Высота протектора — важный параметр, определяющий основные характеристики шины и всего автомобиля, в том числе управляемость, сцепление с дорожным покрытием и т.д. Современные шины позволяют отслеживать степень износа протектора с помощью специальных интегрированных индикаторов. Что такое индикатор износа шин и как им пользоваться — читайте в данной статье.
Почему важно знать степень износа шин
Основные характеристики автомобильных шин обеспечиваются нанесенным на их поверхности выпуклым рисунком — протектором. Благодаря протектору формируется пятно контакта шины с дорожным протектором, обеспечивается зацепление колеса с дорогой, а главное — протектор отводит из-под колеса воду, грязь и снежную кашу, обеспечивая лучший его контакт с поверхностью дороги.
Однако резина постоянно подвергается износу, поэтому с течением времени протектор истирается и его высота уменьшается. Это влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе снижение скорости начала «аквапланирования», ухудшение управляемости, повышение вероятности срыва в занос и т.д., а износ протектора грузовиков и тракторов снижает и проходимость этих транспортных средств. В конечном итоге, чрезмерный износ шин снижает безопасность автомобиля и может стать причиной ДТП.
Поэтому высота протектора жестко регулируется законом, и каждый водитель должен соблюдать установленные требования на износ шин. Остаточная высота протектора, при достижении которой шины уже нельзя эксплуатировать, установлена пунктом 5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», который является приложением к ПДД.
На сегодняшний день установлены следующие значения остаточной высоты протектора:
- Для мотоциклов — 0,8 мм;
- Для грузовых автомобилей — 1 мм;
- Для легковых автомобилей — 1,6 мм;
- Для автобусов — 2 мм.
При достижении указанных значений шину необходимо заменить, в противном случае это будет нарушением ПДД с наложением на водителя соответствующих санкций. Определить остаточную высоту протектора можно различными способами, однако сегодня наиболее распространенным и простым является встроенный в шины индикатор износа.
Способы реализации и возможности
Индикатор уровня износа шин устроен довольно просто — это часть протектора, имеющая определенное положение, и отличающаяся от основной части протектора формой и размерами.
Существует два основных типа индикатора износа протектора шин:
- Объемные (выпуклые) индикаторы — это объемный элемент, который обычно расположен в канавке протектора;
- Цифровые индикаторы — выдавленные в протекторе цифры и иные фигуры, имеющие различную глубину;
- Индикаторы в виде выдавленных штрихов или иных элементов различной глубины.
Объемные индикаторы наиболее просты и достаточно информативны. По мере износа шины высота протектора снижается, и в какой-то момент сравнивается с высотой индикатора — это говорит, что шина имеет критический износ и требует замены. На многих шинах имеются не только основные, но и промежуточные индикаторы — выравнивание высоты протектора с этими индикаторы предупреждает водителя о том, что нужно быть осторожным и уже позаботиться о поиске новых шин.
Цифровые индикаторы выдавлены в протекторе, причем они имеют различную глубину: наибольшая цифра (обычно это «8») — имеет меньшую глубину, наименьшая («2» для летней резины и «4» для зимней) — наибольшую глубину. По мере износа шин цифры пропадают, а о текущей высоте протектора говорит наибольшая из оставшихся цифр. О том, что шина имеет критический износ, говорит исчезновение последней цифры.
Необходимо отметить, что сегодня применяется три основных типа цифровых индикаторов:
- Индикаторы с рядом цифр от «2» или «4» до «8», маркировка производится в миллиметрах;
- Индикаторы с одной сегментированной цифрой, выполненной по типу цифр в электронных семисегментных индикаторах — каждый сегмент выдавлен на разную глубину, и по мере износа появляются разные цифры. Маркировка обычно производится в миллиметрах;
- Индикаторы с рядом цифр, маркировка производится в процентах от высоты протектора.
Выдавленные в протекторе индикаторы работают так же, как и цифровые, однако они не всегда удобны, так как требуют расшифровки. Цифровые индикаторы более удобны, потому что они интуитивно понятны, а поэтому получили довольно широкое распространение.
На одной шине предусмотрено несколько (обычно шесть) индикаторов износа, равномерно разнесенных по окружности протектора. О расположении индикатора указывает специальная маркировка, нанесенная напротив индикатора в плечевой зоне покрышки.
В шинах разных производителей используется неодинаковая маркировка:
- Треугольник, направленный вершиной в сторону протектора;
- Аббревиатура TWI (Tread wear indicator) с треугольником;
- Снежинка (обычно на зимних шинах некоторых брендов);
- Фирменные фигуры и логотипы (например, на шинах Michelin используется узнаваемая фигурка Бибендума).
Наличие нескольких индикаторов на одной шине позволяет определять равномерность ее износа, но главное, что дают шесть индикаторов — удобство определения износа протектора независимо от положения колеса. Если бы индикатор был один, то нахождение его местоположения и определение износа было бы осложнено и требовало бы перестановки автомобиля.
Как пользоваться показаниями
Оценка износа протектора с помощью индикатора довольно проста и не требует каких-либо особых навыков. В первую очередь, необходимо по значкам на боковой части шины найти положение индикаторов, а затем уже по индикатору оценить степень износа протектора.
В случае объемного индикатора необходимо ориентироваться на разность высоты протектора и индикатора, и если они равны — следует произвести замену покрышки. Выравнивание высоты протектора с промежуточным индикатором не является сигналом о необходимости замены шины, но дает водителю понять, что уже стоит соблюдать осторожность и готовиться к скорой замене резины.
В случае цифрового индикатора нужно ориентироваться на самую большую из выдавленных в протекторе цифр. Так, если на летней резине стерлись все цифры, кроме «4» и «2», то шину еще можно эксплуатировать, однако стоит готовиться к ее скорой замене. О необходимости поставить новую резину говорит исчезновение цифры «2» на летних шинах и цифры «4» на зимних шинах.
Затягивать со сменой покрышек при их износе нельзя, так как это опасно и, к тому же, незаконно. Поэтому рекомендуется периодически осматривать индикаторы износа шин и при наступлении критического износа произвести их замену. Только так можно избежать многих опасностей, которые таят «лысые» покрышки, и санкций со стороны сотрудников ГИБДД.
Теплое время года, особенно весна и лето — это сезон велосипедов, прогулок на природе и семейного отдыха. В интернет-магазине AvtoALL.RU вы найдете всё, чтобы сделать свой отдых приятным и полезным.
Майские праздники — это первые по-настоящему теплые выходные, которые можно с пользой провести на природе в кругу семьи и близких друзей! Сделать досуг на свежем воздухе максимально комфортным поможет ассортимент продукции интернет-магазина AvtoALL.
Страна и компания-производитель
Все производители наносят свой логотип и название на боковую часть колеса.
Многие фирмы имеют заводы в разных странах, и качество их продукции может существенно отличаться. Например, японские шины Bridgestone могут выпускаться Италии, Франции, Финляндии, Таиланде, Малайзии и многих других странах.
На некоторых покрышках есть надпись «Мade in …», но если ее нет, узнать в какой стране выпущена резина можно по кодовому обозначению DOT. Благодаря нему также можно узнать серию, завод и дату изготовления конкретного экземпляра.
Страна производитель зашифрована в виде 2-х букв, которые расположены сразу за аббревиатурой DOT. Например:
Каждый производитель имеет собственную систему обозначения своих заводов. Так известный бренд Bridgestone наносит на борт такие коды:
- 1D; EH; EJ; EK; EL; EM; EN; EP; H4 – страна производитель Япония;
- 0B; 0W; 1C; 2C; 2M; 3M; 4D; 5D; 7B; 8B; D2; HY; VA; VD; VE; W1; W2 – США;
- 1U – Китай;
- 1V,A7 – Таиланд;
- 3Y,7G, E2–Польша;
- 5T, 6T – Бразилия;
- VN, 9B – Канада;
- A8 – Индонезия;
- J2 – Сингапур;
- L5 – Турция;
- LH–Австралия.
Модель и тип протектора
Помимо названия торговой марки, производители указывают на шине ее модель. Большинство брендов имеют несколько модельных рядов (или линеек), которые отличаются:
- рисунком и типом протектора;
- составом использованного материала;
- предназначением;
- сезонностью.
В рамках одной модели покупатель может выбрать подходящий ему диаметр и профиль колеса.
Каждая линейка рассчитана на определенного пользователя, для которого имеют значения показатели скорости, износоустойчивости или экономии. Например, компания Michelin имеет в своем ассортименте модель Energy, которая является экологичной и экономит топливо.
Для любителей быстрой и жесткой езды предназначена модель Michelin Primacy, обеспечивающая высокий индекс скорости и управляемость при маневрах.
Название модели имеет цифровые и буквенные обозначения. Они прописаны сразу после наименования производителя.
По наименованию модели легко определить рисунок и вид протектора.
Протектор с направленной поверхностью имеет стрелку, указывающую направление вращения и надпись «Rotation».
Асимметричные покрышки снабжают маркерами Outside и Inside, которые помогают правильно монтировать резину.
Скоростной предел автомобильных шин
Соответствие обозначению скорости ее показателей можно узнать из таблицы:
Максимальная скорость (км/ч) | Индекс скорости |
120 | L |
130 | М |
140 | N |
150 | Р |
160 | Q |
170 | R |
180 | S |
190 | Т |
200 | U |
210 | Н |
240 | V |
270 | W |
300 | Y |
Больше 300 | Z |
Маркировка говорит о том, какую наибольшую скорость можно развивать на тех или иных шинах. Она имеет вид латинских букв и указывается на борту резины.
Таблица максимальной нагрузки
Индекс | Вес | Индекс | Вес | Индекс | Вес | Индекс | Вес | Индекс | Вес |
62 | 265 | 75 | 387 | 88 | 560 | 101 | 825 | 114 | 1180 |
63 | 272 | 76 | 400 | 89 | 580 | 102 | 850 | 115 | 1215 |
64 | 280 | 77 | 412 | 90 | 600 | 103 | 875 | 116 | 1250 |
65 | 290 | 78 | 425 | 91 | 615 | 104 | 900 | 117 | 1285 |
66 | 300 | 79 | 437 | 92 | 630 | 105 | 925 | 118 | 1320 |
67 | 307 | 80 | 450 | 93 | 650 | 106 | 950 | 119 | 1360 |
68 | 315 | 81 | 462 | 94 | 670 | 107 | 975 | 120 | 1400 |
69 | 325 | 82 | 475 | 95 | 690 | 108 | 1000 | 121 | 1450 |
70 | 335 | 83 | 478 | 96 | 710 | 109 | 1030 | 122 | 1500 |
71 | 345 | 84 | 500 | 97 | 730 | 110 | 1060 | 123 | 1550 |
72 | 355 | 85 | 515 | 98 | 750 | 111 | 1090 | 124 | 1600 |
73 | 365 | 86 | 530 | 99 | 775 | 112 | 1120 | 125 | 1650 |
74 | 375 | 87 | 545 | 100 | 800 | 113 | 1150 | 126 | 1700 |
Это параметр отвечает за грузоподъемность шины. Индекс нагрузки шин выражается числом и расположен на участке перед показателем скорости.
Маркировка конструкции шин
По своему строению покрышки могут быть радиальными и диагональными. Большинство современных моделей имеют радиальное пересечение корда.
На колесе маркировка обозначается:
- R – радиальная конструкция;
- D – диагональная.