В последние несколько лет, многие владельцы используют для стайлинга своего автомобиля различные типы светодиодов. Технологии изготовления светодиодов постоянно совершенствуются, но в большинстве случаев это не спасает светодиоды от их быстрого выхода из строя.
Как следствие частично перегоревшие светодиоды в подсветке интерьера или например в LED задних фонарях (оригинальные фонари этим не страдают, т.к. имеют серьезную защиту и по току и по напряжению).
Грубо говоря, светодиоды можно условно поделить на два вида: маломощные и мощные. Первый вид широко используется в различных светодиодных лентах, матрицах, LED-лампах и в готовых световых приборах, таких как модернизированные фонари. Второй вид как правило используется в лампах головного света и в дневных ходовых огнях.
Объединяет все эти устройства одно. В подавляющем большинстве случаев все они рассчитаны на стабилизированный ток и напряжение, которые в бортовой сети автомобиля как правило не встречаются. Нормальное напряжение в автомобиле может колебаться от 11,7В при заглушенном двигателе, до 14,8В при заведенном двигателе.
Немного теории. Напряжение (падение напряжения) типичного светодиода – 3,5В. В зависимости от цвета это может быть: для желтых и красных светодиодов — 2 — 2,5В; для синих, зеленых, белых — 3-3,8В. Типовой ток маломощного светодиода – 20мА, мощного – 350мА.
Светодиод питается током и у него нет такого параметра, как напряжение, но есть параметр падение напряжения. Т.е. какое напряжение на нем теряется. Если на светодиоде написано: 20мА 3,5В, то это значит что ему надо не больше 20 мА тока и при этом на нем потеряется 3,5В (т.е. напряжение после светодиода упадет на 3,5В).
Для ограничения тока на LED-устройства устанавливаются резисторы, но не стоит забывать, что устройства рассчитаны на напряжение ровно 12В и при возрастании напряжения, будет возрастать и ток. Как итог, светодиод быстро перегреется и сгорит.
Итак, как мы выяснили выше, простейшим драйвером (стабилизатором тока) является резистор и устройства рассчитаны на стабилизированное напряжение 12В, которые практически не встречается в бортовой сети автомобиля. Соответственно для маломощных диодов, которые массово используются в автомобилях, необходимо всего одно устройство — стабилизатор напряжения.
Проверенным и доступным на сегодняшний день является DC–DC понижающий преобразователь LM2596, который можно купить на Aliexpress за смешные 50₽. Принцип его работы очень прост. При подаче на вход этого импульсного стабилизатора напряжения до 40В, на выходе всегда будет ровно 12В (значение устанавливается вручную), а ток будут подаваться ровно такой, какой нужен для питания светодиодов.
Именно такие стабилизаторы напряжения я использую для LED-стайлинга своих автомобилей. Корпус подобрать не сложно. Я использую стандартные корпуса, купленные в магазине Чип и Дип. При желании корпус можно сделать герметичным для использования при всепогодных условиях.
Благодаря тому, что светодиодные ленты экономичны и рассчитаны на рабочее напряжение в 12 вольт, они как нельзя лучше, подходят для создания неповторимого облика любому автомобилю. Мы постараемся подробно рассказать – как выбрать и как подключить светодиодную ленту в машине?
Цвет и количество светодиодов
Есть прямая зависимость яркости свечения ленты от того сколько светодиодов на ней расположено: 30, 60 на метр. Есть и сдвоенные – 240 штук на метр, но для оформления легковых авто они не применяются.
Цвета свечения также разнообразные, от однотонных (белых, синих, желтых, красных, зеленных), до многоцветных с RGB контроллером. Многоцветные смотрятся привлекательно за счет того что контроллер позволяет изменить не только цвет и яркость свечения, а даже порядок и частоту смены цветов.
Защищенность от влаги и пыли.
Немаловажным фактором при выборе является защищенность ленты от воздействия атмосферных осадков. Подобрать нужный тип помогает маркировка по параметру IP.
- IP20 – диоды без защиты. Можно применять только в салоне (багажнике) машины – на приборной панели или потолке.
- IP65 – маркировка для лент средней степени защиты. Применяется и снаружи и внутри авто.
- IP68 – самая надежная степень защищенности. Слой бесцветного силикона, надежно предохраняет от дождя и грязи. Подходит для наружного оформления днища авто.
Тип светодиодов в ленте
SMD — контакты к светодиодам впаяны в саму ленту. Предназначены для монтажа к различным поверхностям.
Цифрами указываются размеры самих светодиодов:
- 2,8 х 3,5 мм — для лент горизонтального свечения мощностью до 0,08 Вт.
- 1х3 мм – применяется в лентах бокового свечения мощностью до 0,08 Вт.
- 5х5 мм – в лампах с тремя кристаллами с высоким уровнем яркости. Самая высокая мощность 0,24 Вт.
Для установки светодиодной ленты в автомашину основным параметром для выбора является класс защиты IP. Самый распространенный – IP65. Но для установки в фары лучше отдать предпочтение лентам с высокой степенью защиты – IP68. А яркость свечения подбирается согласно ГОСТ Р 41.48-2004 и должна быть в пределах 400 – 800 кандел.
Места установки
Тюнинг машины – это относительно недорогой прием, чтобы её украсить. Светящимися лентами украшают колесные диски, фары, салон и пускают их под днищем. Привлекательно смотрится салон автомашины, в которой есть подсветка перед передними сиденьями, обрамление приборной панели или по краям потолочного покрытия.
Самый простой способ подключения подсветки — к прикуривателю. Если прикуривателя в машине нет – протянуть провод к плюсовой клемме аккумулятора. В некоторых случаях встречается подключение к клавише включения света на приборной панели. Главное условие – предусмотреть наличие предохранителя в электрической цепи.
Подключение автомобильных светодиодов
Процесс подключения достаточно прост. На лед-ленте есть контакты с обозначениями «V|R|G|B». К ним припаиваются провода для подключения. Одноцветные ленты подключить к бортовой системе достаточно просто – плюс запитывается к клемме аккумулятора со знаком «+».
Минус выводится или к кузову машины, или также подключается к аккумулятору к клемме «-«.
На схеме хорошо видно как установить элементы подсветки по кузову автомобиля:
Принцип подключения многоцветных (RGB) светодиодных лент тот же, но за одним исключением. В цепи присутствует контроллер, который отвечает за автоматическую смену режима цвета.
На выводе у RGB-ленты есть четыре провода с обозначениями, что позволяет правильно ее подключить:
Клеммы подключаются к соответствующим выводам на контроллере, с другой стороны которого, всё те же стандартные плюс и минус. Смена цветов может проходить, как в автоматическом режиме, так и с помощью дистанционного пульта управления.
Сама лента прокладывается по кузову автомобиля и крепится с помощью специальных пластиковых скоб или хомутов. Для установки непосредственно в фары на led-ленте есть клеящая основа, прикрытая защитной пленкой.
Как устанавливать led-ленту в фару
Рассмотрим, как подсоединить led-ленту в передних фарах. Первым делом необходимо снять ее с автомобиля. Процесс довольно кропотливый, так как может понадобиться снятие бампера и решетки радиатора. Но чаще всего фары крепятся так, чтобы их можно было снять без демонтажа лишних деталей автомобиля.
Для этого:
- Отсоединяются все провода, и фара отделяется от машины.
- С фары снимается стекло. Чтобы легко демонтировать стекло, края фары лучше разогреть феном.
- Лента закрепляется в фаре.
- Провода вывести наружу для подключения или к аккумулятору, или к габаритным огням или к цепи сигналов-подворотников.
- Стекло ставят обратно плотно на герметик. Нельзя допустить, чтобы оставались щели, через которые может попадать вода.
- Фара устанавливается на место.
Устанавливаем светодиодную ленту на фару
Поверх фары желательно устанавливать специально предназначенную для этого светодиодную ленту, найти ее можно в специализированных автомобильных магазинах, выглядит она примерно так:
В данном случае фару с автомобиля можно и не снимать, поэтому процесс установки ленты упрощается до минимума:
- Выбирается влагозащищенная лента.
- Подбирается место для крепления.
- Снимается защитная основа с клеящейся стороны и лента приклеивается.
- Даем клею прихватиться к стеклу.
На такое оформление уходит около 10 минут. Осталось только подключить провода, и дело сделано!
Конечно, придется мириться с недостатками:
- Такое оформление довольно неэстетичное.
- Зимой на наружных элементах скапливается снег и нарастает лед.
- Не украшают фару стекающая вода со светодиодной ленты.
Но есть и плюс. Если перегорит – ее не трудно будет снять и заменить на другую.
Тюнинг фар Уаз Патриот
Современные автомобили Ульяновского автомобильного завода, модели Патриот стали оснащать фарами с встроенной светодиодной подсветкой. А вот владельцы более ранних моделей уже обходятся только фарами с обычными галогенными лампами. Однако есть умельцы, которые научились встраивать светодиодную ленту в фару УАЗ Патриот.
Давайте разберемся, как это сделать своими руками:
- Найти все места крепления фары к кузову автомобиля и открутить.
- Не пропустить крепление со стороны крыла. Для удобной работы вам понадобится светодиодная переноска.
- Блок-фара снимается с автомобиля. Убираем аккуратно скобы крепления стекла к фаре. Не упустите момент, когда герметик станет податливым и пластичным. После этого сразу же снимите стекло с помощью отвёртки.
- Отщелкнуть отверткой крепежные скобы.
- Прогреть стекло по контуру фары, чтобы размягчился уплотнительный герметик. Аккуратней, от перегрева феном стекло может изменить форму.
- Аккуратно отсоединить стекло с помощью плоской отвертки.
- К диодной полосе припаять два провода разного цвета. Черный для минуса, красный для плюса. Все провода припаяны к светодиодной ленте.
- Подключение светодиодов. Противоположные концы проводов припаять к патрону габаритных огней. Черный минус, красный плюс.
- Лента приклеивается двусторонним скотчем. Общая картина.
- Провода закрашиваются в серебристый цвет для малозаметности.
- Стекло устанавливается обратно на герметик.
Так выглядит уже установленная led-подсветка в фару УАЗ ПАТРИОТ.
Видео подробно показывает к чему подключить ленту и пошаговый процесс установки светодиодной ленты на обшивке двери для автомобиля Kia Ceed. Есть принципиальная схема подключения.