУ. Далее рассмотрим эти ситуации детальнее.

Система зажигания автомобиля

Общие рекомендации при поломке

Чаще всего поломки в системе зажигания автомобиля связаны с нарушением качества электрических соединений в цепи, либо утечкой тока в высоковольтных проводах. Кратко перечислим, на что в первую очередь необходимо обращать внимание при возникновении проблем в работе системы зажигания автомобиля, а также по какому алгоритму действовать.

  1. Проверьте состояние заряда аккумуляторной батареи с помощью вольтметра. Напряжение на нем должно быть не ниже 9,5 В. В противном случае аккумулятор нужно зарядить или заменить.
  2. Проверьте качество контактов на катушечного модуля на всех свечах зажигания.
  3. Проведите ревизию всех свечей. Они не должны иметь значительный черный нагар, а расстояние между электродами должно составлять около 0,7. 1,0 мм.
  4. Снимите и проверьте датчики распределительного и коленчатого валов. В случае необходимо нужно провести их замену.

Чаще всего проблемы кроются в нарушении качества контактов или утечке тока в высоковольтных проводах. Проверьте их изоляцию, состояние катушки зажигания, замка зажигания, предохранителя катушки.

Распространенные причины неисправностей

Поврежденный высоковольтный провод зажигания

Чаще всего неисправности в системе зажигания возникают в контактных соединениях электрических цепей, в том числе на высоковольтных проводах. Часто вследствии разрушения их изоляции искра пробивает на корпус, из-за чего возникают проблемы в работе двигателя. Пробитую изоляцию высоковольтных проводов хорошо проверять в темноте. Тогда появляющуюся искру хорошо видно.

Всегда следите за чистотой изоляции высоковольтных проводов. Дело в том. что попадающее на их поверхность масло сильно размягчает изоляцию, и притягивает к ней частицы пыли и грязи, которая может стать причиной пробоя искры.

На изоляторах свечей могут возникнуть “дорожки”, по которым проходит пробой. Если питание не подходит к высоковольтным проводам, то необходимо проверить низковольтные части системы зажигания, в частности, подачу напряжения от аккумулятора на катушку зажигания. Возможными неисправностями могут стать выключатель зажигания или выход из строя предохранителя.

Свечи зажигания

Электроды на свече зажигания

Часто причинами неисправностей в системе являются проблемы со свечами зажигания. На исправной свече:

  • электроды на ней не подгорелые, а зазор между ними составляет 0,7. 1,0 мм;
  • нет черного нагара, сколов изолятора на корпусе;
  • на наружном изоляторе свечи нет следов прогара, а также трещин или механических повреждений.

Информацию о том, как по нагару свечи определить ее состояние и провести диагностику двигателя вы можете почитать в отдельной статье.

Пропуски зажигания

Появление отдельных пропусков зажигания может возникнуть по двум причинам:

  • нестабильные контактные соединения или непостоянный дефект в низковольтной части системы зажигания;
  • неисправность высоковольтного контура системы зажигания или повреждение бегунка.

Бегунок и крышка трамблера

Причинами пропуска зажигания могут быть неисправности в работе датчиков положения коленчатого и распределительного валов (как проверить датчик Холла вы можете посмотреть в отдельном материале).

На карбюраторных автомобилях проблемным местом является крышка трамблера. Часто на ней возникают трещины или повреждения. Диагностику необходимо выполнять с обеих сторон, предварительно протерев ее от пыли и грязи. Нужно обратить внимание на возможное наличие трещин, угольных дорожек, прогоревших контактов и других дефектов. Также нужно проверить состояние щеток, и плотность их прижимания к контактной поверхности бегунка. По окончании ревизии желательно побрызгать поверхность системы влагопоглотителем.

Катушка зажигания

Частой причиной проблем в системе становится катушка зажигания (далее КЗ). Ее задача — образование высоковольтного разряда на свече зажигания. Конструктивно катушки бывают разными. На старых машинах использовались катушки с одной обмоткой, на более современных — сдвоенные или монолитные модули, содержащие высоковольтные провода и наконечники. В настоящее время чаще всего устанавливают катушки для каждого цилиндра. Они монтируются непосредственно на свечи, их конструкция не предусматривает использование высоковольтных проводов и наконечников.

На старых автомобилях, где КЗ устанавливалась в единственном экземпляре, ее выход из строя (обрыв обмотки или короткое замыкание в ней) автоматически приводил к тому, что машина попросту не заводилась. На современных автомобилях в случае возникновения проблем на одной из катушек двигатель начинает “троить”.

Выполнить диагностику катушки зажигания можно различными методами:

  • визуальным осмотром;
  • с использованием омметра;
  • при помощи мотор-тестера (осциллографа).

При визуальном осмотре необходимо внимательно осмотреть токоизоляционные части. На них не должно быть следов нагара, а также трещин. Если в процессе осмотра вы выявили подобные дефекты — это значит, что катушка однозначно подлежит замене.

Диагностика неисправностей зажигания подразумевает замер сопротивления изоляции на первичной и вторичной обмотках катушки зажигания. Измерить его можно с помощью омметра (мультиметра, работающего в режиме замера сопротивления), произведя измерения на выводах обмоток.

Подробная информация о проверке представлена в статье о том, как проверить катушку зажигания. А наиболее точный и совершенный метод диагностики катушки зажигания и всей системы проводится при помощи мотор-тестера (осциллографа).

Диагностика модуля зажигания

Модуль зажигания двигателя

Упомянутую диагностику необходимо проводить при возникновении следующих неисправностей:

  • нестабильный холостой ход двигателя;
  • провалы мотора в режиме разгона;
  • двигатель троит или двоит.

В идеале для диагностики модуля зажигания необходимо использовать профессиональный сканер и мотор-тестер. Однако поскольку это оборудование стоит дорого и используется лишь на профессиональных СТО, то для рядового водителя остается возможным проверить модуль зажигания лишь подручными средствами. В частности, методов проверки существует три:

  1. Замена модуля на заведомо рабочий. Однако тут существует ряд проблем. Первая — отсутствие машины-донора. Вторая — другой модуль должен быть точно таким же, как и проверяемый. Третья — высоковольтные провода должны быть заведомо исправны. Поэтому этот метод используют очень редко.
  2. Метод шевеления модуля. Для диагностики узла необходимо всего лишь пошевелить колодку проводов, а также сам модуль. Если при этом режим работы двигателя заметно меняется — это значит, что где-то имеется плохой контакт, который необходимо исправить.
  3. Замер сопротивления. Для этого вам понадобится омметр (мультиметр, работающий в режиме измерения электрического сопротивления). Щупами прибора замеряют сопротивление на выводах между 1 и 4, и также 2 и 3 цилиндрами. Значение сопротивления должно быть одинаковым. Что касается его величины, то оно может быть разным у разных машин. Например, у ВАЗ-2114 это значение должно находиться в районе 5,4 кОм.

Электронная система управления двигателем

Практически все современные автомобили снабжены электронным блоком управления (ЭБУ). Он автоматически подбирает оптимальные рабочие параметры для двигателя на основании поступающей от датчиков информации. С его помощью можно диагностировать возникшие поломки в различных автомобильных системах, в том числе в системе зажигания. Для диагностики необходимо подключить специальный сканер, который в случае возникновения ошибки покажет вам ее код. Зачастую ошибка в работе системы может возникнуть из-за поломки одного из электронных датчиков, дающих информацию для ЭБУ. Об ошибке вам сообщит электронный сканер.

Диагностика системы зажигания с помощью осциллографа

Часто при профессиональной проверке системы зажигания автомобиля используют прибор под названием мотор-тестер. Его основная задача — мониторинг осциллограммы высокого напряжения в системе зажигания. Кроме этого, с помощью этого прибора можно посмотреть следующие рабочие параметры в реальном времени:

Полный набор мотор-тестера для диагностики авто

  • напряжение искры;
  • время существования искры;
  • пробивное напряжение искры.

Вся информация выводится на экран в виде осциллограммы на экран компьютера, что дает исчерпывающее представление о рабочих характеристиках свечей и других элементов системы зажигания автомобиля. В зависимости от системы зажигания диагностика проводится по разным алгоритмам.

В частности, классическое (трамблерное), индивидуальное и DIS системы зажигания проверяются с помощью осциллографа по-разному. Подробную инструкцию об этом вы можете найти в отдельной статье посвященной проверке зажигания осциллографом.

Выводы

Неисправности в системе зажигания автомобиля порой могут обернуться большими проблемами в самый неподходящий момент. Поэтому рекомендуем вам периодически проводить процедуру осмотра ее основных элементов (свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушки зажигания). Проверка эта несложная, и вполне под силу даже неопытному автомобилисту. А в случае возникновения сложных поломок рекомендуем обратиться за помощью на СТО для того, чтобы провести детальную диагностику с помощью мотор-тестера и другого диагностического оборудования.

Проверка системы зажигания необходима при диагностике неисправностей автомобильного двигателя. Например, в таких ситуациях, когда двигатель не запускается, запускается и глохнет, неустойчиво работает на холостом ходу, присутствуют провалы в его работе. Следует отметить, что аналогичные неисправности возможны и при проблемах с карбюратором и с самим двигателем. Перечень неисправностей системы зажигания изложен на странице «Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций».

Основным показателем нормальной работы системы зажигания является наличие устойчивой искры между электродами свечей зажигания. Так как система зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 бесконтактная, то проверять наличие искры стоит именно на свечах, а не между наконечником центрального бронепровода и «массой» как на автомобилях с контактной системой зажигания.
Поэтому выкручиваем все свечи, подсоединяем к ним наконечники высоковольтных проводов и кладем их на клапанную крышку двигателя («массу»). Включаем зажигание и вращаем коленчатый вал стартером. Наблюдаем за свечами. Стабильная, сильная сине-оранжевая искра между электродами свечей – показатель нормально работающей системы зажигания. Слабая, с перебоями искра, либо вообще ее отсутствие свидетельствует о проблемах с системой зажигания и необходимости проверки ее элементов.

Еще одна проверка заключается в визуальном поиске мест утечки тока. В темном гараже или в темное время суток поднимите капот автомобиля и заведите двигатель. Внимательно осмотрите катушку зажигания, высоковольтные провода, крышку трамблера, свечи зажигания. Утечка тока будет заметна в виде свечения или искровых разрядов на проблемных местах. «Пробитые» детали заменяем новыми.

Проверка коммутатора

Можно заменить коммутатор заведомо исправным, можно оценить его исправность по вольтметру.
Включите зажигание и посмотрите на вольтметр. При исправном коммутаторе стрелка вначале отклонится на небольшой угол (на 2-3 секунды), а затем займет свое нормальное положение. Если он неисправен, стрелка вольтметра перемещается к максимальному значению сразу, без паузы. Подробнее: «Проверка коммутатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Проверка датчика Холла

Проверку можно осуществить заменой датчика на заведомо исправный или при помощи вольтметра (мультиметра, автотестера работающих в режиме вольтметра). Прибор необходимо подключить к зеленому и черно-белому проводам идущим к датчику. Чтобы это сделать нужно проколоть провода двумя булавками и уже к ним подключить вольтметр. Медленно поворачивая коленчатый вал при включенном зажигании наблюдаем за показаниями прибора. Если датчик Холла исправен, то напряжение будет скакать от 0,4 В до максимального напряжения в бортовой сети. Неисправный датчик меняем, ремонту он не подлежит.

Проверка высоковольтных проводов (бронепроводов)

Визуально осматриваем провода. Загрязнения очищаем тряпкой смоченной в ацетоне. Выгоревшие внутри однозначно отбраковываем.
Мультиметром или автотестером (в режиме омметра) проверяем сопротивление каждого высоковольтного провода. У исправных проводов оно составляет 3,5 – 10 кОм. Если неисправен хотя бы один провод, желательно заменить не только его, но и весь комплект. Подробнее: «Проверка высоковольтных проводов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 231099».

Проверка свечей зажигания

Проверка свечей зажигания на наличие искры описана выше в общей проверке работоспособности системы зажигания. Наличие искры между электродами свечи является показателем ее исправности. Так же можно проверить исправность свечей зажигания специальным пробником. При проведении такой проверки прочитайте инструкцию к своему пробнику и следуйте ей.

Необходимо так же визуально оценить состояние свечей. Например, наличие черного нагара свидетельствует либо о неисправности самой свечи, либо несоответствии ее калильного числа требуемому для данного двигателя, либо о неисправности двигателя и т. д.
Более подробно о проблемах со свечами зажигания читайте на странице «Неисправности свечей зажигания».

Проверка катушки зажигания

Наличие искры между электродами свечей зажигания свидетельствует о том, что катушка («бобина») исправна. Более точно степень ее исправности можно определить с помощью мультиметра, автотестера и аналогичных им приборов, работающих в режиме омметра. Снимаем катушку зажигания. Подсоединяем омметр одним щупом к выводу «Б» катушки, а вторым щупом к выводу «К». Так мы проверим сопротивление ее первичной обмотки. Оно должно быть близко к нулю 0,4 – 0,5 Ом.
Далее опять один щуп к выводу «Б», а второй к выводу центрального бронепровода. Так мы проверим сопротивление вторичной (высоковольтной) обмотки. Оно должно равняться 4,5 – 5,5 Ом.
Потом один щуп к выводу «Б», а второй на корпус катушки. Так измеряется сопротивление изоляции. Оно равняется 50 МОм.
Помимо такой проверки визуально осматриваем катушку зажигания, проверяем наличие трещин и прогаров на ее крышке. Очищаем ее от загрязнений.
Неисправную катушку меняем.

Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания

Снимаем силиконовую трубку подведения разрежения к вакуумному регулятору со штуцера на карбюраторе. Запускаем двигатель. Создаем ртом в ней разрежение. Двигатель должен увеличить обороты. Если этого не произошло — вакуумный регулятор неисправен.
Также можно провести проверку вакуумного регулятора на разобранном трамблере (снята крышка, бегунок, пластмассовый защитный экран). Аналогичным образом создаем разрежение в трубке и наблюдаем как тяга диафрагмы регулятора поворачивает опорную пластину датчика. Если никакого движения нет, то вакуумный регулятор опережения зажигания неисправен. Неисправный регулятор меняем на исправный. По проверке вакуумного регулятора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 статья на нашем сайте «Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099», «Вакуумный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Проверка центробежного регулятора опережения зажигания

Проверку центробежного регулятора опережения зажигания можно провести только разобрав трамблер. Необходимо оценить состояние и наличие пружинок, легкость расхождения и возвращения в исходное положение грузиков регулятора. См. «Центробежный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Снимаем крышку. Визуально оцениваем ее состояние – наличие трещин, прогаров, состояние контактов (четырех по бокам и одного подпружиненного в центре). При обнаружении неполадок – «пробит» корпус крышки, сильно окислены или разрушены контакты, изношен или залег контактный уголек меняем крышку на новую.

Проверка ротора распределителя зажигания (бегунка)

Снимаем крышку распределителя. Визуально оцениваем его состояние. При наличии прогаров, сильно окисленного или разрушенного контакта меняем бегунок. Проверяем омметром помехоподавительный резистор. Его сопротивление равно 1 кОм.

Проверка цепей низкого напряжения системы зажигания

Проверьте состояние контактов в разъемах (окислились, соскочили). Проверьте по схеме состояние проводов между коммутатором и выключателем зажигания, коммутатором и катушкой зажигания, коммутатором и датчиком Холла.

Проверка момента зажигания

Проверяем систему зажигания Заметки диагноста

Не секрет, что большинство диагностов изучали автомобили своими руками, своей головой…. Набивали «свои шишки», наступали на одни и те же грабли.… Поможем им учесть опыт других и рассмотрим способ проверки одной из важнейших систем автомобиля.

Итак, речь идет о системе зажигания…. Самой капризной система на бензиновых двигателях. В кодах неисправностей пробивается крайне редко. Большинство отказов системой бортовой самодиагностики не обнаруживаются. Слова многих «диагностов» — «А у вас нет кодов неисправностей — у вас все хорошо!» верны только в первой части. Вторую часть этого утверждения ставим под сомнение – если все хорошо – человек в сервис не обратиться.

Итак, приступаем к проверке системы зажигания.
Для примера возьмем обычный ДОДЖ КАРАВАН.

Жалобы клиента (это спрашиваем в первую очередь) – не заводиться. В предыдущих сервисах поставлен диагноз – нет искры. Причина отсутствия искры не выяснена.

Только диагносты со стажем способны определить дефект «на слух и на нюх». Мы же с вами воспользуемся приборами – это более объективно.
В нашем распоряжении АвтоАсс Профи-3. Хороший прибор, нашего Российского производства (г. Ростов). Дороговат правда, но своих денег стоит.
Ну что же, одновременно протестируем этот прибор – посмотрим, на что он годен.
Проверка вторичного напряжения системы зажигания – самый главный параметр. В идеале должен выглядеть следующим образом:

Линия заряда катушки показывает нам, как катушка заряжается
1. Слишком короткая линия заряда говорит о том, что катушка недозаряжается. Хорошей искры не жди…
. 2. Слишком длинная линия заряда – перегреваем катушку. Выход из строя гарантирован.
Пробивное напряжение показывает нам, как «сложно» искре пробить искровой промежуток свечи.
Остаточные колебания показывают нам, исправна ли катушка (есть ли у не индуктивность – не замкнуты ли витки).
Ну и самое интересное для нас – есть ли линия горения искры? Вообще, искра есть?

Примечание:
Старый «дедушкин» способ проверки искры сводиться к тому, что свечи выкладываются на воздухе и кто — то крутит стартером. Данный способ говорит лишь о том – есть она в принципе, или нет. Давайте разберем этот способ.

Итак, что бы пробить 10 мм воздуха при атмосферном давлении, требуется напряжение порядка 10 Кв. Давление в цилиндре как минимум 10 бар – пробивное напряжение должно быть равно 100 Кв. Ни одна система зажигания не способна выдать это напряжение! Вот почему зазор в свечах принимают равным около 1 мм. Искра есть, если она пробивает 10 мм «на воздухе» — аналог 1 мм в цилиндре.

Простейшие методики проверки зажигания сводятся к тому – пробивает ли она эти 10 мм ?Для этого применяется искровой пробойник. Два электрода, разнесенные на расстояние 10 мм. Дает достоверную информацию – есть искра или нет. Но полную информацию об искре может дать только мототестер.

Подключаем АвтоАсс –Профи 3.
На «правильном» автомобиле осциллограмма выглядит следующим образом:

За эталон взят обычный Мерседес ML-320 – любезно предоставленный одним из учеников нашего производственно-обучающего центра ИнжКар.

Примечание:
Система зажигания одинакова для всех автомобилей.
Мерседес и Запорожец – по системе зажигания не отличаются ничем. Вот почему мототестер (иногда его называют «мотортестер») применим к любым автомобилям.

Результаты превосходят все ожидания. Вместо «правильной» осциллограммы вторичного напряжения видим что — то неприличное:

Расшифровка данной осциллограммы ставит в тупик …
После «хорошей» линии заряда и пробивного напряжения линия горения искры не похожа ни на что! В конце горения видим еще одну линию пробивного без линии горения искры. Прямо как у Люиса Кэрролла в «Алисе в стране чудес» — чем дальше, тем чудесатее!

Ну, мы же диагносты – наша задача найти неисправность! Вспоминаем структуру построения систем зажигания.

Смотрим импульсы, приходящие на блок управления. В первую очередь нас интересуют импульсы:
1.Коленвала. Они задают «точку отсчета» для начала подачи искры.
2.Распредвала. Они задают куда (в какой цилиндр) подать искру.

Смущают выбросы по датчикам распредвала и коленвала. Ну, при работе стартера такие отклонения допустимы.

Тут все нормально.
Проверяем питание на коммутатор и одновременно вторичные цепи зажигания. Одновременный просмотр ведем в режиме 2-х лучей .

Колебания питания для работы стартера допустимы, и не являются причиной такого поведения вторичных цепей.
Примечание:
Проверяйте питание и «массу» на датчики и блоки. Не спешите их браковать без проверки этих параметров!

Так чем же вызывается такая аномальная линия заряда и линия горения? Грешим на коммутатор. На этом автомобиле его нет! Силовые транзисторы управления катушками расположены в блоке управления двигателем. Проверяем их. Увы, они исправны….

Проверяем катушки зажигания. Первичная обмотка показывает сопротивление, соответствующее мануалам. Вторичная обмотка показывает «бесконечность». Вот они дефект! Обрыв вторичной цепи катушки зажигания.

Но мы должны убедиться, что других дефектов нет. Самый лучший способ – замена катушки и просмотр параметров после замены.

Тут нас ждет разочарование – катушка только под заказ, стоит много денег, ждать месяц.
Как же нам убедиться в правильности диагноза?

Примечание:
В диагностике бывают только две ошибки:
1. Бракуем исправный элемент.
2. Не бракуем неисправный элемент.

Попробуем не сделать этих ошибок. Наливаем чашечку кофе (лучше потратить лишние 5 минут на раздумья и построение логической цепочки возникновения неисправности, чем поставить неправильный диагноз). Мысленно ставим себя на место свечи зажигания. Итак:

1. Линия заряда есть – катушка заряжается.
2. Высокое напряжение к свече прикладывается – искровой промежуток пробивается.
3. Куда «девается искра»? Вспоминаем, что такое обрыв (неважно где – в катушке, бронепроводе или наконечнике): Это отсутствие кусочка провода. Искра пробивает сначала там, потом пробивает искровой промежуток свечи. Аналог очень большого зазора. Именно там она благополучно гаснет. Но катушка продолжает вырабатывать высокое напряжение – искра возникает вновь, цикл повторяется. Вот мы и видим «рваную» линию горения, визуально искры не видно. Что же, логически показания приборов и наша версия дефекта совпадают.

Вроде все сходиться…. Но червячок сомнений остается – вдруг ошиблись?

И тут наш взор падает на ВАЗ классика, стоящий в углу. Масло меняет! Просим катушку зажигания для проверки. Отдаем себе отчет, что сопротивление первичной цепи и индуктивность не соответствует нашему автомобилю. Правильной осцилогаммы ожидать не следует, но для проверки системы сгодиться.

Да, мы видим «кривую» линию заряда – соответственно, неправильную линию горения. Ну а что вы хотели? Катушка не «родная»! Но импульсы стабильные, искра есть….

Итак , диагноз – неисправна катушка. Обрыв вторичной обмотки. Причина возникновения неисправности – производственный дефект.
Способ устранения – замена.

Примечание:
В стандарте OBD впервые дано определение диагностики. В переводе на русский звучит несколько коряво:

Это процесс идентификации причины или природы создавшихся условий, ситуации или проблемы для определения правильных действий по ремонту автомобиля

Попробую перевести на понятный язык:

1.Найти дефект.
2.Найти причину его возникновения.
3.Разработать методики ремонта.

Все вышеуказанные требования стандарта OBD выполнены полностью.

Примечание:
1.В результате диагностики автомобиль ДОДЖ не пострадал.
2.Проверку производил : Федор Рязанов. Технический консультант (обучение диагностов) « ИнжКар» .

Публикуется по материалам журнала
«Правильный АВТОСЕРВИС»
№6(52) 2009

Написать комментарий

Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо Хорошо

Введите код, указанный на картинке:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях