Если вы только начали своё близкое знакомство с устройством автомобиля, то вполне можете ещё и не знать о такой процедуре, как самостоятельная проверка бензонасоса. И, чтобы заполнить этот пробел в ваших умениях, сегодня мы расскажем вам о том, как же проверить давление бензонасоса.
Как выглядит бензонасос?
Внешний вид бензонасоса на Лифан Солано (подходит еще на Бриз)
Давление в топливной системе (рампе) машины является важным параметром, который должен контролироваться с регулярностью один раз в несколько месяцев. Это простая процедура, которая проводится в первую очередь, после чего уже приступают к устранению прочих недочётов. От правильного давления зависит качество функционирования двигателя во всех режимах работы.
Возможные варианты
Для проверки можно воспользоваться несколькими методами. Самым простым будет вариант с покупкой специального прибора, который включает в себя манометр и некоторые другие элементы. Цена такого набора составляет около сорока долларов, в зависимости от фирмы-изготовителя (мы специально указываем цену в долларах, так как цена в рублях сейчас сильно колеблется из-за скачков курса валюты).
Если обратиться за помощью на СТО, то за одноразовый замер у вас попросят сумму, равную одной пятой части цены готового прибора.
Кулибничаем
Можно воспользоваться специальными средствами
Но, есть и более доступный вариант, где мы будем применять подручные средства. Речь идёт о стандартном манометре, который позволяет замерять давление в шинах. Он имеется в наличии почти у каждого автовладельца. Но, тут нужно помнить, что воздушные манометры рассчитаны на замеры давления с большими значениями, около шестнадцати атмосфер, тогда как модели для топлива ограничены шестью атмосферами.
Проверка давления
Первым признаком, который должен Вам намекнуть на неисправности в системе питания двигателя — это неустойчавая его работа, двигатель может глохнуть или троить.
Разобраться с тем, как померить давление бензонасоса могут даже те, у кого отсутствуют соответствующие навыки. Так, вам нужно будет найти специальную ленту сантехнического типа, которая применяется для уплотнения резьбовых соединений, а также сам манометр, который представляет собой особый измерительный прибор с патрубком, на который указанная лента и должна быть намотана.
Диаметр патрубка должен быть равен девяти миллиметрам. Чтобы обеспечить пожарную безопасность, необходимо накрыть генератор жаростойкой плёнкой или другим предметом. Далее подбираемся к рампе (как измерить давление в топливной рампе читайте здесь), расположение которой у всех автомобилей разное. Ориентируйтесь на конкретную модель вашего транспортного средства и на инструкцию к нему.
Можно воспользоваться и обычным воздушным манометром
Подробно по шагам
- Надеваем шланг от манометра на рампу, плотно затянув его при помощи хомута.
- После этого заводим мотор.
- Присматриваемся к показаниям на манометре, который должен показать действующее значение.
Данная процедура может проводиться, как у себя в гараже, так и в полевых условиях, когда под рукой нет дополнительных инструментов.
Что же касается давления на различных моделях автомобилей, то оно бывает совершенно разным. Точные значения уточняйте на сайтах с инструкциями к авто. К примеру, на отечественных автомобилях марки ВАЗ, где объём мотора равен 1,6 литра, давление топливного насоса должно составлять около четырёх атмосфер.
Инструкция по диагностике давления и ремонту бензонасоса
- Если подача топлива недостаточная, то это может привести к снижению мощности мотора. Проявляется это ещё и тем, что при активном разгоне могут появляться характерные рывки. Это же касается и движения на повышенных скоростях. Итак, снимаем заднее сиденье, которое находится в правой стороне машины. Там мы находим специальную металлическую накладку, которую понадобится открутить.
- Теперь включаем зажигание. Вы должны услышать характерные звуки насоса, который перекачивает топливо. Если этот звук слышен очень слабо, то можете снять ещё одно сиденье, чтобы услышать его отчётливо. Но, бывает и так, что звук отсутствует и в этом случае. В результате, нам понадобится проверить реле, а также предохранители, которые отвечают за работу бензонасоса.
- Следующим пунктом будет ослабление хомута крепления, с последующим отключением от патрубка всасывающего типа бензонасоса топливного шланга. Указанный шланг находится немного ниже, нежели текущая отметка топлива в баке. И, дабы бензин не начал вытекать, нужно закрыть его отверстие любым подходящим предметом, который находится под рукой. Чаще всего, мы говорим о болте соответствующего диаметра.
- Проверяем топливный шланг на предмет наличия повреждений
- Теперь отсоединяем топливный шланг, после чего опускаем его, просто направив вниз, найдя наиболее удобное положение. Далее можно плотно закрыть отверстие шланга пальцем, а при помощи рычага ручной подкачки топлива несколько раз прокачайте жидкость. Вы должны ощутить характерное усилие, которое провоцируется наличием сопротивления напряженной пружины, которая сжимается. Мы говорим о пружине, отнесённой к диафрагме на рычаге. Если же подобного эффекта не наблюдается, то необходимо немного провернуть коленчатый вал мотора, используя для этого специальный болт крепления, который удерживает шкив, до нужной отметки.
- При каждом нажатии пальцем, вы должны ощущать, что давление в шланге становится больше, а топливный насос начинает издавать характерный звук, больше похожий на «хлюпанье». Но, если давления нет, то это может говорить о недостаточном уровне герметичности клапана всасывающего типа, или же о повреждении диафрагмы.
- Плотно закрываем патрубок всасывающего направления при помощи пальца, и заново повторяем цикл накачивания.
В данной ситуации отсутствие эффекта разрежения в патрубке подскажет о том, что диафрагма или же нагнетающий клапан были повреждены.
И, если при этом нет разрежения или же давления нагнетания, то помимо указанных возможных поломок, может оказаться, что в фильтре топливного насоса застрял посторонний предмет.
Не забываем промывать фильтр
Для его устранения будет достаточно промыть фильтр при помощи обычного бензина, а после этого — продуть сжатым воздухом или же компрессором.
Если фильтр чрезмерно деформирован или же не может быть очищен до необходимого уровня, то его нужно заменить новым.
Видео о тесте бензонасоса
Та тут вы можете посмотреть видео, на котором рассматривается, как же проверить и протестировать бензонасос:
Бензонасос является неотъемлемой частью автомобиля, без которой вождение невозможно. К сожалению, как проверить бензонасос на работоспособность, знает не каждый. Деталь достаточно неприметная, и вы можете даже не догадываться, что причина отказа автомобиля кроется именно в ней. Однако, если есть подозрение, что бензонасос не работает, стоит убедиться в этом самостоятельно.
Что такое бензонасос и принцип его работы
Предназначение бензонасоса кроется в поступлении топлива к двигателю автомобиля из топливного бака. Поскольку двигатель с бензобаком находятся по разные стороны друг от друга, без бензонасоса поступление топлива невозможно.
Существует два типа бензонасосов: механические и электрические. Механический бензонасос можно встретить в автомобиле карбюраторного типа. В карбюратор топливо должно подаваться под низким давлением. Электрические бензонасосы специально предназначены для топливных систем с инжекторным типом подачи топлива (форсунки).
Механический бензонасос прикрепляется снаружи топливного бака, а электрический — внутри. В некоторых двигателях предусмотрено сразу два бензонасоса: один из них работает на больших объёмах и при низком давлении внутри бака с топливом, а другой — на малых объёмах и при высоком давлении, находясь около двигателя или на нём.
Механические бензонасосы засасывают топливо из бака в двигатель. Расстояние между насосом и карбюратором небольшое. Благодаря этому они могут работать под низким давлением. Принцип работы электрических бензонасосов основан на проталкивании топлива в двигатель. Работа такого насоса контролируется электронной системой автомобиля.
При этом контроле принимается в расчёт положение дросселя, соотношение топлива и воздуха и содержание выхлопных газов. Электрические бензонасосы быстро нагреваются и сильно шумят из-за того, что работают под давлением. Из-за этого их размещают в топливном баке, так как оно заглушает шум и охлаждает насос.
Бензонасос запускается с помощью электродвигателя. После поворота замка зажигания на включение из бортового компьютера подаётся сигнал на запуск бензонасоса. Электрический заряд поступает в бензонасос. Мотор вращается в течении нескольких секунд, за это время в топливной системе создаётся необходимое давление. В случае, если в течении двух секунд сигнал не подаётся в бортовой компьютер, происходит автоматическое отключение бензонасоса.
Если аварийное отключение не произошло, топливо поступает в бензонасос через трубочку и выходит из него через односторонний клапан. Далее оно попадает в топливный фильтр, который задерживает частички мусора и грязи, и только после этого очищенное топливо поступает в двигатель. Бензонасос прекращает свою работу одновременно с двигателем.
Давление является важнейшим для бензонасоса параметром, влияющим на количество впрыскиваемого в двигатель топлива. За стабильность подачи топлива отвечает редуктор.
Признаки неисправности бензонасоса
С помощью этих признаков вы сможете определить, что не качает бензонасос.
- Самый распространённый из признаков неисправности бензонасоса — это прерывистое движение автомобиля. Автомобиль во время движения начинает то резко замедляться, то ускоряться. Равномерное движение автомобиля обеспечивается непрерывной подачей топлива.
- Вторым по распространенности признаком являются плавающие обороты двигателя на холостом ходу. Таким образом вы можете определить неисправность бензонасоса ещё до начала движения.
- Двигатель запускается с трудом или не заводится вообще. Довольно часто это происходит из-за того, что бензонасос полностью вышел из строя. Признак является не самым распространённым, так как причина того, что двигатель не заводится, может крыться в самых разных неисправностях.
- Ухудшается динамика автомобиля. Когда вы давите педаль газа до отказа «в пол», автомобиль дёргается или вообще не реагирует на перемещение педали. В этом случае неисправность может крыться далеко не в педали, а в бензонасосе.
Не стоит забывать, что все перечисленные выше признаки не являются стопроцентными. Такие неисправности могут быть вызваны выходом из строя других различных деталей двигателя. Обороты двигателя вполне могут плавать из-за неисправности датчика массового расхода воздуха или датчика положения дроссельной заслонки.
Как проверить работу бензонасоса?
Для начала стоит проверить предохранитель. Для этого ознакомьтесь в инструкции с его местонахождением. Далее стоит проверить напряжение на насосе. Перед этим обязательно убедитесь, всё ли в порядке с аккумуляторной батареей. Напряжение на клемме бензонасоса необходимо проверять с помощью мультиметра или тестера. В руководстве по эксплуатации всегда указывается необходимое напряжение.
Если поиски не дают результата, то напряжение стоит проверить на самих контактах. Все контакты должны быть на месте и подключены к массе. Обрыв контакта или его окисление приводит к отказу системы бензонасоса. Если обрыва контактов не обнаружено, но напряжение падает больше, чем на 1 вольт, то дело в проводке или в окислении контактов. В проводке при этом не должно быть короткого замыкания.
Если, проверив напряжение, контакты и предохранитель, вы не обнаружили проблем, значит она кроется в самом бензонасосе. В таком случае бензонасос скорее всего потребует замены. На практике же чаще всего оказывается, что замена — это крайняя мера. Сперва стоит попробовать провести восстановление и протестировать бензонасос ещё раз.
Как проверить давление в топливной рампе?
Вам понадобится манометр, измеряющий давление в диапазоне от 7 до 10 атмосфер. При выборе манометра с большим запасом вы рискуете получить менее точные результаты измерений. В специализированных магазинах продаётся набор для измерения давления, но можно и сконструировать собственный прибор.
Если вы хотите собрать прибор самостоятельно, вам также потребуется шланг с внутренним диаметром 9 миллиметров. Также необходима будет сантехническая пакля, с помощью которой можно уплотнить соединение манометра и трубки. Все детали соединяются и затягиваются с помощью хомута. Также вам понадобится автомобильный золотник. Далее следует выполнить ряд действий:
- Поставьте автомобиль на ровную площадку с предотвращением возможности скатывания, выключите зажигание и откройте капот.
- Проверьте, что обеспечен доступ инжекторных форсунок к топливной рампе.
- Отыщите пробку штуцера давления топлива и удалите её. Затем следует открутить ниппель с помощью золотника.
- Подготовьте пустую тару (подойдёт обычное ведро) и чистую тряпку. Это необходимо для сбора остатков топлива, которые под давлением могут брызнуть в разные стороны. Поэтому позаботьтесь о сохранности кожи (в особенности о лице и глазах).
- Подключайте прибор к штуцеру и приступайте к проверке механизма.
Проверка давления в топливной рампе должна происходить при четырёх режимах работы силового агрегата:
- когда включено зажигание;
- при холостых оборотах двигателя;
- кода сброшена трубка регулятора давления топлива;
- при передавленной трубке слива.
В случае, если вышеперечисленные методы не выявили неисправность бензонасоса, придётся производить диагностику других агрегатов (ДПЗД, РХХ, ДМРВ, компрессия в двигателе и некоторые другие показатели и детали).
Восстановление работоспособности топливного насоса
В случае, если двигатель глохнет при движении, причина неисправности может крыться в электрической его части. Проверьте реле бензонасоса. Подключите к разъёму топливного насоса контрольку (продаётся в автомобильных магазинах, представляет собой измерительное устройство с проводкой и зажимом на конце), включите зажигание и наблюдайте за поведением лампочки. Если лампочка на пару секунд загорелась — ищите причину неисправности в другом месте.
Выявленные в бензонасосе проблемы устраняются с помощью специальных ремкомплектов, приобретаемых в специализированных магазинах или у автодилеров. При необходимости подлежат замене: диафрагма, клапаны, прокладки и топливный фильтр. Некоторые из этих деталей неизбежно приходится менять время от времени. Замену деталей можно проводить самостоятельно и на СТО.
Механический насос должен качать пол-литра топлива за 30 секунд. В случае, если качается меньше топлива, восстановить его работоспособность можно путём повышения давления. Для этого прокачайте сжатым воздухом топливную магистраль, проходящую между бензонасосом и бензобаком. Кроме того, можно убрать прокладку регулирования из-под бензонасоса.
Иногда повреждения бензонасоса бывают столь критическими, что единственным выходом будет замена агрегата. Замена бензонасоса сопровождается его демонтажом. Чаще всего в негодность бензонасос приходит из-за повреждения диафрагмы. Можно закрепить повреждённый участок полиэтиленовой плёнкой.
Такого мелкого ремонта надолго не хватит, однако он поможет вам добраться до СТО, где будет производиться замена агрегата. Менять бензонасос самостоятельно не рекомендуется, доверьте эту операцию профессионалам из СТО. В случае, если автомобиль состоит на гарантийном обслуживании, бензонасос меняется по гарантии в вашем автосервисе. Удачи и лёгких дорог!
Виды электрических бензонасосов
- роликовые. При вращении дискового ротора центробежные силы выталкивают наружу ролики, которые выступают в качестве подвижного уплотнителя между секциями ротора и обоймой. По мере продвижения роликов к каналу высокого давления пространство между корпусом, роликами и ротором уменьшается, за счет чего топливо выталкивается в магистраль;
- шестеренные бензонасосы. Принцип работы и происходящие внутри насоса физические процессы аналогичны насосам роликового типа. Отличие лишь в том, что разница давления обеспечивается вращением наружной и внутренней шестерен.
Центробежные бензонасосы делятся на турбинные и вихревые. Различие между ними лишь в конфигурации лопастей крыльчатки. Ротор электродвигателя соединен с турбинным колесом, которое при вращении нагнетает давление в магистраль подачи топлива к форсункам.
Основные неисправности
- Износ щеток и ламелей якоря. Графитовые щетки прижимаются к ламелям якоря пружинками. С уменьшением толщины щеток и увеличением выработки ламелей пружины уже не обеспечивают должный контакт. Насос с такой неисправностью будет спорадически выключаться, поэтому автомобиль в движении может глохнуть. Если при наличии питающего напряжения бензонасос начинает работать после постукивания по его корпусу, это явный признак изношенных щеток и/или ламелей.
- Оплавление изоляции обмотки якоря. Забираемый насосным колесом бензин перед попаданием в магистраль к форсункам проходит через корпус бензонасос, омывая якорь. Проходя внутри насоса, бензин охлаждает якорь. Поэтому если часто ездить с горящей лампочкой критического уровня топлива, значительно повышается риск перегрева насоса.
- Низкая производительность насосной части. При снижении тока питания бензонасос не сможет компенсировать расход топлива через форсунки. Причина может в окислах на контактах, подгорании или неплотном прилегании пинов в разъемах, износе щеток, ламелей якоря. Естественный износ щеток и ламелей наступает намного раньше, нежели износ турбинного колеса или корпуса нагнетательной части. Поэтому столкнуться с такой проблемой можно в случае некачественного исполнения насоса. Для нормальной работы турбинное колесо должно быть с обеих сторон по всей плоскости прижато частями корпуса насосной части. Если зазор между элементами слишком большой, утечка топлива не позволит создать нужное давление в системе. Чтобы при покупке нового насоса убедиться в его исправности, нужно механическим манометром измерить создаваемое давление.
- Неисправность обратного клапана. Давление в системе должно падать 2-3 часа. Если уже спустя 15-20 минут для запуска двигатель нужно долго крутить стартером, неисправен РДТ или клапан обратного слива в насосе.
Схема электропитания
Для работы электродвигателю постоянного тока необходима разница потенциалов, то есть + и – на выводах АКБ, генератора.
За подачу силового питания отвечает 4-контактное силовое реле. Силовой + на реле идет через предохранитель, расположенный в монтажном блоке в салоне либо под капотом. «Масса» на реле также постоянная. Управляющий + на реле появляется при включении зажигания. При подаче «минуса» на контакт 86 от ECM (электронный блок управления двигателем) силовые контакты замыкаются, в цепи бензонасоса начинает протекать ток.
На многих современных авто топливный насос включается на некоторое время уже при открытии водительской двери. Поэтому водителю после длительного простоя авто не нужно ждать, пока насос создаст давление топлива в системе.
Где находится бензонасос?
Как проверить своими руками?
Если на вашем автомобиле не работает бензонасос, начинать диагностику стоит с проверки питания. Обрыв цепи, перетирание изоляции проводов, неисправность реле бензонасоса либо неправильную работу сигнализации можно легко спутать с поломкой насоса. Для проверки предохранителя и питания в разъемах используйте мультиметр либо обычную контрольку для диагностики электрических цепей. Если при включении зажигания и прокрутке двигателя стартером напряжение на контактах есть, а насос не включается, достаньте его из бака, проверьте провода и при необходимости замените.
Если на разъеме нет «массы» или +12 В, поверьте их на выводах реле бензонасоса. Наличия напряжения в колодке реле говорит об обрыве цепи либо установке в разрыв проводов дополнительного реле для блокировки запуска.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда двигатель глохнет, троит, не развивает мощность, наблюдаются провалы при резком нажатии на газ. Первым делом необходимо замерить давление в топливной рампе. Если на рейке нет разъема для быстрого измерения давления, измерить его можно на штуцере топливной колбы или после извлечения насоса из бака. Чтобы точно определить причину неправильной работы двигателя, наблюдать за давлением лучше на работающем двигателя. Постарайтесь сымитировать условия, при которых неисправность проявляет себя чаще всего.
Какое давление считается нормальным?
На работающем двигателе с безобраточной системой давление должно быть 3,8-4 Атм, в системе с обраткой (РДТ установлен на рейке) – 2,5-3 Атм. При тесте, что называется в стенку, когда манометр подключается напрямую к выходу насосу, значения должны быть не менее 6 Атм.
«>