Согласно ПДД перевозка новорожденных детей в легковом автомобиле допускается только с использованием детских удерживающих систем, соответствующих весу ребенка. Детям до года подходят автокресла группы 0 и 0+ (до 13 кг).
Правила перевозки младенцев в автомобиле строго запрещают перевозить их на руках. В случае ДТП Вы не сможете удержать ребенка, и он рискует получить опасные травмы. Что касается того, как правильно перевозить грудного ребенка до 1 года в автомобиле с использованием автокресла, то здесь все зависит от его модели.
Если это автолюлька, то она обычно устанавливается перпендикулярно оси движения автомобиля, и младенец в ней находится в положении лежа. Также существуют автокресла, которые могут удерживать ребенка как лежа, так и сидя, лицом к движению или против него. Используйте автокресло только так, как этого требует инструкция.
Помните, что перевозить грудного ребенка в автокресле можно как на заднем сидении, так и на переднем.
Эксплуатация автомобильного транспорта сопряжена с высокими рисками. Касается это не только водителей, но и пассажиров с пешеходами. При этом наибольшей опасности подвергаются дети ввиду очевидных физиологических данных. Даже авария с незначительными последствиями для самого транспортного средства может повлечь серьезную угрозу для маленького пассажира. В связи с этим правила перевозки детей в автомобиле имеют существенные отличия и направлены на обеспечение повышенной безопасности пассажиров.
Общие сведения
В 2007 году в перечень правил дорожного движения был введен пункт под номером 22.9, всецело посвященный нормам обеспечения детской безопасности в автомобиле. Большинство расхождений в понимании требований ГИБДД в этой части обусловлены тем, что многие автолюбители продолжают ориентироваться на устаревшие правила. При этом до настоящего времени пункт 22.9 пережил немало корректировок, учет которых позволит автовладельцу избежать штрафов.
На данный момент правила перевозки детей в легковом автомобиле четко дифференцируют маленьких пассажиров по возрасту и предписывают оптимальные средства обеспечения безопасности. Это относится и к ремням безопасности, и к специальным креслам, и к другим приспособлениям, заменяющим традиционные механизмы защиты. Кроме того, особого внимания заслуживает место размещение ребенка в машине – на переднем или заднем сиденье.
Как перевозить детей до года?
Это наиболее требовательная с точки зрения обеспечения безопасности группа маленьких пассажиров. На сегодняшний день правила перевозки грудных детей в автомобиле говорят о том, что ребенок должен быть зафиксирован специальными удерживающими средствами или другими приспособлениями, которые дают возможность использовать ремни безопасности. С момента вступления в силу этих правил многие автовладельцы столкнулись с проблемой в виде отсутствия на задних креслах ремней безопасности. Например, их нет на старых моделях большей части отечественных машин.
Следовательно, для выполнения требований безопасности необходимо предусматривать наличие автокресла или использовать детские ремни безопасности. И это вовсе не означает, что в машине, в которой конструкционно не предусмотрены штатные ремни, нельзя перевозить ребенка. Здесь стоит обратить внимание и на другой нюанс. Некоторые ремни безопасности, которыми снабжаются иностранные модели, имеют одну лямку и фиксируют детей только у пояса.
Чтобы не нарушать правила перевозки детей до года в автомобиле и в то же время исключить рискованную фиксацию таким приспособлением, надо сразу устанавливать специальные сиденья. Но еще лучше — присмотреться к моделям и комплектациям, которые изначально снабжаются детскими 5-точечными ремнями безопасности.
Перевозка грудничков в автокресле
Как показывает практика, даже пристегнутый ребенок может получить серьезные травмы в области груди и шеи. Поэтому самым надежным средством обеспечения безопасной транспортировки малышей все же является специальная люлька или автомобильное кресло соответствующего назначения. Такие конструкции устанавливаются в салоне против движения машины. Для систематизации порядка снабжения транспортных средств такими сиденьями правила перевозки детей в автомобиле в России предусматривают две их разновидности для разных возрастов.
В первую категорию входят автолюльки, которые надежно фиксируют детей весом до 10 кг. Они пристегиваются горизонтально и обычно применяются к новорожденным. В качестве фиксаторов зачастую используется система «Изофикс», популярная в Европе, а последние годы и в нашей стране. Вторую категорию детских автокресел представляют модели, рассчитанные на массу пассажира до 13 кг. Такие конструкции в целом похожи на предыдущий вариант, но располагаются в полулежачем положении.
Стоит отметить, что правила перевозки новорожденных детей в автомобиле не допускают применения обычных люлек от колясок переносного типа. Их конструкция не позволяет обеспечить надежную фиксацию ремнями, поэтому о должном уровне защите в этом случае говорить не приходится.
Можно ли перевозить грудничков на руках?
До введения в правила ПДД отдельного пункта, посвященного безопасности детей, такой способ их перевозки был самым популярным. К сожалению, его экономность, практичность и легкость по сей день остаются привлекающими факторами для многих автовладельцев. Но в отношении безопасности такой подход представляет огромную угрозу. Как демонстрируют записи краш-тестов, в момент столкновения удерживающего пассажира выбрасывает в сторону переднего кресла или приборной панели.
Соответственно, удар приходится на ребенка, который к тому же придавливается массой взрослого. Поэтому правила перевозки маленьких детей в автомобиле не допускают их размещения на руках. Многие полагают, что все риски возникают из-за того, что взрослые, удерживающие детей при движении автомобиля, элементарно не пристегиваются. Но даже использование ремня безопасности не предохранит ребенка в полной мере.
Для справки: уже на скорости 30 км/ч масса юного пассажира увеличивается в 10 раз. Поэтому в момент столкновения с большей долей вероятности родитель его не удержит. И это не говоря о травмах, которые могут возникнуть от самого механизма жесткого удержания ребенка в момент аварии руками. Поэтому не стоит игнорировать правила перевозки детей в легковом автомобиле и стараться избегать сомнительных способов их фиксации. Конечно, если опустить риски возникновения аварий, то перевозка на руках будет самой удобной, но в реальной жизни от подобных угроз никто не застрахован.
Перевозка на переднем сиденье
Споры о том, на каком сиденье можно осуществлять перевозку маленьких пассажиров, по-прежнему не утихают. Отчасти предметом таких споров становится уровень безопасности, но в большинстве случаев неоднозначность мнений по этому поводу упирается в правила перевозки детей на переднем сиденье автомобиля и, в частности, их технической организации. Стоит отметить, что такая транспортировка была запрещена до 2007 года, но вот уже почти 10 лет она допускается, но с ограничениями. Причем относится это и к детям от 12 лет, и к новорожденным. Особенности перевозки на переднем сиденье обусловлены более жесткими мерами обеспечения безопасности.
Так, если для фиксации ребенка на заднем кресле достаточно пристегивающих средств, то в передней части необходимо использовать специальные удерживающие приспособления. В основном для этого применяются те же автокресла и люльки, но можно использовать и другие средства удержания малышей. Подобных устройств немало – это различные подголовники, пряжки, лямки и другие приспособления.
В любом случае нужно понимать, что более жесткие правила перевозки детей на переднем сиденье автомобиля вполне оправданы. Ребенок в этой части салона подвергается большей опасности и при крупном столкновении может быть выброшен в лобовое стекло. Поэтому требуется усиленная и многоточечная фиксация, а еще лучше – предпочесть перевозку на заднем сиденье. Кстати, самым безопасным для пассажира сиденьем считается заднее, которое расположено за спиной переднего седока. Последнее же специалисты считают наиболее опасным – даже по сравнению с креслом водителя.
Перевозка детей от года
Для этой категории пассажиров действуют такие же правила, как и в случае с неврожденными и грудничками. Но на практике подход к их транспортировке отличается. Связано это с возрастом и, соответственно, выбором фиксирующих приспособлений. Специалисты также рекомендуют приобретать автомобильные кресла, но в этот раз способные обслуживать массу от 9 до 18 кг. Несмотря на то что правила перевозки детей в автомобиле в меньшей степени учитывают критерий удобства, он также становится фактором пассивной безопасности. Например, если ребенку будет дискомфортно, он начнет капризничать. Даже если в салоне присутствуют люди, которые могут его успокоить, водителя эта ситуация будет отвлекать.
По этой причине выбор автокресла желательно производить вместе с ребенком, предварительно выполнив тестирование устройства на предмет комфортности. Критериями удобства при посадке будут следующие условия:
- Позвоночник не должен быть искривлен.
- Предусмотренные ремни безопасности не жмут.
- Голова занимает удобное положение.
Выбирая современные пятиточечные ремни безопасности, важно учитывать и другие факторы. В замках пряжки должно быть предусмотрено матерчатое покрытие – это своеобразная прокладка, защищающая промежность ребенка от сильной перетяжки в момент аварии. Кроме того, правила перевозки детей в автомобиле предусматривают надежную фиксацию самого кресла. Важно учитывать не только прочность крепежного механизма, но и удобство его установки, особенно если предполагается демонтаж приспособления после каждой поездки.
Перевозка детей школьного возраста
Эта группа, как ни странно, более подвержена рискам на дороге, чем малыши. Когда ребенку исполняется 6-7 лет, родители ошибочно полагают, что есть основания избавить себя от хлопот с креслами, специальными ремнями безопасности для детей и прочими защитными приспособлениями. В результате многие ограничиваются использованием свернутых одеял и подушек, поднимая на них ребенка для фиксации штатным ремнем.
Но такой подход не допускают правила перевозки детей в автомобиле. ПДД и в частности пункт 22.9 говорит о том, что применяться могут только специальные устройства. Опасность же эксплуатации подушки заключается в том, что она (или сверток одеяльца) при столкновении выбивается из-под ребенка, шея которого оказывается на уровне лямки ремня безопасности. Несложно догадаться, к чему такая фиксация может привести даже при столкновении на небольшой скорости.
Чтобы осуществить безопасную перевозку ребенка, достигшего школьного возраста, следует обзавестись бустером – это поднимающееся кресло, которое также устанавливается в машине, но стоит дешевле по сравнению с традиционными автолюльками. Данное приспособление поднимает юного пассажира до высоты, достаточной для использования ремня безопасности. При этом, в отличие от подушек и одеял бустер не представляет никакой опасности для детей при столкновении и отличается долговечностью.
К слову, с таким устройством ребенка можно перевозить несколько лет, пока его рост не достигнет 150 см – минимальная высота человека, при которой он может пользоваться штатными ремнями безопасности без применения специальных приспособлений. По этой причине правила перевозки детей 12 лет в автомобиле уже не требуют использования автокресел и бустеров.
Аксессуары для перевозки ребенка
Наряду со специальными техническими приспособлениями и механизмами, направленными на защиту крохи при движении в автомобиле, существуют и вспомогательные предметы, облегчающие поездку и также снижающие риск получения травмы.
К ним относятся следующие:
- Стол для кормления. Данный аксессуар будет полезен в длительных поездках. Столик фиксируется к сиденью, позволяя удобно кормить ребенка. Делать это следует только на остановках, так как в процессе движения еду или жидкости можно пролить.
- Чехол для ног. К безопасности данный аксессуар имеет незначительное отношение, но в плане чистоты и эстетичности – он необходим. Действие чехла элементарно: его надевают на ноги ребенка, защищая обивку сидений от грязи на обуви.
- Воротничок для сна. Известный факт, что дети в автомобильных поездках быстро засыпают. С одной стороны, это избавляет родителей от лишних хлопот с ребенком, но с другой – представляет для него серьезную опасность. Резкое торможение может привести к тому, что головка малыша по инерции откинется назад – это может привести и к растяжке связок в мышцах, и к повреждению неокрепших шейных позвонков. В свою очередь, воротник для сна надежно зафиксирует головку спящей крохи, предохранив от риска получения травмы. Хотя правила перевозки детей в автомобиле не требуют от родителей использования данного устройства, его наличие в машине сыграет только положительную роль.
- Кармашки на сиденьях. Это специальные приспособления в виде ниши с карманами. Крепятся они к переднему креслу, позволяя задним пассажирам складывать туда различную мелочевку, вещи, игрушки и питание для ребенка. Впрочем, следует ответственно подойти к организации этих предметов, надежно их закрепив – при столкновении вещи не должны представлять угрозу для малыша.
Штраф за неправильную перевозку детей
Размер суммы, которую должен был выплатить недобросовестный водитель за неправильную организацию перевозки ребенка, еще в 2013 году составлял лишь 500 рублей. Такой штраф устанавливался за отсутствие в машине с ребенком автокресла и специальных удерживающих приспособлений, которые предусматриваются нормативами ГИБДД. Правила перевозки детей в автомобиле с того времени изменены не были, но размер штрафа значительно увеличился.
На сегодняшний день он составляет 3000 руб. Столь резкое увеличение этой суммы обусловлено тем, что многие автовладельцы были готовы смириться с ущербом в 500 руб., не вкладываясь в дорогостоящие детские кресла. Впрочем, если сравнить с нынешним штрафным тарифом, то приобретение себя оправдает. За 3-5 тыс. руб. можно купить качественное и надежное детское автокресло, избавив себя тем самым от финансовой угрозы со стороны инспекторов ГИБДД. Другое дело, что речь идет о безопасности ребенка, экономить на которой нельзя ни при каких условиях.
Заключение
К сожалению, отношение к нормативам ПДД в России оставляет желать лучшего. Автомобилисты редко беспокоятся о собственной безопасности, но, что еще печальнее, игнорируют средства защиты для своих близких. Ситуация омрачается тем, что ребенок в большей степени подвержен опасностям при столкновении машины, чем взрослый. Именно с учетом этой особенности разрабатывались правила дорожного движения.
Перевозка детей в автомобиле с соблюдением требований ГИБДД должна осуществляться при максимально возможной защите маленького пассажира, которая обеспечивается специальными устройствами. Ради справедливости можно отметить, что дефицита в средствах защиты ребенка в легковом автомобиле нет. В широком доступе на рынке представлены всевозможные автокресла, бустеры, пятиточечные ремни безопасности и масса дополнительных приспособлений.
Разумеется, стоимость качественных моделей тех же кресел довольно высока, но она себя оправдывает. Об этом свидетельствует статистика, согласно которой автомобильные детские сиденья спасают до 75% жизней юных пассажиров при ДТП.