Среди поломок ДВС стоит отдельно отметить появление трещин блока цилиндров и головки блока цилиндров. Такие трещины в корпусе двигателя и других составных элементах достаточно распространены. В процессе эксплуатации многие узлы в конструкции ДВС подвергаются серьезным механическим и температурным нагрузкам, которые создают естественный износ силового агрегата.
Блок также трескается в результате аварий, стенки блока цилиндров или головки блока цилиндров могут пробиваться деталями двигателя (шатун и т.д.) в результате заклинивания силовой установки.
Удаление трещин
Блоки и головки блоков двигателя состоят из различных металлических сплавов. Существующие сегодня технологии зачастую позволяют восстановить поврежденные элементы. Далее мы рассмотрим способы устранения поломки и ответим на вопрос, как убрать трещины блока цилиндров и отремонтировать трещины ГБЦ. В ряде случаев ремонт трещин можно выполнить своими руками.
Одним из наиболее широко применяемых способов устранения трещин блока цилиндров и ГБЦ является заделывание дефектов силуминовых и чугунных блоков при помощи сварки.
Как найти трещину
Для выявления трещин применяют следующие способы:
- метод ультразвукового обнаружения;
- использование магниточувствительного оборудования;
- метод пневматической опрессовки;
- поиск трещин посредством гидроконтроля;
На практике обнаружение трещин во многих автосервисах производится посредством закачки в неисправный элемент двигателя воздуха или воды. В случае с воздухом деталь дополнительно погружают в ванну и находят дефекты по пузырькам. Если в элемент закачивается вода, тогда необходимость погружения исключается, так как трещины диагностируют по просачиванию жидкости.
Для определения точных границ трещины с обеих сторон от раскола крепятся пару магнитов, пространство между магнитами засыпается специальными проводящими опилками. Наличие трещины приведет к тому, что линии магнитного поля разорвутся, опилки будут частично группироваться на поверхности раскола. Данный способ позволяет четко выявить трещину блока цилиндров или ГБЦ.
Ремонт при помощи сварки
Необходимо отметить, что устранять расколы нужно в строгом соответствии со всеми рекомендациями. Механические напряжения остаточного типа в зоне шва могут привести к нарушениям его целостности и необходимости повторного ремонта.
Блок из чугуна восстанавливают при помощи засверливания концов трещины и последующей шлифовки всей длины раскола под углом 90 градусов. Засверливать необходимо для того, чтобы предотвратить дальнейшее распространение. Что касается сварки, на начальном этапе блок цилиндров разогревается до 650 градусов по Цельсию. После этого наносится сплошной шов при помощи присадочного чугунно – медного прута и флюса. Завершающим этапом становится постепенное охлаждение детали, для чего требуется специальный термошкаф.
Для того чтобы не прогревать блок, можно воспользоваться электрической сваркой и медными электродами в жестяной обертке. По окончании поверхность полученного шва обезжиривается при помощи ацетона и дополнительно наносится слой эпоксидной пасты специальным шпателем. Эпоксид застывает в течение 24 часов при комнатной температуре и около 2 часов при нагреве до 100 градусов по Цельсию. Завершающим этапом станет шлифовка обработанного шва.
Альтернативные способы
Начнем с того, что незначительные трещины можно также заделать путем использования эпоксидной пасты и стеклоткани. Перед началом работ поверхность металла нужно хорошо обезжирить. Слои пасты и стеклоткани при нанесении чередуются, последним слоем должен являться эпоксид.
Среди наиболее востребованных сегодня технологий стоит также отметить решение под названием SEAL-LOCK. К преимуществам данного способа относят отсутствие необходимости демонтировать двигатель. Способ подходит для восстановления серьезных пробоин или трещин в блоке цилиндров. Также для ремонта не требуется применение сварочного аппарата.
В основе способа лежит заполнение трещины специальной прослойкой из мягкого металла, который в результате надежно скрепляется с поверхностью восстанавливаемой детали.
- Трещину локализуют, после чего происходит засверливание краев раскола. Далее поперек трещины насверливают отверстия с установленным технологией шагом. В эти отверстия вставляются стяжки-скобы, которые связывают оба края трещины. Скобы подбираются в соответствии с видом раскола, так как могут иметь различную длину и отличаться по своей форме.
- Далее в пространстве между установленных скоб высверливается отверстие, после чего происходит нарезка конусной резьбы при помощи специального метчика. После этого необходимо произвести обработку полученного отверстия составом для устранения окисной пленки. Затем в обработанное резьбовое отверстие с небольшим усилием вкручивается заглушка-конус, материал которой активно контактирует с металлом ремонтируемой детали.
- Далее часть заглушки, которая возвышается над плоскостью, нужно немного подпилить, после чего вкручивание осуществляется с большим усилием, которое создается специальным инструментом. Под таким усилием мягкая заглушка сломается в том месте, где ранее был сделан подпил. Выступающие остатки дополнительно шлифуют.
- Следующим шагом становится сверление следующего отверстия. Это отверстие сверлят так, чтобы добиться частичного перекрытия предыдущего резьбового отверстия с установленной заглушкой. Процедура ремонта предполагает заполнение заглушками всей трещины.
Расклепывание шва позволяет устранить возможные пустоты, а также ускоряет диффузию материалов заклепок и детали. Результатом станет появление пластичного шва, который имеет прочную связь с поверхностью.
Такой шов имеет ряд преимуществ сравнительно со сварным швом:
- не страдает от температурных перепадов;
- способен сохранять целостность в условиях работы при высоких температурах;
- не получает значительного напряжения;
Что касается установки больших латок, которыми можно буквально «заклеить» треснувший блок цилиндров двигателя или головку блока, тогда способ решения по схеме реализации напоминает описанный выше.
Потребуется вырезать и подогнать латку из металла, после чего производится ее установка путем заполнения всего периметра стяжками и конусными заглушками. Последующая проверка готового шва на герметичность осуществляется при помощи опрессовки под давлением около 6 атмосфер.
Трещины в корпусе двигателя, головке блока и других его элементах — один из самых распространенных дефектов. Они возникают под воздействием ударов или из-за нарушений теплового режима. Устраняются трещины в силуминовых и чугунных деталях либо сваркой, либо заделкой полимерными материалами (так называемая холодная сварка). Эти способы иногда не дают ожидаемого результата: после подобной «реставрации» нередко возникают остаточные механические напряжения в области шва, да и прочность его часто вызывает законные нарекания.
Случается, что в корпусе мотора образуются не просто трещины, а зияющие дыры. Так бывает при авариях или пробое стенок движущимися деталями, например, шатуном. На первый взгляд с этим ничего поделать нельзя, и надо заменять узел на новый. Но успехи современных технологий и материаловедения и в этом случае позволяют восстанавливать, казалось бы, безнадежно испорченные детали.
Одна из таких технологий — «Seal-Lock». Используя ее, иногда не надо даже снимать силовой агрегат, а на заделку, к примеру, пятисантиметровой трещины уходит не более часа. Трещина в данном случае заполняется прослойкой мягкого металла, которая при диффузии в материал детали образует с нею единое целое. В результате отремонтированная область трещины оказывается даже прочнее самой детали.
Сначала трещину обнаруживают и обозначают различными методами: ультразвуковыми или магниточувствительными приборами, пневматической опрессовкой или гидравлическим контролем (в исследуемую деталь под давлением закачивают воздух или воду и в последнем случае, погрузив ее в жидкость, смотрят, как они просачиваются через трещины).
В магнитных материалах трещину «проявляют», прикрепив с двух сторон от нее два магнита из ремкомплекта и посыпав проводящими опилками пространство между ними. Разрыв линий магнитного поля на трещине приведет к тому, что опилки соберутся по ее поверхности, образуя своего рода мостик. Оставшиеся в трещине опилки легко сдуваются, и она становится отчетливо видна.
Обозначенная трещина засверливается по краям для исключения дальнейшего распространения. В нескольких местах поперек нее в предварительно просверленные отверстия с определенным интервалом устанавливаются скобы, связывающие края. Эти стяжки имеют разную длину и форму, зависящую от вида трещины. Между ними высверливают первое отверстие и особым метчиком нарезают конусную резьбу. Отверстие обрабатывается составом, обеспечивающим непосредственный контакт вворачиваемой затем конусной заглушки с материалом детали (устраняющим окисную пленку).
После этого выступающий край заглушки слегка подпиливается. При сильном давлении вворачивающего инструмента ее мягкий материал ломают в месте запила. Выступающую часть заглушки стачивают абразивным инструментом. Рядом с заглушкой сверлят новое отверстие, частично перекрывающее предыдущее. Так последовательно всю трещину заполняют материалом заглушек.
После того как скобы и заглушки установлены и опилены, образовавшийся шов проковывается (спрессовывается) специальным пневмомолотком с изменяемой частотой вибрации. Это расклепывание приводит к заполнению пустот и ускорению диффузионного связывания шва в единый монолит. Образуется пластичный шов, надежно выдерживающий рабочую температуру мотора. Пробоины в деталях двигателя устраняются тем же способом.
По форме пробоины вырезается металлическая заплата, и ее периметр заполняется материалом скоб и заглушек. Этим способом часто восстанавливают двигатели раритетных автомобилей и мотоциклов. После «лечения» обязательно проводится контроль герметичности шва методом опрессовки под давлением 5 — 6 атм в горячей воде. Технология «Seal-Lock» не требует экзотического оборудования и может быть реализована в самой обычной сервисной автомастерской, а все необходимые для ремонта инструменты умещаются в небольшом чемоданчике. Она успешно применяется в США вот уже полсотни лет.