В чем измеряется пробег автомобиля

На всех автомобилях установлен одометр. Что это такое, знает каждый автолюбитель. Однако далеко не всем известно устройство данного прибора, принцип работы, неисправности и способы ремонта. Кроме того, современные автомобили оснащаются электронным оборудованием, с которым трудно разобраться. Давайте рассмотрим все, что касается одометров.

Назначение и устройство

Что являет собой данный прибор? Это специальный механизм, который предназначен для измерения количества оборотов колес автомобиля в процессе езды. Другими словами, данный элемент позволяет замерять пройденный машиной путь. Показания одометра демонстрируются на приборной панели автомобиля. Прибор показывает водителю суточный, а также общий пробег. Обе эти шкалы располагаются непосредственно на блоке спидометра.

Принцип действия

Теперь следует перейти к тому, как работает одометр. Что это такое, уже более-менее понятно. Принцип работы данного измерительного прибора сильно зависит от типа устройства. Это может быть электронный одометр или же механический. Итак, колесо автомобиля в процессе прохождения каждого километра совершает определенное число оборотов. При этом данный показатель всегда одинаковый вне зависимости от скорости движения машины. Если точно знать, сколько оборотов сделало колесо, тогда без труда можно рассчитать пройденное расстояние в километрах (или милях для американских авто), что и демонстрируется на счетчике. Самые старые механические измерительные приборы работают за счет гибкого тросика. Последний вращается с той же скоростью, что и колесо. Такое вращение передается от выходного вала КПП. Тросик отдает усилия на барабанный счетчик, установленный в приборной панели автомобиля. На устройстве пять барабанов с цифрами.

Чем он полезен?

Казалось бы, чем может быть полезен для автовладельца этот небольшой прибор, считающий километры. Но на самом деле роль одометра в жизни автомобилиста довольно велика. Это важный инструмент, используя показания которого, определяют момент проведения технического обслуживания машины, замены масла, регулировки клапанов, замены ремня ГРМ, проверки развала-схождения и других операций.

Как применять суточный счетчик?

С помощью данного прибора водитель может точно определить расход топлива автомобиля. Иногда может показаться, что двигатель стал потреблять слишком много. В этом случае не стоит сразу же ехать на СТО и делать диагностику. Вначале нужно точно определить расход топлива. В багажник ставят канистру с бензином, ждут, пока в баке все топливо закончится, затем сбрасывают суточный счетчик в ноль, заливают бензин из канистры и ездят на авто в обычном режиме, пока в баке снова станет пусто. Затем останется разделить количество литров на общий пробег суточного счетчика, а полученный результат помножить на 100.

Конструкции одометров разных видов

Данный элемент представляет собой циферблат. Но это только часть устройства. На вторичном валу КПП находится шестерня, которая находится в зацеплении с шестеренкой привода счетчика. Эта деталь соединена гибким тросиком с блоком, который отвечает за спидометр-одометр. Механические устройства являются одними из самых старых. Скрутить пробег на таких можно при помощи любых приспособлений, которые могут вращаться. Счетчик считает обороты, а значит, с помощью любого электрического двигателя можно как скрутить, так и накрутить цифры на счетчике. Электромеханические счетчики – это системы на основе той же шестеренки на вторичном валу коробки передач (причем неважно, автоматическая это или механическая трансмиссия).

Виды датчиков для одометра

Применяются импульсные датчики, основанные на эффекте Холла.

Одометр и погрешности

Практически все измерительные приборы имеют погрешности. Одометры не исключение. Сейчас есть некий стандарт на погрешности. Для механического оборудования он составляет не более пяти процентов. Если автомобиль используется в жестких условиях, тогда уровень погрешности увеличивают до 15 процентов. К жестким условиям можно отнести пробуксовку. Автомобиль как бы движется, ведь колеса вращаются, но сам остается на месте. Кроме того, на уровень погрешности сильно влияют зазоры, ослабленные пружины в конструкции, слабый трос, плохое сцепление. Показания электромеханического одометра ВАЗ считываются от контроллера скорости. В этом случае погрешность будет очень низкая. Стоит отметить высокую надежность устройств. Такие девайсы редко выдают цифру, погрешность которой выше чем 5 %. Электронный одометр является одним из самых точных.

Читайте также:  Проверить дату выпуска авто

Резюме

Итак, мы выяснили, как устроен одометр, что это такое и каких типов бывает. Это нужная вещь в автомобиле. С ее помощью можно сделать многое. Одометр позволяет точно определить, когда менять масло, также поможет определить расход топлива.

Не каждый автолюбитель может ответить, что такое одометр в автомобиле? А между тем, каждый из нас, совершая поездку на машине, регулярно смотрит на него, поскольку без сверки показаний скорости и «как долго ещё ехать?» не обходится ни одна поездка. Поэтому, что такое спидометр, знают все, хотя могут и не предполагать, что в нём совмещено сразу два прибора: один из них показывает скорость, другой «говорит», сколько уже проехали.,

Что измеряет одометр

Так вот одометр и есть тот прибор, который показывает пройденный автомобилем путь. По сути дела, это счётчик (он считает сколько машина прошла), в переводе с греческого означающий «мерить дорогу». Причём он подсчитывает не только общий пробег с начала эксплуатации, который не подлежит сбросу, но и имеет обнуляемое табло (так называемый «суточник»), благодаря которому можно определить расход топлива и текущее расстояние между пунктами.

Принцип действия одометра

Принцип работы одометра был разработан почти 2 000 лет назад греческим математиком Героном Александрийским и с тех пор не менялся. Заключается он подсчёте количества оборотов, проделываемых колесами транспортного средства за время движения, и переводе их в метрическую систему – километры или мили. Это несложно сделать, когда знаешь, сколько окружностей колеса составляет взятая единица измерения.

Типы устройств

На заре развития автомобилестроения на машинах ставились только механические одометры. С развитием электроники, начиная с середины прошлого века, появились электронно-механические приборы. На современных авто устанавливаются, в основном, электронные одометры и выносятся они на приборную доску, как правило, в виде отдельного табло.

Механический

Самые простые в изготовлении и надежные в эксплуатации механические приборы. В них подсчет километража осуществлялся передачей вращений шестеренки, установленной на вторичном валу коробки переключения передач (скорость его оборотов соответствует скорости вращения колес), через специальный тросик к валику с набором цифр, в блоке для спидометра. Существенным недостатком такого одометра было то, что циферки в какой-то момент заканчивались, и он обнулялся. Определить общий пробег машины, если, конечно, не записывать количество «обнулений», было невозможно. Да и при желании скрутить его показания недобросовестному владельцу тоже не составляло труда. «Грешили» эти приборы и неточностью показаний, которые напрямую зависели от диаметра используемых колес – он должен был быть строго расчетным.

Полуэлектронный

Именно для того, чтобы наладить учёт общего пробега транспортного средства и усложнить возможность «скручивания» показаний и были разработаны полуэлектронные одометры. В них механические вращения всё того же тросика преобразовываются индукционным блоком в электромагнитные сигналы, затем считываемые электронным табло и бортовым компьютером, в котором и хранятся все данные. В таких приборах изменить показания уже сложнее, потому что нужно переписывать записи носителя информации, но умельцы для таких неправедных дел, к сожалению, уже имеются. Более того, в интернете создано много сайтов, таких как «одометр.рф», предлагающих такие услуги, рекламируя такую операцию, как очень простую. Хотя это и не так, потому как, чтобы добраться до записей о пробеге на всех электронных блоках, понадобится, кроме умения, ещё и значительное количество времени.

Электронные

Более совершенствованные одометры – электронные. В них механические части заменены на датчики Холла, которые преобразуют вращения вторичного вала в электромагнитные импульсы, считываемые затем электронными приборами. Показания их наиболее правильные, разносятся и хранятся они по разным электронным блокам автомобиля, поэтому добраться до них, чтобы поменять записи, ещё сложнее.

Одометр и спидометр в чем разница

Основное отличие одометра от спидометра заключается в том, что, несмотря на получение данных от одного датчика и интегрированность в одном приборе, замеряют они разные величины: первый, по количеству оборотов вращения вторичного вала КПП, вычисляет пройденный машиной путь, второй — на основании интенсивности этого вращательного движения – её скорость. Отличаются они и ценностью своих показаний. В одометре они наиболее значимые. Ведь именно по километражу пробега определяют удельный расход топлива, техническое состояние, степень износа узлов и агрегатов, оставшийся ресурс двигателя и в конечном итоге стоимость подержанного авто. Потому-то так велико желание недобросовестных продавцов скрутить его показания. Способов усомниться в их достоверности тоже найдено много.

Читайте также:  Замена заднего дворника шевроле нива

1. Принцип расчета пробега в системе «АвтоГРАФ»

Для определения данных о пройденном автомобилями расстоянии в системе «АвтоГРАФ» используются расчеты, основанные на получении географических координат со спутников системы ГЛОНАСС/GPS.

Устройства «АвтоГРАФ-GSM», установленные на автомобилях оснащены одними из самых современных приемников географических координат ГЛОНАСС/GPS. Координаты автомобиля фиксируются непрерывно, одновременно прибор анализирует изменение скорости, ускорения и направления движения. По этим трем параметрам, комплексно, с помощью специального алгоритма, являющегося ноу-хау разработчиков, принимается решение о записи очередной точки трека (см. примечание 1). Далее, для отображения маршрута движения на карте, точки соединяются линиями, и пользователь видит маршрут (трек) движения автомобиля.

Пройденное автомобилем расстояние вычисляется как сумма расстояний между соседними точками. Для определения расстояния между двумя географическими координатами используются специальные формулы. Например, можно перевести географические координаты в прямоугольные:

Преобразование геодезических координат в прямоугольные (цитата из ГОСТ Р 51794-2001):

X = (N + H) * cos(B) * cos(L)
Y = (N + H) * cos(B) * sin(L)
Z = ((1 − e ^ 2) * N + H) * sin(B)
где X, Y, Z — прямоугольные координаты точки;
B, L, H — геодезические координаты точки (соответственно широта и долгота, рад, и высота, м);
N — радиус кривизны первого вертикала, м;
e — эксцентриситет эллипсоида.
N = A / sqrt(1 − e ^ 2 * (sin(B)) ^ 2)
e ^ 2 = 2 * a − a ^ 2
где A — большая полуось эллипсоида, м;
a — сжатие эллипсоида.
Для эллипсоида GRS80 (датум WGS84):
A = 6378137
a = 1 / 298.257223563
Для эллипсоида Красовского (1940):
A = 6378245
a = 1 / 298.3

Затем, зная, прямоугольные координаты по теореме Пифагора можно высчитать расстояние между двумя точками.

Но сегодня существуют более точные формулы и алгоритмы, учитывающие сферическую форму Земли и множество других параметров, описание которых требует специальных знаний. В системе «АвтоГРАФ» используются самые передовые технологии. Программное обеспечение «АвтоГРАФ» постоянно обновляется с целью обеспечения потребностей клиентов.

Полученные вычисления имеют очень низкую погрешность (по некоторым оценкам до 1%), что обусловлено точностью принимаемых координат и применением современных методов вычислений.

2. Причины расхождения данных по пробегу системы «АвтоГРАФ» с данными спидометров

1. Как измерить расстояние измерительным инструментом?

Измерить расстояние по дороге, т.е. маршрут от одной точки до другой, с точностью до 1% можно лишь специальным измерительным инструментом — курвиметром, при условии, что дорога покрыта асфальтом, чистым от снега, грязи и посторонних предметов. Но автомобили, проезжая по одному и тому же маршруту проходят всегда разное расстояние, поскольку траектория обусловлена поворотами рулевого колеса (например, объезд неровностей и ям), выбором полосы движения, а значит, если измерять расстояние при помощи автомобиля, то погрешность увеличится!

2. Как измерить расстояние при помощи автомобиля?

На сегодня для этого существует два основных метода:

  • по спидометру, установленному на автомобиле;
  • по системе ГЛОНАСС/GPS, при помощи специальных контроллеров.

Измерение спидометром. На точность измерения расстояний спидометром (что обусловлено конструкцией) влияют следующие факторы: размер колесных дисков и резины, степень износа резины, качество дорожного полотна, давление в шинах, стиль вождения, степень износа автомобиля. При условии, что влияние этих факторов сведено к минимуму — погрешность большинства спидометров, согласно документации составляет не менее 5%, а с учетом всех факторов может достигать 30% (например, установка не штатной резины).

Читайте также:  Рем вставка лонжерона ваз 2109

Измерение системой ГЛОНАСС/GPS. На точность измерения расстояний по системе ГЛОНАСС/GPS влияет очень мало факторов, в основном рельеф местности, и, эта погрешность, как правило, не превышает 1%. В условиях большинства городов перепад высот не оказывает заметного влияния на расчет пробега. В самом деле, уклон по дорожному знаку в 15…20% соответствует углу наклона дороги 8.53…11.31°, что увеличивает пробег на коэффициент равный косинусу этого угла, т.е. около 1,5%.

Если таких уклонов на маршруте не более 10%, то общая погрешность, связанная с перепадом высот не превысит 0,15%. Но, несмотря на то, что в гористой местности погрешность может увеличиваться до 3%, погрешность в системе ГЛОНАСС/GPS является величиной постоянной (т.е., не плавающей, а одной и той же для каждой местности)

Таким образом, понятно, что способы измерения совершенно разные и результаты измерений столь разными способами не будут совпадать.

3. Может ли система «АвтоГРАФ» использоваться для контроля пробегов?

Поскольку погрешность системы «АвтоГРАФ» величина постоянная — это означает, что для разных машин, для разного времени года, на одном и том же участке пути система «АвтоГРАФ» покажет один и тот же пробег! Результат практически не достижимый для спидометров. Одна и та же машина на одном и том же участке пути в большинстве случаев показывает разный пробег, т.к. погрешность спидометра — это величина плавающая и зависящая от многих факторов.

Так каким же образом учитывать пробег? И чем может помочь система «АвтоГРАФ»? Первое, нужно определиться руководству предприятия, хочет ли оно вести точный учет пробега. В этом случае придется принять решение, какой способ измерения расстояния считать точным или «правильным»! Именно, считать! Потому что измерить его точно не представляется возможным. Здесь возможны варианты. Например, «правильным» можно считать пробег измеренный спидометром специально подготовленной тестовой машины. Затем это измерение можно сравнить с измерением того же расстояния сделанного системой «АвтоГРАФ». Полученную разницу, вычисленную в процентах, считать допустимым поправочным коэффициентом. И далее вести учет пробегов в системе «АвтоГАФ» с учетом этого поправочного коэффициента.

Если руководство предприятия, все-таки, решает вести учет пробега по спидометрам, то разницу в показаниях спидометров и системы «АвтоГРАФ» в пределах 30% придется признать допустимой (см. предыдущий раздел)! В этом случае систему можно использовать просто как средство контроля, чтобы отслеживать, что пробег не превышал этой допустимой отметки, установленной руководством (например, 30%).

4. Законность различных методов учета пробега и ГСМ

Насколько нам известно, каждое предприятие вправе самостоятельно устанавливать систему учета пробега и ГСМ на предприятии, важно только, чтобы это было утверждено соответствующими приказами и, желательно, подтверждено протоколами испытаний специально созданных самим предприятием комиссий. В этом случае система «АвтоГРАФ» как система, показывающая одинаковые пробеги для всех автомобилей на одном и том же участке пути просто неоценимый помощник.

С уважением,
Генеральный директор
ООО «Бизнес-Навигация»
Чаплинский И.С.

Примечание 1. Этот метод называется адаптивным способом записи, у него есть единственный настраиваемый пользователем параметр: интервал записи точек (м) — это минимальное расстояние, после прохождения которого, устройство может записать следующую точку с координатами. Служит для того, чтобы прибор не записывал точки трека слишком часто при изменениях параметров движения на коротких отрезках пути. Рекомендуемое значение для легковых автомобилей 5…10 метров, для грузовых автомобилей 10…20 метров. Интервал возможных значений 1…600 метров. Таким образом, при прямолинейном движении координаты записываются реже, а при криволинейном чаще, что в результате позволяет получить экономию в записи точек без потери информации о маршруте движения. Также в системе может использоваться способ записи координат с заданной пользователем периодичностью, например, каждые 5 секунд.

«>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector